Утром в воскресенье обладатель пояса Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в легком весе Хабиб Нурмагомедов одержал победу над ирландцем Конором Макгрегором, после чего устроил массовую потасовку в зрительном зале. ТАСС рассказывает о том, как самый ожидаемый бой тысячелетия превратился в самый скандальный.
Поединок Нурмагомедова и Макгрегора был главным событием одного из основных турниров организации в 2018 году — UFC 229. Задолго до начала болельщики окрестили противостояние россиянина и ирландца самым жестким и бескомпромиссным в истории организации, а предшествующий поединку бэкграунд (беспрестанные перепалки в соцсетях, столкновения на турнирах вне октагона, нашумевшая история с нападением Конора на автобус с Хабибом) обеспечил ему громадный зрительский интерес. "Это лучшие дни в моей карьере, пик моей деятельности", — говорил глава UFC Дэйна Уайт на пресс-конференции еще каких-то два дня назад. Мог ли он представить, во что в итоге все это выльется…
Все привыкли, что нервы Нурмагомедова сделаны если не из стали, то уж во всяком случае из хорошей бронзы. Макгрегор на официальных мероприятиях перед боем старался как мог: всячески обзывал своего будущего оппонента на пресс-конференциях, затрагивал тему религии, приплетал к личному противостоянию родителей российского бойца и в целом вел себя крайне вызывающе. На официальной церемонии взвешивания ирландец даже попытался атаковать Нурмагомедова, но в дело вмешалась охрана, и потасовки удалось избежать.
Хабиб же оставался предельно спокойным. Или делал вид, что переходящие все границы выпады Макгрегора никак его не задевают. Хотя, кажется, даже самым явным скептикам было понятно, что их конфликт — уж точно не спродюссированный руководством UFC пиар-ход по раскрутке поединка, а самая настоящая вражда между двумя лучшими атлетами в своей весовой категории. Яснее остальных это осознавал Уайт — первую пресс-конференцию бойцов он назвал "самой мрачной в жизни", а на сам бой согнал, кажется, половину всей полиции Лас-Вегаса.
Что вообще произошло?
Как оказалось, не зря. В середине четвертого раунда Нурмагомедов провел успешный удушающий за спину, и Конор спустя несколько секунд постучал по руке. Первое, что сделал российский боец после этого, — плюнул на побежденного соперника, второе — кинул капу в стоявшего возле октагона и явно переусердствовавшего с оскорблениями в адрес россиянина спарринг-партнера Макгрегора Диллона Дэниса, третье — перемахнул через заграждение и вперед ногами полетел на обидчика. Завязалась массовая драка в зале, которую даже при помощи служб безопасности и стражей порядка удалось локализовать далеко не сразу.
Макгрегор, немного придя в себя, попытался догнать Хабиба и бросился на решетку клетки, но его задержали охранники. Неожиданно в октагоне появились члены команды и друзья Нурмагомедова Эседулла Эмиргаев (по данным СМИ, это был именно он. Как стало известно ТАСС, позднее Эмиргаев был задержан полицией, но потом отпущен) и Зубайра Тухугов, а также его двоюродный брат Абубакар. Последний приблизился к зоне, в которой находился ирландец, и получил от него удар с левой руки. Абубакар Нурмагомедов в ответ атаковал Конора, потом к драке подключились Эмиргаев (провел серию ударов Макгрегору со спины) и Тухугов.
К этому моменту Нурмагомедов был возвращен в октагон, посторонних из клетки удалили. Вокруг суетились охранники, а побежденный и абсолютно обескураженный Макгрегор бесцельно бродил по своему углу. "Это просто чертово безумие", — говорил Уайт, короткими перебежками перемещаясь в октагоне и пытаясь хоть как-то успокоить участников безнадежно испорченного мэйн-ивента. С трибун битком набитой 20-тысячной "Ти-Мобайл Арены" доносился непрекращающийся свист.
