Все новости

"Mortal Combat c интеграцией математики". Какую задачу Учитель года — 2020 считает главной

Победитель конкурса "Учитель года-2020", преподаватель математики Михаил Гуров
© Эрик Романенко/ТАСС
Недавно стали известны имена финалистов конкурса "Учитель года — 2020". За звание лучшего педагога страны боролись 85 человек, до последнего испытания дошли пятеро из них. Абсолютным победителем стал учитель математики из Ростова-на-Дону Михаил Гуров. Мы узнали у педагога, ставшего советником министра просвещения России, удается ли ему заинтересовать учеников своим предметом, почему гуманитариям тоже важно владеть математикой и какой должна быть школа будущего

Мотивация быть лучшим

Гуров воспитывался в обычной семье. Родители с самого детства поощряли его начинания, прививали самостоятельность и ответственность.

"Любой мой выбор считался правильным и поощрялся автоматически", — рассказывает о своем детстве педагог.

Математика в школе ему давалась очень легко, поэтому, когда надо было выбирать профессию, он решил поступить на механико-математический факультет. 

"По окончании четвертого курса меня пригласили поработать в лагерь для одаренных детей, вести у них математику. Это был достаточно интересный для меня опыт и, согласившись, поработав, я понял, что нахожусь на своем месте, что мне это интересно", — говорит Михаил.

Он считает, что уметь мотивировать — одна из самых важных компетенций, которые нужны современному учителю. Именно необходимость в постоянной мотивации подтолкнула его и к участию в конкурсе "Учитель года".

"Я активно занимаюсь с олимпиадниками и, чтобы мотивировать своих учеников участвовать в олимпиадах и конкурсах, сам принимаю участие в профессиональных конкурсах, а также олимпиадах, где предлагается решение математических задач", — рассказал учитель.

В конце прошлой недели завершился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором участвовали много учеников Михаила Гурова. Сейчас они ждут обнародования результатов. "Хочу пожелать им удачи", — сказал учитель. 

Гуров преподает математику в частной школе — Лицее классического элитарного образования в Ростове-на-Дону. Но начинал в обычной школе.

"Работа учителя — хоть в частном учреждении, хоть в муниципальном, — это общение с детьми, уроки, проверка тетрадей, контрольных. Для меня сам процесс неотличим, — говорит собеседник. — Здесь меня подкупило то, что в лицее собралась команда профессионалов, которые нацелены на обучение детей, на формирование личности будущего, на то, чтобы наши ученики становились успешными во всем, поступали в топовые вузы. Конечно, мне вместе с моими коллегами, которые являются первоклассными специалистами, хочется внести свой вклад в формирование людей завтрашнего дня".

Однако между частной школой и обычной все-таки есть и различия, говорит Гуров. В лицее меньше бюрократии, да и классным руководством занимаются специальные сотрудники, которые освобождены от ведения занятий.

Показал, что делаю каждый день

Принимая решение поучаствовать в конкурсе, педагог знал, что конкурировать придется с лучшими педагогами со всей страны. В качестве цели поставил перед собой вхождение в топ-15 лучших учителей России.

Конкурс состоял из трех этапов. В рамках первого 85 конкурсантов провели методический семинар и открытый урок. После него осталось 15 учителей, среди которых был и Гуров.

"Как только я прошел в эту "пятнашку", подумал, а почему бы не попытаться пройти в "пятерку", — говорит педагог. Следующим испытанием стало проведение мастер-класса и классного часа.

Уметь мотивировать — одна из самых важных компетенций, которые нужны современному учителю, уверен Михаил Эрик Романенко/ТАСС
Описание
Уметь мотивировать — одна из самых важных компетенций, которые нужны современному учителю, уверен Михаил
© Эрик Романенко/ТАСС

"Я долго думал над концепциями урока, мастер-класса, читал много литературы, у меня была куча советчиков. Но все, что находил, я не мог принять. Когда уже сроки начали поджимать, я решил, что лучшим вариантом будет не погрузиться в какие-то абстрактные теории, а просто показать то, что я делаю каждый день на своем рабочем месте", — говорит Гуров.

