Все новости

Без возврата инвестиций

Тарифной выручки - традиционного источника финансирования для энергокомпаний в ценовых зонах рынка - на Дальнем Востоке едва хватает на текущие ремонты сетей и объектов генерации
Сахалинские сети "РАО ЭС Востока"
Описание
Сахалинские сети
© "РАО ЭС Востока"

Реформа РАО "ЕЭС России" затронула энергетику всей страны. Однако Дальний Восток остался государством в государстве. Сам холдинг "РАО ЭС Востока", кстати, владеет всеми видами бизнеса - в остальной России генерация, распределение и сбыт были разделены между разными собственниками. Но главное, что сегодня весь ДФО - огромная территория с изолированными энергорайонами - работает вне ценовых зон по регулируемым тарифам. Потребителей здесь мало, большая доля приходится на население и коммунально-бытовой сектор.

"Никто из жителей Дальнего Востока не виноват в том, что на огромных пространствах строилось мало энергетических сетей, мало генерирующих мощностей, что тарифы на транспортировку электрической энергии за счет расстояний огромны", - признает полпред президента РФ в ДФО, вице-премьер правительства России Юрий Трутнев. Однако пока социальные вопросы оказываются в приоритете, и государство устанавливает для местных потребителей минимальные цены на энергию.

Такое положение оборачивается тем, что в энергетике Дальнего Востока отсутствуют механизмы, гарантирующие возврат инвестиций. Получаемой тарифной выручки - традиционного источника финансирования для энергокомпаний в ценовых зонах рынка - "РАО Энергетические системы Востока" едва хватает на текучку (плановые ремонты, подготовку оборудования к ОЗП и т. п.). При этом холдинг разработал дорогостоящую программу развития, по которой до 2025 года планируется ввести более 4 ГВт новых мощностей, из них 2,5 ГВт - для замены устаревших и выбывающих объектов. По словам генерального директора компании Сергея Толстогузова, стоимость программы составляет около 630 млрд руб., из них до 2020 года - около 290 млрд руб.

52% этой суммы пойдет на реконструкцию электрических и тепловых сетей, а также на модернизацию существующих объектов. Рассчитывать на весомое участие в инвестпрограмме дальневосточного холдинга его материнской структуры "РусГидро" также не приходится. Госхолдинг реализует собственную масштабную комплексную программу модернизации (ПКМ) действующих ГЭС и инвестпрограмму с пусками объектов в 2016-2018 годах.

Тарифы должны меняться

"Сегодняшние тарифы не позволят нам финансировать эту программу, - признает Толстогузов. - Часть средств, конечно, мы получим от амортизации, за счет тарифов, которые мы будем использовать на реализацию программы. Но в основном это кредитные ресурсы. Хотя без механизмов возврата инвестиций банки неохотно дают деньги". Рассчитывают в компании и на госгарантии, и на целевые средства на инвестиции в энергетику Дальнего Востока. "Частично финансирование  необходимо получить из целевых средств на развитие энергетики, это будут невозвратные деньги, без процентных платежей и давления на тарифы. В какой пропорции в итоге будут распределены эти источники финансирования, зависит от возможности повышения тарифов. Чем ниже будут темпы роста тарифов, тем меньше будет у компании возможностей для получения кредитов и тем больше нам потребуется невозвратных денежных средств. К примеру, если среднегодовой рост тарифов останется на уровне 6,6%, из собственных средств мы сможем покрыть лишь треть необходимых затрат. В этом случае мы рассчитываем на государственные вложения в размере до 39%", - говорит Толстогузов.

Так что в ближайшие годы подходы к тарифообразованию в энергетике Дальнего Востока все же придется пересматривать. "Мы считаем, что развитие энергетики Дальнего Востока не должно субсидироваться в постоянном режиме, потому что иначе мы просто создадим систему, которая не будет заинтересована в экономии затрат", - говорит Юрий Трутнев.