29 СЕН, 19:21

ЛИОЗНОВА Татьяна Михайловна

Лиознова Татьяна Михайловна родилась 20 июля 1924 года в Москве.

В 1949 году Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В том же году она была распределена на Киностудию им. М. Горького, но вскоре уволена. Тем не менее Лиознова работала ассистентом режиссёра на фильмах Сергея Герасимова. Участвовала в создании фильмов: "Таинственная находка", "Земля и люди" и др. Совместно с Самсоном Самсоновым Лиознова поставила в театре им. Евгения Вахтангова спектакль "Седая девушка". В соавторстве с Владимиром Беляевым написала две пьесы-сказки по мотивам китайского и корейского фольклора. Их пьеса "Голубая звезда" была поставлена в Московском ТЮЗе.

В 1954 году Татьяна Лиознова была восстановлена на Киностудии им. М.Горького в качестве ассистента по реквизиту.

Режиссерский дебют Татьяны Лиозновой состоялся только в 1958 году. Сценарий к фильму "Память сердца" написали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. За ним последовали картины "Евдокия" - киноповесть о женщине, заменившей мать пятерым сиротам; "Им покоряется небо", посвященная памяти летчиков, погибших при испытании новых самолетов.

Большую известность принесла режиссеру лирическая картина "Три тополя на Плющихе", в которой главные роли блестяще исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Одной этой работы было бы достаточно, чтобы остаться в истории советского кинематографа.

Но имя Татьяны Лиозновой неразрывно связано с легендарным телевизионным фильмом – "Семнадцать мгновений весны". Эта картина появилась на экранах в 1973 году. Вымышленный сюжет Юлиана Семенова в фильме Лиозновой превратился в доподлинную хронику весны 1945 года, благодаря бережно подобранному документальному материалу. Этот сериал - один из наиболее уникальных и гениальных картин советского кинематографа, а серьезные актерские работы Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева стали одними из самых значительных в их творчестве. Один из первых отечественных сериалов имел ошеломляющий успех. Одну только премьеру киноленты посмотрели свыше 200 миллионов зрителей.

В начале 1980-х годов выходят два других фильма Татьяны Лиозновой, различных по жанру, но высоко оценены и критикой, и зрителями: социально-производственная драма по пьесе Александра Гельмана "Мы, нижеподписавшиеся" и яркая музыкальная картина о женской судьбе "Карнавал". В работе над сценарием "Карнавала" Лиознова принимала активное участие. Эту картину в прокате посмотрели свыше 30 миллионов зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьева в 1982 году по опросу читателей "Советского экрана" была признана лучшей актрисой.

Свою работу в кино Татьяна Михайловна завершила в 1986 году фильмом "Конец света с последующим симпозиумом".

Ее картины обладают уникальным качеством - они не стареют. Их с интересом смотрят и люди пожилого возраста, и молодежь. Каждое поколение находит в них что-то своё.

Много сил и времени отдала Татьяна Лиознова педагогической работе. Сначала она обучала студентов ВГИКа в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, а в 1975 - 1980 гг. - вместе со Львом Кулиджановым руководила режиссерско-актерской мастерской.

Народная артистка СССР Татьяна Михайловна Лиознова награждена орденами Октябрьской Революции, Почета, "За заслуги перед Отечеством" Ш и 1У степеней. Она - лауреат Государственной премии РСФСР 1976 года в области киноискусства, "ТЭФИ - 2001". Удостоена специального приза президента РФ "За выдающийся вклад в развитие российского кино". 

Читать на tass.ru