ЯКУТСК, 15 декабря. /ТАСС/. Создание научного фонда с сетью некоммерческих организаций поддержки молодых ученых в регионах Дальнего Востока позволит сохранить преемственность существующих в макрорегионе научных школ и обеспечить научное сопровождение опережающего развития дальневосточных регионов. Такое мнение ТАСС высказал ведущий научный сотрудник института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН Иван Христофоров.
"Мы предлагаем создать единый научный фонд поддержки молодых ученых с сетью некоммерческих организаций в регионах Дальнего Востока, где есть научные центры. Реализация проекта возможна силами самих молодых ученых. Для этого, по нашим расчетам, необходимо около 250 млн рублей ежегодно с возможным софинансированием из федерального и региональных бюджетов", - сказал Христофоров, который является финалистом трека "Наука" конкурса управленцев "Лидеры России" 2020 года, лауреатом государственной премии Якутии им. В. П. Ларионова в области науки и техники, автором и инициатором научно-образовательного фонда поддержки молодых ученых Республики Саха (Якутия).
Он добавил, что заинтересованность в реализации проекта есть у Агентства по развитию человеческого потенциала на Дальнем Востоке и в Арктике. "После успешных переговоров с правительством Республики Саха (Якутия), получены гарантии о софинансировании проекта в размере 10 млн рублей ежегодно в случае положительного решения о реализации проекта на федеральном уровне. Думаю, практически все регионы Дальнего Востока, где есть федеральные исследовательские центры, дадут согласие на софинансирование проекта", - считает Христофоров.
Научный потенциал
По мнению собеседника агентства, стратегически важным и долгосрочным эффектом для опережающего развития Дальнего Востока является поддержка развития человеческого потенциала, а также совершенствование научно-инновационной деятельности для технологического развития регионов Дальнего Востока.
"Ни первое, ни второе невозможно реализовать без наличия научных школ, ведь многие ученые в своих регионах преподают в высших учебных заведениях, выступают экспертами и консультантами, в том числе в различных научных и научно-образовательных мероприятиях, включая школьные и студенческие, а также читают научно-популярные лекции в школах и ведут научные кружки", - считает Христофоров.
Молодые ученые Якутии провели детальный внутренний анализ научных школ в регионе и пришли к выводу, что возможна необратимая потеря некоторых из них в течение ближайшие 10-15 лет.
"Проблема в том, что в каждом научном направлении ощущается кадровый вакуум в поколении ученых в возрасте 45-55 лет, который образовался в России в 1990-е годы. Безусловно, угроза утраты интеллектуальной базы ощущается на всей территории России, но в отдаленных от центральной части регионах особенно выражен отрицательный тренд восполнения квалифицированных кадров в науке, в том числе за счет внутренней миграции ученых в ведущие научные центры. Если не предпринять именно сейчас, превентивные меры поддержки воспроизводства научных кадров в регионах Дальнего Востока, то в долгосрочной перспективе нас ожидают необратимые негативные последствия, которые затронут многие составляющие государства, описанные выше", - считает молодой ученый.
Наука в Якутии
Республика Саха (Якутия) располагает более 10 научными и научно-образовательными организациями, в которых есть советы молодых ученых. В регионе работают более 1 тыс. молодых ученых, занятых в приоритетных направлениях развития науки и технологий РФ. Более 20 тыс. молодых исследователей (школьники и студенты) под руководством молодых ученых Якутии занимаются научными исследованиями и разработками.
В 2012 году был создан Научно-образовательный фонд поддержки молодых ученых Республики Саха (Якутия). За семь лет реализовано девять проектов на сумму более 30 млн рублей, включая гранты президента РФ для некоммерческих организаций. Благодаря поддержке фонда защищено более 40 кандидатских и две докторские диссертации молодых ученых за пределами Якутии, опубликовано свыше 75 статей в рейтинговых журналах, более 250 исследователей получили финансовую поддержку для апробации своих результатов в международных и всероссийских конференциях. Проведено более 10 научных конференций молодых ученых с охватом в 8 тыс. человек, и организовано более 300 научно-популярных лекций в школах.