Каждый в пятерке лучших педагогов страны блестяще справился с задачей, однако по сумме баллов абсолютным победителем стал учитель из Ростова-на-Дону. "То, что я стал победителем, для меня совершенная неожиданность. Наверное, я до конца этого еще не осознал", — признается собеседник.

Урок у учителя года

Победитель конкурса "Учитель года" говорит с детьми на понятном им языке. Он точно знает, чем их заинтересовать. Мемы и смешные рисунки на контрольной — не баловство, а часть подхода Гурова. Героями его задач являются ученики и он сам. Решить такую задачу намного интереснее, чем рассчитывать скорости движения поезда из пункта А в пункт Б. В арсенале педагога есть и современные технологии, с помощью которых он визуализирует математические объекты.

Метод Гурова представляет собой интеграцию культуры детей и математики. В прошлом году в разгар подготовки к ЕГЭ в условиях пандемии коронавируса педагог увидел, что его 11-классники играют в Mortal Combat. Очевидно, что игра им была интересна.

"Я подумал, почему бы не сделать им игру Mortal Combat с интеграцией математики, и создал 12 первоклассных бойцов. Задачей выпускников было решить примеры, с каждым из бойцов набрать звезды, баллы. И ребятам это очень понравилось", — рассказывает Гуров.

Решив участвовать в конкурсе, Михаил знал, что конкурировать придется с лучшими педагогами со всей страны Эрик Романенко/ТАСС
Описание
Решив участвовать в конкурсе, Михаил знал, что конкурировать придется с лучшими педагогами со всей страны
© Эрик Романенко/ТАСС

Учитель убежден: представление о том, что если нет способностей в чем-то, то и не нужно этим заниматься, является ложным.

"Естественно, человек рождается с какими-то способностями, предрасположенностями к науке, но эти способности можно и развивать. Это серьезный, долгий и упорный процесс, — отмечает собеседник. — Практика показывает, что научить можно каждого ребенка. Упорство, временные и трудозатраты помогают детям реализовать свой потенциал в математике. Задача учителя — это зажечь огонь в глазах. На мой взгляд, в этом есть смысл учительской работы по большей части".

Говоря о работе с одаренными детьми, Гуров отмечает, что для них он больше наставник, который лишь корректирует траекторию их движения. "Они высокомотивированы, им интересна математика, они нуждаются только в небольшой корректировке их образовательного процесса. Как руководителю мне приходится продумывать этот процесс далеко вперед, ставить какие-то цели, задачи и постепенно их решать", — говорит учитель.

Будущее "нобелевки"

Серьезных результатов добились многие из выпускников Гурова. Один из них — Макар Волков, которому удалось решить загадку античного ученого Паппа Александрийского. Сейчас парень — студент механико-математического факультета МГУ. Своего воспитанника Гуров характеризует как гибкого и очень одаренного математика.

"Задача была настолько сложна, что на ее решение ушло порядка полутора лет. После того как работа была проведена, это был какой-то восторг, мы решили, что нужно это представить мировому сообществу, — рассказывает Гуров. — Мы поехали с этой работой на конкурс "Ученые будущего", это конкурс, который проводится Московским государственным университетом. По его результатам прошли отбор на конкурс Intel International Science and Engineering Fair (Всемирный конкурс научных и инженерных достижений школьников, ISEF), который проходил в Лос-Анджелесе (США). В итоге Макар стал лауреатом этого престижного конкурса".

По словам педагога, будучи студентом МГУ, его ученик продолжает общаться с такими же юными гениями со всего мира, с которыми успел познакомиться в Лос-Анджелесе.

"Возможно, на основе этой дружбы, которая зародилась на конкурсе, появится какая-то международная команда исследователей, — говорит Гуров. — Я изучал статистику ISEF, там десятки ребят впоследствии становились нобелевскими лауреатами. Объединив усилия, они способны добиться по-настоящему больших результатов".

