18 августа 2014, 06:26

Версальский договор: как, закончив одну войну, мир создал другую

Справа налево: президент США Вудро Вильсон, премьер-министр Франции Жорж Клемансо, премьер-министр Италии Витторио Эмануэле Орландо, премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж. Версаль, 1919 год. AP Photo
Справа налево: президент США Вудро Вильсон, премьер-министр Франции Жорж Клемансо, премьер-министр Италии Витторио Эмануэле Орландо, премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж. Версаль, 1919 год

Первая мировая война прямо или косвенно имела два главных геополитических последствия. Первым было исчезновение четырех империй, до ее начала вершивших судьбы миллионов людей и игравших далеко не последнюю роль на международной арене. Германская и Российская империи, жизнь которых была подорвана четырьмя годами войны, пали в результате революций. Австро-Венгрия фактически распалась еще во время войны, и Версальский договор лишь узаконил этот распад. В Османской империи после окончания войны тоже началась революция, спустя четыре года приведшая к власти Мустафу Кемаля, более известного как Ататюрк.

Вторым последствием Первой мировой, тесно связанным с первым, стало образование национальных государств на востоке Европы: Австро-Венгрия распалась на две части, отраженные в ее названии, и Чехословакию, а вышедшие из ее состава Босния, Хорватия и Словения объединились с Сербией и Черногорией в Королевство сербов, хорватов и словенцев, вошедшее в историю как Югославия. Из состава Российской империи по условиям Брестского мира вышли Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Версальский мирный договор фактически легитимизировал этот распад.

Мирная конференция, которая должна была определить итоги Первой мировой войны, началась в Версале в январе 1919 года. В парижской прессе ее весьма точно окрестили "биржей", на которой торгуют акциями разных стран, и в первую очередь, главного банкрота Первой мировой - Германии.

Именно на Версальской конференции о себе впервые громко заявил новый игрок на международной политической арене - США. Тогдашний глава Штатов Вудро Вильсон стал первым президентом США, который, будучи в должности, покинул пределы своей страны. Покинул, естественно, для того, чтобы явиться в Версаль.

И Вудро Вильсону было что предъявить другим участникам конференции. За время войны США значительно укрепили свои позиции на мировой арене: Штаты получили колоссальную выгоду от выполнения военных заказов стран Антанты и стали кредиторами многих из них. При этом, как бы странно это ни звучало, США были едва ли не главным защитником интересов Германии в Версале: они не хотели усиления Великобритании и ее восстановления в статусе "владычицы морей", а в качестве ее единственного достойного соперника Вашингтон видел именно Германию.

Президент США Вудро Вильсон стал автором центральной идеи Версальской мирной конференции – идеи создания Лиги наций.

28 апреля участникам конференции было предложено утвердить устав этой организации, подготовленный американской стороной. Происходившее дальше является одной из самых курьезных и в то же время показательных ситуаций в международной дипломатии. Тогда посреди решения организационных вопросов неожиданно для многих со своего места поднялся формальный председатель конференции – премьер-министр Франции Жорж Клемансо, заявивший, что возражений против предложения президента США ни у кого нет, и оно принимается единогласно. Клемансо говорил по-французски и очень быстро, и переводчики не успевали переводить за ним. И лишь когда он перешел к следующему вопросу повестки дня, все с удивлением узнали, что только что приняли устав Лиги наций.

Согласно этому документу, любой конфликт между двумя странами теперь должен был разрешаться в Лиге, а страна-агрессор подвергалась санкциям со стороны других государств. По мнению учредителей Лиги, это делало войну крайне неудобным способом разрешения споров, и организация становилась таким образом гарантом невозможности повторения войны, подобной той, которая только что закончилась.

Интересно, что Сенат США, президент которых и был идеологом Лиги наций, в итоге отказался ратифицировать Версальский мирный договор именно из-за того, что устав Лиги был его составной частью, а сенаторы не хотели связывать США какими-либо обязательствами в рамках этой организации. В итоге в 1921 году США подписали с Германией мирный договор, фактически идентичный Версальскому, однако с той разницей, что в нем ни слова не говорилось о Лиге наций.

Казалось бы, после создания такой системы коллективной безопасности оставалось только подписать мирный договор, но здесь возникла проблема: у участников конференции были совершенно разные взгляды на то, на каких условиях этот договор должен быть заключен.

На протяжении конференции в Версале вообще высказывались весьма разные взгляды, в том числе самые радикальные. Так, президент Франции Раймон Пуанкаре, который до войны призывал к возвращению Эльзаса и Лотарингии, теперь потребовал полностью поделить территорию Германии между странами-победительницами. Но это предложение никто не поддержал по очень простой причине: участники конференции понимали, что если создать прецедент, впоследствии так можно будет поступить с любой страной.

