3 апреля, 08:15
Статья

Второй шанс для собак и кошек. Как фестиваль "Друг Человека" помогает животным найти дом

Два дня, два павильона, 200 собак и кошек, приюты, волонтеры, костюмы, игры, обсуждения нового законодательства о бродячих животных и непростые разговоры об эвтаназии для животных: фестиваль "Друг Человека" в Самаре собирает сотни посетителей. Причем они могут не только полюбоваться пушистыми хвостиками, посмотреть шоу-программы, танцы и конкурсы, но и забрать с собой тех, кто, возможно, уже потерял надежду когда-нибудь оказаться кому-то нужным
Фунтик после осеннего фестиваля "Друг Человека" живет в доме известного самарского актера. Сейчас его выбрали Мистером Метисом среди маленьких собак. Дарья Малеева/ ТАСС
Фунтик после осеннего фестиваля "Друг Человека" живет в доме известного самарского актера. Сейчас его выбрали Мистером Метисом среди маленьких собак

30 счастливчиков

Собака по кличке Сеньора прожила в одном из приютов Самарской области два года. Полгода назад на фестивале "Друг Человека" в нее влюбилась девочка Лиза — ребенок приезжал к ней играть, гладить, но домой забрать долго не получалось. "Внучка вместе со своей мамой всю зиму на попутных, на перекладных и в выходные, и в будни ездили к собаке в приют, гуляли с ней. Сегодня наконец мы ее забираем. Мы назовем ее Юки, она будет жить в доме с двумя чихуахуа", — рассказал дедушка Лизы Александр Скаредов.

Смену имени новые хозяева считают символом новой жизни: Сеньора, жившая в приюте и провожающая глазами гостей, остается в прошлом. А у Юки теперь есть Лиза и два друга — чихуахуа. Сеньора и Юки — уже две разные собаки.

Лиза, ее дедушка Александр Скаредов и Юки. Дарья Малеева/ ТАСС
Лиза, ее дедушка Александр Скаредов и Юки

В последние выходные марта в Самаре вместе с Юки уехали в новую жизнь 28 кошек и собак и один кролик: всех их забрали новые хозяева — гости фестиваля "Друг Человека". Пенсионерка Ирина Парфентьева вместе с дочерью, зятем и внучкой приехала на выставку с твердым решением забрать домой кошку. Выбирала по зову души и окрасу, имя тоже определила заранее. "Мона уже взрослая, спокойная. У нее такая же масть, как у котика, который прожил со мной 21,5 года и ушел от старости два года назад. Считаю, что такие выставки важны для всех, особенно для юного поколения, потому что воспитывают доброту и любовь", — рассказала она.

Евгений и Дарья Котельниковы пришли на фестиваль поддержать свою дочь, выступавшую в фольклорном коллективе, и тоже понимали, что уйдут с фестиваля в расширенном составе. Специально забрали с собой взрослого кота, понимая, что таким найти себе дом сложнее.

У Виктории Ряпоровой дома уже есть кошки, хомячки и французский бульдог, но на выставку она приехала за новым другом. Выбрала щенка, который сразу пошел на контакт. Когда-то его вместе с двумя братьями и сестрой в возрасте одного месяца нашли брошенными на улице. Так щенки и оказались в приюте.

Виктория Ряпорова нашла себе на фестивале нового друга. Дарья Малеева/ ТАСС
Виктория Ряпорова нашла себе на фестивале нового друга

Фестиваль проходит в Самаре два раза в год. Был рекорд, когда осенью 2022 года в переносках из выставочного комплекса уехали домой больше ста питомцев. Но сотрудники приютов понимают: в непростое время и 30 счастливчиков — успех. А всего удалось пристроить более тысячи хвостов. 

На защиту жизни

Идею не просто выставки, а настоящего фестиваля для любителей животных организаторы "Друга Человека" подсмотрели в столичных городах, но реализовали на самарский манер. С 2018 года в регионе состоялось уже 11 фестивалей. Этой весной в ВЦ "Экспо-Волга" искали хозяев более 200 кошек и собак: их привезли крупные приюты региона, домашние передержки, волонтеры и просто те, кто искал хозяев для своих или найденных питомцев. При передаче животного всегда заключается официальный договор с паспортными данными и контактами хозяина. Приюты потом отслеживают судьбу питомцев.