Царица наук

Многие недооценивают роль математики, считает собеседник. Особенно ярко это проявляется у выпускников, которые стремятся "сбежать" от нее на гуманитарный факультет.

"Это желание школьников стать гуманитариями в будущем отчасти связано с тем, что существует стереотип, будто учеба на техническом факультете в разы сложнее, чем на гуманитарном, — говорит Гуров. — Думаю, что еще на уровне обучения в школе детям нужно показывать, что любая наука, в том числе гуманитарная, ровно настолько наука, сколько в ней математики. Ведь если ребенок впоследствии хочет стать очень крутым востребованным специалистом, ему нужна очень хорошая математическая база. Самые передовые мировые исследования в любой гуманитарной науке основываются сегодня на математических расчетах".

Математика, уверен педагог, — фундамент, необходимый во всех сферах. Если не получить вовремя такой основы — в школе, на ранних этапах в вузе, — то потом просто может не хватить времени, чтобы все это осилить, слишком объемна математика.

"Будущим гуманитариям нужно донести, что нет ненужных наук, и математика тем более не может относиться к такой категории", — говорит Гуров.

Однако часто царицей наук пренебрегают и те, чья профессия напрямую связана с цифрами, отмечает собеседник.

"Каждый человек, который мечтает стать программистом, должен понимать, что математика — это база для всего программирования. Это и структурирование, и логика, в том числе всякие математические модели, которые могут применяться в программировании. Только серьезное знание математики может вывести программиста на высокий профессиональный уровень", — считает учитель.

"Хочу остаться учителем"

Свою задачу в качестве советника министра просвещения РФ (абсолютный победитель конкурса автоматически на год занимает эту должность — прим. ТАСС) Гуров видит в том, чтобы постараться улучшить систему образования.

"Все, что касается образования, я знаю изнутри, это моя каждодневная работа. С реальными проблемами образования я знаком не понаслышке. Многие из них можно решить", — убежден учитель.

Говоря о ЕГЭ, педагог отмечает, что это та модель экзамена, которая на сегодняшний день дает выпускникам со всей страны равный доступ к высшему образованию. "В любом случае, как бы он ни назывался, ЕГЭ или что-то другое, модель должна быть сохранена", — считает Гуров.

При этом педагог убежден, что школа будущего — это школа с индивидуализацией и персонификацией образования. "Будущее за индивидуальными траекториями образования", — говорит учитель.

Михаил Гуров с коллегами в Лицее классического элитарного образования Эрик Романенко/ТАСС
Описание
Михаил Гуров с коллегами в Лицее классического элитарного образования
© Эрик Романенко/ТАСС

В ближайшем будущем учитель планирует продолжать работать в школе, делиться полученным опытом, помогать детям реализовывать свой потенциал.

"Планов на будущее, связанных с вертикальным движением, у меня пока нет. Я хотел бы попытаться остаться учителем. Это мне наиболее интересно", — отмечает собеседник.

Нет у Гурова и планов уехать за границу, хотя такие предложения поступали неоднократно. "Хочу приносить пользу своей стране и своему региону. Когда поступают такие предложения, вспоминаю пословицу "Где родился, там и пригодился". Если все разъедутся, кто будет заниматься нашей страной, теми местами, где родился и вырос? У меня очень много друзей в Ростове-на-Дону, я к нему очень привязан, у меня здесь родители, жена, ребенок. Я не готов все это обменять на какие-то призрачные шансы устроиться за границей", — говорит педагог.

Еще Гуров мечтает, чтобы все были здоровы и во всем мире царил мир. А самая его сильная мечта — "чтобы каждый ребенок мог реализовать свой потенциал в той сфере, в которой он хочет, чтобы каждый ребенок мог раскрыться. А уж учителя должны помочь им в этом", — говорит педагог.

Максим Тищенко, Алексей Санько