Французская делегация потребовала создания на прирейнских землях независимого государства, не имеющего своей армии и права на воссоединение с Германией. Также Франция хотела заполучить Рурский угольный бассейн, неизменно бывший предметом ее территориальных споров с Германией. Такой оборот дела не устраивал Вудро Вильсона. В результате после долгих переговоров было решено на 15 лет передать эти территории под управление Лиги наций и ввести туда французские и британские войска с мандатом Лиги. По истечении этих 15 лет население региона должно было самостоятельно решить свою судьбу. (В 1923 году из-за тяжелейшего экономического кризиса, поразившего Веймарскую республику (так стала называться Германия), она отказалась выплачивать репарации, и Франция временно оккупировала Рурскую область.) Также было решено обязать Германию срыть все военные укрепления вдоль Рейна и создать на правом, то есть немецком берегу реки демилитаризованную зону шириной в 50 километров.

Устав Лиги наций был принят, условия мирного договора – согласованы. И здесь возникла вторая проблема: как вынудить Германию подписать такой мирный договор?

Немецкую делегацию пригласили в Версаль лишь 7 мая, спустя четыре месяца после начала работы конференции. Жорж Клемансо передал делегатам текст мирного договора и потребовал безоговорочно принять все его условия. Глава немецкой делегации Ульрих Брокдорф-Ранцау попытался заявить, что Германия не признает себя единственной виновницей войны и настаивает на коллективной ответственности за произошедшее. Однако у немцев не было выбора: их по сути поставили перед фактом, что, если они не подписывают договор, союзники немедленно возобновляют военные действия. Немцам дали унизительно мало времени на размышление – пять дней. Делегатам удалось вымолить еще два дня, и они отбыли в Берлин для обсуждения условий договора, а на деле лишь для того, чтобы еще раз понять, что выбора у Германии нет.

21 июня германское правительство согласилось подписать документ, и 28 июня это было сделано в Зеркальном зале Версальского дворца.

Помимо выполнения всех перечисленных выше условий, касающихся прирейнских земель, Германия также признавала независимость Польши и Чехословакии, которым доставалась часть немецких территорий. Особенно болезненным для Германии было объявление «вольным городом» под управлением Лиги наций порта Данциг (польское название – Гданьск) и близлежащих к нему земель, в результате чего образовывался так называемый Данцигский коридор, разрезавший территорию Германии на две части.

Также, согласно Версальскому миру, Германия отказывалась от каких бы то ни было претензий на Австрию. Таким образом, аншлюс 1938 года был прямым противоречием этому условию Версальского договора.

Наконец, Германия не только не приобретала новых колоний, ради которых она во многом и развязала Первую мировую войну, но и лишалась тех немногих колониальных владений, которые она имела в Африке и Тихом океане. Примечательно, кстати, что среди прочего Германия признавала протекторат Франции над Марокко, за которое Вильгельм II так сражался в первые годы XX века, едва не начав мировую войну в Африке.

Но территориальные потери Германии были не единственной стороной Версальского мирного договора. В стране распускался Генеральный штаб, ей запрещалось иметь регулярную армию, и даже добровольческие войска не должны были превышать по численности 100 тыс. человек. Флот Германии был урезан до ничтожно малых размеров: ей оставили по шесть броненосцев и легких крейсеров и по 12 миноносцев и контрминоносцев. Иметь подлодки, равно как и военную авиацию, Германии запрещалось, а производство оружия могло вестись только под контролем союзников. Наконец, на Германию была наложена контрибуция в размере 132 млрд золотых марок, то есть в 22 раза больше, чем та, которую сами немцы наложили на Россию по условиям Брестского мира.

Позже, в сентябре 1919 года, также были подписаны мирные договоры с Австрией и Венгрией – бывшими союзниками Германии в составе единой империи, распад которой и был теперь формализован этими документами. Также был подписан договор с Болгарией, которая пострадала сильнее Австрии и Венгрии: ее, как и Германию, обложили контрибуцией, и она лишилась не только флота, но и выхода к Эгейскому морю, когда-то стараниями России оставленного болгарам несмотря на то, что они развязали Вторую Балканскую войну.

Сама Россия, как известно, в обсуждении и подписании Версальского договора не участвовала. При этом земли бывшей Российской империи в Версале делили точно так же, как и земли Германской, а одной из главных целей договора стала как раз изоляция Советской России, в которую ее бывшие союзники по Антанте еще до окончания Первой мировой уже начали военную интервенцию. Образование национальных государств в Восточной Европе было выгодно участникам конференции еще и потому, что они выполняли роль своеобразного буфера между ними и Советской Россией, откуда исходила угроза большевизма, которого они боялись еще больше, чем нового усиления Германии.

Так сложилась так называемая Версальская, или Версальско-Вашингтонская система международных отношений. На деле она не устраивала ни одну из сторон и не разрешила ни одного из противоречий, ставших причинами Первой мировой, а лишь загнала их вглубь, став бомбой замедленного действия, и даже породила новые. Трудно поспорить с тем, что Версальский мирный договор сделал для прихода к власти в Германии нацистов больше, чем что бы то ни было иное. Люди проницательные понимали это уже тогда. Маршал Франции Фердинанд Фош, ставший в конце войны главнокомандующим союзными войсками, узнав о подписании Версальского договора, сказал: «Это не мир. Это перемирие на двадцать лет». И действительно, через 18 лет Германия официально отказалась выполнять условия договора, а спустя двадцать лет, один месяц и три дня после его подписания на свет явился главный итог Первой мировой войны – Вторая мировая.