Все новости

Из Свердловска в Екатеринбург на трамвае

Трамвай с бортовым компьютером, разработанный на заводе "Уралтрансмаш". 2004 год
© ИТАР-ТАСС/Анатолий Семехин
7 ноября 1929 года в Свердловске состоялся торжественный пуск первой трамвайной линии

7 ноября 2014 года исполнилось 85 лет со дня пуска в Екатеринбурге (в 1929 году - Свердловск) первой трамвайной линии, проложенной от Цыганской площади до железнодорожного вокзала. В настоящее время в городе работает три трамвайных депо, трамвайно-троллейбусное управление (ЕТТУ) обслуживает 30 трамвайных маршрутов, на которые ежедневно выходит 368 трамваев. Протяженность рельсовой сети - 185 км. За 85 лет трамваями перевезены более 19 млрд пассажиров. История екатеринбургского трамвая - в материале ТАСС.

Пуск екатеринбургского трамвая

Трамвай во время Великой Отечественной войны

Эпоха чешского трамвая

Екатеринбургский СПЕКТР

"Айфон на рельсах" по пути в Академический

Пуск Екатеринбургского трамвая

Впервые о строительстве в Екатеринбурге электрических трамвайных путей заговорили еще в конце XIX века - на заседании городской думы 14 июня 1896 года. Позже вопрос об этом поднимался в городе еще трижды. Но каждый раз депутаты и градоначальники лишь принимали его "к сведению".

Анна Бычкова, председатель Горисполкома Свердловска открывает первый трамвайный маршрут. 7 ноября 1929 года  Музей истории Екатеринбурга
Описание
Анна Бычкова, председатель Горисполкома Свердловска открывает первый трамвайный маршрут. 7 ноября 1929 года
© Музей истории Екатеринбурга

Строительство первой трамвайной линии было начато в 1928 году, после одобрения проекта в Главном управлении коммунального хозяйства НКВД РСФСР в Москве. Главным инженером строительства был назначен инженер-электрик Николай Александрович Егоров. Поскольку в Екатеринбурге не было даже конки, при строительстве решили использовать опыт московских трамвайщиков. При Горкомхозе организовали трамвайное проектно-строительное бюро. На первой линии Вокзал - Цыганская площадь было уложено 6692 м двойного пути и 1405 м паркового пути.

Праздник пуска трамвая состоялся в день 12-й годовщины Октябрьской революции - 7 ноября 1929 года. На упраздненной и застроенной ныне Цыганской площади с 1929 года и по настоящее время работает Южное трамвайное депо. 

Трамвай во время Великой Отечественной войны

В 1941 году, к началу Великой Отечественной войны, в Свердловске ежедневно выходило 123 трамвайных вагона на 11 маршрутах. Движение останавливалось лишь на два дня в начале 1942 года. Были отменены и переориентированы некоторые маршруты. Трамвайные вагоны переоборудовали под перевозку раненых, оружия, боеприпасов и заводской продукции, продовольствия и топлива. Было проложено около 20 новых тупиковых линий, соединивших госпитали и промышленные предприятия с общегородской трамвайной сетью.

Предприятию катастрофически не хватало вагонов. Женщины и подростки не могли квалифицированно вести ремонт, да и запчастей недоставало. А вагоноремонтные мастерские занял завод, выпускавший снаряды. Было принято беспрецедентное решение: вывезти простаивавшие ходовые вагоны из блокадного Ленинграда. С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами начальник технического отдела предприятия Алексей Попов организовал доставку из окруженного города 60 пробитых пулями и осколками трамваев и запасных частей к ним. С помощью ленинградских рабочих и солдат было получено 30 моторных и 30 прицепных вагонов дореволюционной постройки. В 1943 году было построено три новых трамвайных ветки.

9 мая 1945 года трамваи привезли рабочих Уралмашзавода на праздничный митинг в центр Свердловска. 

Автор текста и аранжировки - Александр Кулаев, водитель трамваев 

Эпоха чешского трамвая

До 1958 года по Свердловску ходили в основном деревянные вагоны производства Мытищинского завода. В ноябре, к 41-й годовщине Октябрьской революции, была пущена регулярная линия до озера Шарташ, а из Чехословакии получены первые 13 металлических обогреваемых вагонов, почти на полвека определившие облик столицы Среднего Урала.

