22 сентября 2013, 08:08

Реконструкция железнодорожного участка Хасан - Раджин

22 сентября 2013 года официально завершилась реконструкция железной дороги с совмещенной колеей от станции Хасан /РФ/ до северокорейской станции Раджин, где находится главный порт этой торгово-экономической зоне (ТЭЗ).

Проект Хасан-Раджин рассматривается как пилотная часть реконструкции Транскорейской железнодорожной магистрали, если будет принято окончательное решение о соединении железных дорог.

Соглашение о Транскорейской железной дороге 

В Московской декларации, подписанной 4 августа 2001 года Владимиром Путиным и лидером КНДР Ким Чен Иром, стороны выступили за создание "железнодорожного транспортного коридора, соединяющего север и юг Корейского полуострова с Россией и Европой". 14 августа того же года Соглашением о взаимном сотрудничестве между МПС России и министерством железных дорог КНДР вопрос создания Транскорейской железной дороги был конкретизирован. Российская сторона высказалась за использование Транскорейской железной дороги по ее восточному пути с выходом на Транссиб через Хасан.

Решение о начале модернизации Транскорейской магистрали с реконструкции участка железной дороги Хасан-Раджин было принято 17 марта 2006 года во Владивостоке на трехсторонней встрече глав железнодорожных ведомств трех стран / президента ОАО "Российские железные дороги" /РЖД/ Владимира Якунина, министра железных дорог КНДР Ким Ен Сама и президента южнокорейской корпорации "Корейские железные дороги" Ли Чхоля/.

Проект стоимостью 8,3 млрд рублей

24 апреля 2008 года в Москве президент РЖД Владимир Якунин и министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам подписали соглашение о сотрудничестве в реализации пилотного проекта Хасан-Раджин. Помимо собственно модернизации участка железной дороги длиной 54 км проект предусматривал реконструкцию трех тоннелей, ремонт пограничного железнодорожного моста, строительство в порту Раджин грузового терминала пропускной способностью 4 млн тонн грузов в год, а также последующее использование этой инфраструктуры для организации транзитных перевозок с выходом на сеть российских железных дорог.

Одновременно в рамках соглашения был подписан договор о создании "Торговым домом РЖД" и портом Раджин совместного предприятия "РасонКонТранс" с целью привлечения инвестиций для финансирования проекта, а также привлечения подрядчиков к осуществлению проектных и строительных работ по реконструкции железной дороги и строительству контейнерного терминала в порту Раджин. 70% акций СП принадлежит "Торговому дому РЖД" и 30% - КНДР /первоначально министерству железных дорог КНДР, затем государственной Железнодорожной транспортной компании "Тонхэ"/. В августе 2008 года СП заключило договор аренды железной дороги на участке Туманган-Раджин с компанией "Тонхэ" на 49-летний срок. Затраты на реализацию всего проекта, по данным РЖД, оценивались в 8,3 млрд рублей.

Начало строительства

4 октября 2008 года на станции Туманган в КНДР в знак начала работ было уложено первое, так называемое "золотое" звено совмещенной железнодорожной колеи /российская колея несколько шире корейской - 1520 мм и 1435 мм/, после чего президент РЖД Владимир Якунин и министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су подписали протокол о начале работы. В 2010 году начаты полномасштабные строительные работы по реконструкции железной дороги. 13 октября 2011 года завершился первый этап проекта: в ходе реконструкции на участке Раджин-Туманган была уложена совмещенная колея длиной 32 км и состоялся прогон демонстрационного грузового /контейнерного/ поезда.

13 июня 2013 года в Москве по итогам встречи президента компании РЖД Владимира Якунина с министром железных дорог КНДР Чон Гир Су подписан протокол о создании специального диспетчерского центра управления движением поездов на линии Хасан-Раджин. Согласно документу, центр будет создан с участием специалистов СП "РасонКонТранс" и компании "Тонхэ". В его задачу войдет не только управление движением, но и взаимодействие линии со всей железнодорожной сетью КНДР.

Экспортная магистраль России

На начальном этапе эксплуатации магистрали Хасан-Раджин планируется организация экспортных перевозок угля из России транзитом через порт Раджин в страны АТР. Одновременно будет прорабатываться возможность использования созданной инфраструктуры для перевалки контейнерных грузов из Южной Кореи и других стран АТР с выходом на сеть российских железных дорог. 34 специалиста из КНДР, которые будут обеспечивать международные грузовые перевозки на участке Хасан-Раджин, прошли обучение в учебных центрах Дальневосточной железной дороги.

Порт Раджин входит в особую торгово-экономическая зону Расон и является незамерзающим портом с развитой инфраструктурой и высокой степенью безопасности для грузоотправителей и льготами для предпринимателей. В марте 2010 года Россия получила право эксплуатировать один из доков в порту Раджин сроком на 50 лет.