Животные с надеждой тянутся к людям, проявляющим внимание. Дарья Малеева/ ТАСС
Животные с надеждой тянутся к людям, проявляющим внимание

"Мы проводим фестиваль для того, чтобы объединить волонтерские движения и приюты. Совместно мы можем решать многие вопросы, как это произошло в нашем регионе в связи с принятием поправок в региональный закон об обращении с животными", — рассказала создатель фестиваля и директор ветеринарного центра "ФлагманВет" Инна Тарасенко. По ее словам, задача фестиваля — просветительская, но моментального эффекта ждать не стоит. Нужна системная работа, и "Друг Человека" — часть этой системы.

За неделю до фестиваля в Самарской области приняли закон об обращении с животными, в особых случаях допускающий эвтаназию. Мера должна коснуться только неизлечимо больных и агрессивных особей.

Самарский закон уникален тем, что отловленные и помещенные в пункты временного содержания животные, если их никто не заберет, могут быть выпущены на улицу после стерилизации и вакцинации. Других должны будут оставить в приютах. Ответственность за решение в полной мере возьмет на себя подрядная организация. Но ответа на вопрос о количестве мест для размещения животных в приютах на постоянное жительство пока никто не дал.

"Животные — живые, они мыслят, испытывают эмпатию к человеку и вызывают такую же эмпатию в нас. Но регулирование их жизни — необходимый аспект для безопасности человека. Важна работа подрядчика, который сможет быстро реагировать на ситуации, предугадывать их. Для этого нужен постоянный мониторинг на местах, который возможен только при взаимодействии с волонтерами", — говорит Инна Тарасенко, которая также возглавляет подрядную организацию по отлову собак в Самаре.

Представители приютов подчеркнули, что проблему животных на улицах создал человек, не стерилизуя, отпуская на самовыгул и выбрасывая питомцев. Эксперты сферы уверены, что без установления ответственности владельцев вопрос не решится. От себя же пообещали сплоченно работать, чтобы двигаться в едином направлении.

Кошки расположились в отдельном, более тихом павильоне. Дарья Малеева/ ТАСС
Кошки расположились в отдельном, более тихом павильоне

"Цель у приютов и волонтеров одна — сделать так, чтобы бездомных животных стало меньше. Самара может стать примером для других регионов — как защищать человека, но без применения жестких мер и поголовной эвтаназии. Понятно, что при этом интересы человека — превыше", — отметила руководитель социальных проектов приюта "Надежда" Ирина Таранова.

До начала действия в Самарской области нового закона об обращении с животными осталось два месяца. После 1 июня постепенно станет понятно, какая чаша весов перевесит — гуманного подхода с сохранением выпуска отловленных животных или приоритетного права человека на безопасность и применения к невостребованным собакам жестких мер.

Непростые судьбы

Илья Тямбин работает врачом-педиатром и вместе с женой уже больше пяти лет помогает животным на волонтерских началах. На выставку они пришли со своим домашним питомцем и с подопечным приюта "ФлагманВет", которого сами спасли. Пса Филю, которого сначала назвали Медведик, Илья забрал с улицы в 30-градусный мороз и отвез в приют. Семья часто навещает спасенного пса и ищет для него хозяина.

Волонтеры приюта "Участие" привели на выставку Снупика — когда щенка нашли, его мордочка была туго перевязана проволокой. О человеческой жестокости напоминают два глубоких шрама на носу собаки, но глаза все еще с надеждой смотрят на каждого посетителя мероприятия. "Руна — тоже спасенная собака с улицы. Ее подбросили на заправку, работники прятали собаку в бытовке, чтобы ее не выгнали, а потом отдали нам. Есть на выставке собаки, преданные наследниками: которые после смерти хозяев выкинули их на улицу", — рассказывает волонтер приюта "Участие" Светлана Максимова.

Волонтер приюта "Участие" Светлана Максимова и Снупик. Дарья Малеева/ ТАСС
Волонтер приюта "Участие" Светлана Максимова и Снупик

 

Спасению уличных собак реабилитационный центр, он же госпиталь для бездомных животных и приют "ФлагманВет", посвятил целый стенд. Представители организации называют то, чем они занимаются, ветеринарией катастроф. На стенде — изображения 12 вылеченных пациентов, которых кто-то мог бы назвать неизлечимо больными и приговорить к эвтаназии. Рядом с фотографиями сидит в загончике пес Юлик. После наезда машины у собаки травмирован позвоночник так, что заднюю часть тела парализовало. Юлик передвигается на передних лапах, но, как говорят специалисты, не чувствует себя неполноценным и может жить в семье. Подтверждение этому — другая собака-инвалид со схожей травмой Чича: в этом году она стала домашней.