Хабиб, как бы странно это ни прозвучало в этой ситуации, выглядел растерянным. Такое поведение выходит за пределы декларируемых им норм и принципов, и он, кажется, на тот момент и сам не мог понять, как превратился из спокойного и рассудительного чемпиона в зверя. В ту минуту он стал тем, к кому относился с такой сильной неприязнью, — Конором Макгрегором. А возможно, даже хуже.
"Ты должен успокоиться, тебе надо остыть, — говорил ему его хороший друг и по совместительству действующий чемпион UFC в двух весовых категориях легендарный Даниэль Кормье. Он принимал активное участие в локализации конфликта, и во многом благодаря ему порядок удалось восстановить. — Я понимаю, что тебе обидно, но сейчас надо прийти в себя". В ответ на это Нурмагомедов начал требовать, чтобы ему вынесли его пояс, но Уайт принял решение отказаться от традиционного представления чемпиона с титулом в октагоне по соображениям безопасности. В итоге ринг-анонсер Брюс Баффер объявил Нурмагомедова победителем поединка уже в то время, как тот в плотном кольце полицейских пробирался к подтрибунному помещению. Когда российский боец проходил мимо трибун, в него полетели бутылки и банки из-под пива. Наверное, так плохо к действующему и абсолютно доминирующему чемпиону публика не относилась никогда.
Хабиб победил заслуженно?
Абсолютно. Да и вообще если говорить про все, что касается самого поединка и его организации, то ребята из UFC постарались на славу. Бойцам устроили необычный выход в октагон — пустили по клетке дым, дали Макгрегору побродить по площадке своей фирменной походкой. О безопасности не забывали даже тогда, когда оба бойца уже находились в октагоне; во время представления соперников и в перерывах между раундами в клетке находились сразу пять охранников.
Зрители на трибунах начали гудеть и свистеть в адрес Нурмагомедова еще до того, как прозвучал сигнал к началу поединка. Ничего удивительного в этом нет, ведь в Лас-Вегас прилетело много ирландцев (и это не считая того, что за годы карьеры Макгрегор смог привлечь на свою сторону местную публику). Но тогда казалось, что российского бойца это обстоятельство особо не заботит, — он дирижировал свистящей толпой, отбивал "пять" Бафферу и пребывал в приподнятом настроении, несмотря на некую нервозность в "подтрибунке" перед выходом (следует отметить, что Макгрегор тоже сильно нервничал перед и после выхода в октагон).
В первые 15 секунд стартовой пятиминутки Макгрегор попытался достать голову россиянина своими ударами. Он понимал, что его шанс — это поймать соперника в первые два-три раунда, иначе у него начнутся серьезные проблемы. Однако они начались гораздо раньше, ведь Хабиб провел первую попытку повалить соперника на настил уже в середине первой минуты. Конор пытался защищаться, однако от тейкдаунов Нурмагомедова спасения нет.
Все закончилось в четвертом раунде. Нурмагомедов провел очередной успешный тейкдаун и спустя пару секунд миновал защиту соперника. В этот момент на лице Конора застыла гримаса ужаса, и, как оказалось, не зря; меньше чем через минуту ирландец в попытке подняться на ноги отдал спину и открыл возможность для Нурмагомедова провести удушающий прием. Хабиб замкнул замок где-то в районе подбородка и стал вдавливать его в шею, параллельно выкручивая ее, — в итоге получилось что-то среднее между болевым и удушающим приемом, но Макгрегор не выдержал давления и сдался.
По-настоящему великая победа. И очень жаль, что цена, которую Нурмагомедову придется заплатить за эти закулисные дрязги, может затмить всю спортивную составляющую мероприятия.
Что будет теперь?
Санкции. Уайт на итоговой пресс-конференции после турнира четко дал понять, что Нурмагомедов ответит за несдержанность. "Он определенно понесет наказание, парень, который прыгает в толпу ногами, больше не будет биться здесь", — сказал глава UFC. Эти слова можно расценить двояко, но, скорее всего, Уайт имел в виду, что Хабиб больше не будет драться в Лас-Вегасе, а не в UFC вообще.