В 1959 году построено второе трамвайное депо - Северное, а еще через пять лет был списан последний вагон дореволюционной постройки. Новые трамваи производства чехословацкой "Татры" поступают в Свердловск ежегодно по 10-20 штук. В 1967 году получены первые пять шестиосных сочлененных трамвайных вагонов.

К середине 1970-х годов подвижной состав был полностью обновлен, а Свердловск вошел в пятерку советских городов с самым развитым трамвайным движением. В 1989 году здесь заработало третье, Западное трамвайное депо. 

 

Екатеринбургский СПЕКТР

В 1992 году, после распада СССР, опасаясь, что покупка новых трамваев в Европе может оказаться муниципалитету не по карману, в Екатеринбурге было инициировано проведение совещания по вопросу организации в России собственного трамвайного производства. Интерес к проекту проявил целый ряд предприятий, что вылилось в итоге в создание в 1993 году консорциума СПЕКТР (Совместное Производство ЕКатеринбургских ТРамваев). Производственные мощности рассчитывались исходя из оптимистических оценок сохранения советских темпов обновления парка, то есть СПЕКТР готовился производить до 400 новых трамвайных вагонов в год.

Однако из-за множества организационных, экономических и технических проблем первый вагон на заводе "Уралтрансмаш" был выпущен только 10 октября 1997 года и был передан работникам Западного депо ЕТТУ. Последующее время работники депо и производители двигателей занимались отладкой вагона, с апреля 1998 года он начал появляться на обкатке, но постоянно возникающие неисправности не позволили даже пройти полный цикл испытаний. От доработки вагона решено было отказаться, а ЕТТУ приспособило его под склад.

Разработчики "Уралтрансмаша" продолжили работу над собственным трамваем, и его обновленная версия была выпущена уже в 1999 году, а к февралю 2001 года завод выпустил два первых серийных СПЕКТРа. Их также направили в Западное трамвайное депо Екатеринбурга. В том же году такие вагоны были поставлены в Самару, Нижний Тагил и Уфу, выведя завод по итогам года на показатель в 21 вагон. А в 2002 году крупная партия (10 вагонов) отправилась в Казань. К 2005 году география поставок расширилась Ташкентом, Волчанском, Краснотурьинском и Ижевском. Большой неудачей стал отказ Москвы покупать уральские трамваи. В 2005 году производство этой модели было прекращено в пользу следующего поколения. Всего с 1999 по 2005 год было выпущено 55 вагонов СПЕКТР.

"Айфон на рельсах" по пути в Академический

Трамвай R1 корпорации "Уралвагонзавод" (УВЗ), который журналисты назвали айфоном на рельсах, был впервые представлен на Международной промышленной выставке "Иннопром-2014". В низкопольном трамвае есть Wi-Fi, GPS и ГЛОНАСС-навигация, семь HD-камер видеонаблюдения, система кондиционирования и антибактериальные поручни. Кузов создан с применением композиционных материалов. При этом 87% элементов и деталей машины изготовлены в России. Трамвай разработан коллективом "Уралтрансмаша" (входит в УВЗ) совместно с опытно-конструкторским бюро "Атом".

Одна из первых веток R1 будет проложена в самый новый микрорайон Екатеринбурга - Академический. Финансирование на строительство трамвайных путей запланировано в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. По заявлению министра строительства Свердловской области Виктора Киселева, именно район ВИЗ станет приоритетным направлением на ближайшие три года, поэтому все сэкономленные на решении ФИФА о сокращении наполняемости стадионов средства уйдут туда. Замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Сергей Мямин в октябре 2014 года подтвердил согласование финансирования на долгожданный трамвай. "В муниципалитете актуализируется концепция запуска линии трамваев в Академический по улице Серафимы Дерябиной. Вопросами запуска скоростных трамваев или электричек в другие отдаленные районы города и Верхнюю Пышму пока не занимаемся, потому что строительство подобных линий транспорта - это миллиарды рублей. В бюджете таких денег нет. Финансирование таких проектов - это вопрос времени", - заявил Мямин.

В настоящее время в городе работает три трамвайных депо, трамвайно-троллейбусное управление (ЕТТУ) обслуживает 30 трамвайных маршрутов, на которые ежедневно выходит 368 трамваев. Протяженность сети - 185 км рельсов. За 85 лет трамваями перевезено более 14 млрд пассажиров.