23 января 2017, 07:54

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay

ОАО "РЖД". http:/ / visual.rzd.ru/ 
ОАО "РЖД"

На железную дорогу приходится до 90% отгрузки стали и угля

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Партнерство крупнейших металлургов "Русская сталь" направило на прошлой неделе в Минтранс письмо с просьбой не допустить внедрения ОАО "РЖД" договоров грузоперевозки по системе take-or-pay ("бери или плати"), сообщает газета "Коммерсантъ".

Летом 2016 года в рамках исполнения поручения президента по развитию мощностей в порту Тамани РЖД направили в Минтранс предложения по введению take-or-pay для развития инфраструктуры железных дорог. Компания предложила дать приоритет грузоотправителям, заявившим объем перевозок на несколько лет вперед. При этом за невыборку объема им будет грозить штраф. Выручка от таких договоров должна идти на развитие инфраструктуры, но для внедрения системы нужно изменить устав железнодорожного транспорта.

Согласно публикации, в декабре 2016 года Минтранс опубликовал законопроект по изменению этого устава. По нему, перевозчик, с которым компания заключает договор, должен являться "владельцем инфраструктуры", а договор take-or-pay должен соответствовать гражданскому и антимонопольному праву, правилам недискриминационного доступа на товарные рынки, не влиять на воинские и специальные перевозки. Планируемый срок вступления правок в силу - декабрь 2017 года.

В "Русской стали" сочли, что, согласно проекту, грузоотправители и грузополучатели могут получить приоритет в приеме заявок, если заключат с РЖД договоры с условиями "об инвестировании в строительство, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры и/или о внесении предоплаты за перевозки". Это закрепит за монополией право ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях и нарушит принцип публичности перевозчика, считают металлурги.

"Будет создана благоприятная среда для злоупотребления РЖД монопольным положением", - отмечается в письме партнерства.

На железную дорогу приходится до 90% отгрузки стали и угля, напоминает "Ъ".

В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили. В ФАС сообщили, что обращений не получали и комментировать тему не будут. В РЖД "Ъ" сообщили, что долгосрочные договоры на принципах take-or-pay широко распространены в мире, поскольку гарантируют возврат капиталовложений в инфраструктуру. В компании подчеркивают, что в законопроекте есть положения о недискриминационном доступе и соблюдении антимонопольного законодательства.

Один из опрошенных "Ъ" экспертов уверен, что, получив право приоритетно обслуживать тех, кто соинвестирует в развитие инфраструктуры или вносит предоплату, РЖД полностью переложат финансирование инфраструктуры на грузовладельцев.

"Предлагаемые решения РЖД почему-то вводят только обязанность клиента оплачивать перевозку непредъявленного груза, но не предусматривают зеркальную ответственность РЖД за невывоз", - отметил эксперт химической отрасли, собеседник "Ъ".