"Поддаются излечению 90% собак, которые кажутся неизлечимыми. У нас есть собака Аркадия, которой отстрелили нижнюю челюсть. Казалось, шансов не было, но мы решились на операцию, и теперь она второй год живет в нашем приюте. Важно, чтобы тот, кто будет принимать решение о судьбе животного, верил в него — особенно когда будет стоять вопрос об эвтаназии по новому закону", — говорит Инна Тарасенко.

Когда-то спасенные животные проявили себя и в спортивных дисциплинах. Тайфун вместе с хозяйкой Ириной Ермолаевой принял участие в соревнованиях по аджилити (преодоление собакой под управлением хозяина препятствий в определенной последовательности на время) и ралли обидиенс (тоже прохождение хозяином и собакой трассы с заданиями, но с задачами на послушание). Девушка рассказала, что, хотя ее питомец — чистокровная австралийская овчарка, судьба его тоже была не простой. Ей как кинологу пришлось с ним много поработать.

Тайфун радуется успехам в соревнованиях по аджилити. Дарья Малеева/ ТАСС
Тайфун радуется успехам в соревнованиях по аджилити

"Сначала щенка взяли маленькому ребенку, потому что увидели такую собачку в "Тиктоке". Наигравшись, они захотели продать щенка в интернете, но об этом узнала заводчица и выкупила его. Мне достался шестимесячный малыш с истощением. Он настолько сильно боялся людей, что, когда к нему тянули руки чужие, вжимался в землю от страха, психика была сильно поломана", — рассказала Ирина.

Выбрали "Мисс Метис" и станцевали

Спортивные соревнования традиционно становятся одним из главных зрелищных моментов фестиваля "Друг Человека". Соревновались породистые и метисы, маленькие и крупные псы, — менялась только высота препятствий, которые нужно перепрыгнуть.

Для маленьких собак — свои нормативы прохождения трассы. Дарья Малеева/ ТАСС
Для маленьких собак — свои нормативы прохождения трассы

Впервые на 11-м "Друге Человека" устроили фристайл — танцы с собаками. Сочетание трюковой дрессировки с театральной постановкой под музыку вызвало у публики искренний восторг. Один номер напомнил вестерн: ковбойская рубашка, шляпа и даже бутафорский пистолет. Другая участница сделала акцент на красном цвете: она создала яркие костюмы и даже приделала собаке накладной хвост. Четвероногие танцоры прыгали и кружились, садились и ложились, ставили лапы на плечи своим двуногим партнерам. Получилось очень зрелищно!

Во время танцевального фристайла собаки делали пируэты в воздухе. Дарья Малеева/ ТАСС
Во время танцевального фристайла собаки делали пируэты в воздухе

Были и конкурсы зрительских симпатий. За понравившуюся кошку или собаку с выставки можно было проголосовать, победителям вручили запасы корма. В конкурсе "Метис Вселенная" принимали участие "выпускники" приютов прошлых лет — вместе с хозяевами они прошли по сцене. Победителей выбрали в нескольких номинациях: "Мисс Метис" и "Мистер Метис" среди крупных и маленьких собак. Члены жюри терялись в выборе: хотелось отметить каждого участника.

А уж когда на подиум вывели собак в костюмах, и вовсе стало непросто определиться. Как выбрать, кто прекраснее: пара хаски в образе демона и ангела — с черными и белыми крыльями или королева в красном платье, которую хозяин пронес на руках; маленький сыщик в костюме полицейского с наручниками наперевес или принцесса в балетной пачке и розовой шубке с перьями? Члены жюри учли не только внешний образ, но и историю самого питомца. Потому первый приз отдали миниатюрной собаке Патрисии — той самой принцессе в розовом костюме.

Юлия Веревкина с Патрисией. Дарья Малеева/ ТАСС
Юлия Веревкина с Патрисией

"Ее нашли в подземном переходе, она была голодная и дрожала от холода, Патрисию пригрел приют. Потом у меня погибла собака, а вторая сильно грустила, и мы стали искать ей друга. Патрисию нам рекомендовали как самую добрую собаку, и это действительно так: более доброго существа на свете я не видела", — говорит хозяйка Патрисии Юлия Веревкина.

По ее словам, собачка надевает юбку на каждую прогулку, чтобы все знали, что она — девочка. "Мы долго выбирали между розовой, желтой и синей пачкой и остановились на глубоком синем цвете. Мы счастливы, у беспородных собак есть шанс показать себя и показать важность своей жизни", — говорит Юлия.

Дарья Малеева