Все новости

Грузооборот железнодорожного транспорта РФ в декабре 2015 г. побил пятнадцатилетний рекорд

В декабре 2015 г. внутренние перевозки оказались выше уровня прошлого года на 9,2%, а экспортные сократились на 9,4%

МОСКВА, 1 февраля. /ТАСС/. Грузооборот железнодорожного транспорта РФ в декабре 2015 года побил пятнадцатилетний рекорд, составив 201,9 млрд тонн-км (+1,6% к декабрю 2014 г.). По итогам года грузооборот вырос к 2014 года на 0,2% - до 2,304 млрд тонно-км, следует из материалов "Объединенной вагонной компании".

Погрузка в декабре 2015 года составила 104,3 млн тонн (+1,1%); объем погрузки за весь 2015 г. - 1,214 млн тонн (-1%).

Согласно опубликованным данным, ключевым драйвером роста на рынке является уголь.

Так, в декабре погрузка угля на сети РЖД выросла на 6,9% к уровню прошлого года и составила 30,9 млн тонн, установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет.

Внутренние перевозки выросли на 1,9%, а экспортные - на 8,2%. Грузопоток увеличился в Южную Корею (в 5 раз), на Украину (в 2 раза), в Индию (поставки не осуществлялись в прошлом году), Японию (+5,6%) и Польшу (на треть).

Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 323,3 млн тонн угля, что на 2,5% выше уровня 2014 г.

Как отмечают эксперты, рост обусловлен возобновлением поставок угля на Украину в декабре прошлого года.

В результате совокупности благоприятных факторов для экспорта российского угля: девальвации рубля, тренда закрытия нерентабельных угольных производств, выходу на индийский рынок, перевозки угля могут сохраниться на высоком уровне, а со второго полугодия 2016 г. - демонстрировать рост.

В то же время объем железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов продолжают падение на фоне роста добычи.

В декабре погрузка сократилась на 2,6% до 22,2 млн тонн, за год - на 2.1% до 251,2 млн тонн.

Добыча нефти за декабрь выросла на 1,5% (по данным Минэнерго) и на 2,2% (по данным Росстата); за год - увеличилась на 1,3% к 2014 г., по данным обоих источников.

Внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов сократились на 7% к декабрю 2014 г., а экспортные - на 2,5%. В то же время несколько стран нарастили экспортные потоки: Беларусь (в 3,5 раза), Италия (+4%), Финляндия (в 1,5 раза) и Корея (+20%).

Эксперты прогнозируют вероятность стабилизации объемов перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге в перспективе как следствие приостановки ряда трубопроводных и других инфраструктурных проектов на фоне продолжающегося падения цен на нефть.

Высокий экспортный потенциал сохраняется в сегменте перевозок зерна. Однако с января могут сократиться импортные и транзитные объемы из-за конвенционного запрета со стороны Казахстана на допуск в страну иностранных порожних вагонов этого типа, который вступил в силу 5 января 2016 года.

В декабре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 5% и составила 2,1 млн тонн. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 18,7 млн тонн зерна, что на 2,7% выше уровня 2014 г.

При этом в декабре 2015 г. внутренние перевозки оказались выше уровня прошлого года на 9,2%, а экспортные сократились на 9,4%.

Основное падение пришлось на Саудовскую Аравию (в 2 раза) и Азербайджан (на треть). В то же время выросли поставки зерновых в Йемен (в 1,8 раза) и Израиль (на треть).

Погрузка руды в декабре увеличилась на 3,4% до 9,2 млн тонн, за весь 2015 год - 109 млн тонн руды (+0,4%). В декабре внутренние перевозки выросли на 7,4%, а экспортные сократились на 19%. Основное падение экспорта - в Китай (в 2 раза), Словакию (в 2 раза), в Испанию и Польшу поставки практически прекратились.

Погрузка минеральных удобрений в декабре выросла на 14,6% до 4,7 млн тонн, установив новый рекорд месяца за последние 10 лет. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 51,4 млн тонн удобрений, что выше уровня перевозок прошлого года на 4,4%.

Рост погрузки обусловлен увеличением на 12% внутренних и экспортных перевозок на 8%. Поставки удобрений из России нарастили США (в 2 раза), Китай (+7,5%), а также Канада и ОАЭ (поставки в которые не осуществлялись в прошлом году).

Погрузка строительных грузов в декабре составила 9,4 млн тонн (+2,2%), в том числе цемент - 1,5 млн тонн (-11,8%). В целом за 2015 г. динамика негативная: по железной дороге было отправлено 130,7 млн тонн строительных грузов и 28,6 млн тонн цемента, что ниже уровня 2014 г. на 7,4% и 11,1% соответственно.

В сегменте перевозок черных металлов также отмечается падение. В декабре погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась на 6,2% до 6 млн тонн; за год - 71,4 млн тонн черных металлов (-0,6%).