Конечно, это не хорошо, но и не очень критично. Публика явно не простит Хабибу произошедшего, посему вряд ли он сам будет заинтересован в боях на "Ти-Мобайл Арене". Куда трагичнее могут оказаться иные последствия.
Расследовать ситуацию с дракой после поединка будет Атлетическая комиссия штата Невада. Подобные организации являются регуляторами профессионального спорта в США — они назначают фиксированные гонорары боксерам и бойцам, следят за состоянием здоровья спортсменов до и после поединков, а также выносят санкции за серьезные нарушения правил (как дисциплинарных, так и связанных с допингом). Без согласования с комиссией конкретного штата боксерский или же бойцовский промоушн не имеет права проводить там мероприятия под своей эгидой, из-за чего организации предпочитают исполнять решения комиссий и не портить с ними отношения.
Решения атлетических комиссий часто бывают непоследовательны, и за однотипное правонарушение спортсмены могут получить абсолютно неравносильные наказания. Это особенно актуально для Нурмагомедова, который не является любимцем местных болельщиков. Также ситуация российского бойца осложняется тем, что губернатор штата Невада присутствовал на поединке с Макгрегором и, по словам Уайта, испугался потасовки и поспешил ретироваться. По несчастному стечению обстоятельств именно губернатор штата назначает членов комиссии.
На официальной пресс-конференции Хабиб принес извинения городу и лично Атлетической комиссии штата Невада, добавив, что его отец Абдулманап Нурмагомедов "накажет" его после возвращения домой за этот инцидент. Возможно, это смягчит сердца комиссионеров, но верится в это с трудом. "У него серьезные проблемы. Ему надо переживать не обо мне, не об UFC, а о комиссии", — сказал Уайт.
Сохранит ли Нурмагомедов пояс?
Санкции со стороны спортивных функционеров Невады могут быть самыми разнообразными. Вероятно, Нурмагомедов все же получит дисквалификацию и денежный штраф; размер и того, и другого предугадать крайне сложно. Формально российский боец нарушил лишь одно правило — покинул октагон до официального объявления результатов боя, а за это серьезно наказать не могут (к примеру, крайне маловероятно, что бой россиянина и ирландца признают несостоявшимся). Однако драка, к тому же произошедшая в зоне, где находятся СМИ, а в паре метров — болельщики, определенно заставит Атлетическую комиссию преподать Нурмагомедову жесткий урок.
И тут мы подходим к самому главному. На пресс-конференции Уайта спросили, готов ли он сказать, что Нурмагомедов со стопроцентной вероятностью не лишится своего титула, и он ответил отрицательно. Он также добавил, что UFC, "вероятно", отберет у россиянина пояс в случае, если дисквалификация со стороны Атлетической комиссии Невады будет "слишком длительной" (еще бы понять, какой конкретно срок дисквалификации Уайт считает таковым…). А еще глава UFC высказал предположение, что у Нурмагомедова теперь могут возникнуть проблемы с продлением американской визы.
И если лишение титула еще можно пережить (благо, в легком дивизионе UFC объективно нет бойца сильнее Хабиба, и вернуть пояс для него не составит труда), то проблемы с визой фактически поставят сотрудничество UFC и российского непобежденного чемпиона под угрозу. Промоушн не будет держаться за Нурмагомедова в случае, если у него возникнут проблемы такого толка, потому что хоть россиянин и является отличным спортсменом, но в одиночку стадионы собирает Макгрегор, а не он. К слову, ирландец уже сообщил, что рассчитывает на бой-реванш с Хабибом, но теперь ситуация находится в руках спортивных комиссионеров.
Дата рассмотрения дела Нурмагомедова Атлетической комиссией Невады пока неизвестна. Нам же остается только ждать и надеяться, что красивая победа Хабиба над Конором не окажется в итоге пирровой. Хотя верится в это с трудом.
Владислав Жуков