Градообразующий авторынок
Торговля подержанными японскими иномарками — чуть ли не первое, что приходит в голову жителю России, когда он слышит о Владивостоке. Получив в 1991 году вольницу, закрытый до этого военный город буквально за пару лет сделался главными воротами в страну для импорта автомобилей "без пробега по России". И к тому были все предпосылки: моряки имели право привезти автомобиль как бы для себя под ничтожную пошлину, а свобода торговли и большой спрос давали им возможность быстро продать каждую машину. Не было только места, где авто можно было бы показывать покупателям.
Некоторое время такой площадкой был стадион "Строитель", но жители этого района быстро начали жаловаться на шум. Тогда мэр города Виктор Черепков взял дело в свои руки и выделил под рынок пустырь около улицы Нейбута. Рынок открылся 25 сентября 1993 года, а первым арендатором стало ООО "Березка". Одновременно с насыщением города товарами японского автопрома начала развиваться и сфера обслуживания. Шиномонтажки, ремонтные мастерские, магазины, торгующие комплектующими и расходными материалами, стали двигателем городской экономики.
Работа же самого авторынка строилась примерно так: продавец оставляет свое авто на стоянке за очень небольшую цену и вешает на лобовое стекло свои контакты для покупателей. Таким образом, все выглядело как множество сделок физических лиц. Со временем появились бизнесмены, которые заказывали доставку авто из Японии и выставляли их сразу рядами.
Бизнес оказался очень прибыльным, "Зеленый угол" разрастался, быстро превратившись в самый большой авторынок под открытым небом в России — почти на 20 га. Он стал местом притяжения тогда еще редких для Владивостока туристов, объектом гордости местных жителей и темой для книги писателя Василия Авченко "Правый руль". Его проза стала одой "неубиваемым" японским машинам, предприимчивости владивостокцев и одновременно исследованием преображения автомобильной экономики Владивостока нового времени.
"Я могу нарисовать вам карту автомобильного Владивостока. С закрытыми глазами обозначу авторынок, прочерчу Снеговую — целую улицу разборок, укажу барахолочные развалы запчастей на Камской и городок из автомагазинов на Военном шоссе. Подскажу, где можно подобрать подходящую резину или поставить сигналку, а заодно сменить все жижи (имеется в виду замена масла и технических жидкостей в автомобиле — прим. ТАСС). Где хорошо разбираются в EFI и какого конкретно мастера нужно там спросить. На Камской вы сможете купить фару, которую прошлой ночью пионеры дернули с вашего автомобиля, и что угодно в придачу", — пишет Авченко.
Саперный редут
В далеком 1993 году, когда занимались первые площадки "Зеленого угла", никому не было дела до расположенного тут же саперного редута Владивостокской крепости. Сегодня это памятник федерального значения, а тогда — просто очередной оставленный военными объект, каких по городу десятки. Когда же их восстановлением и охраной занялся музей-заповедник, оказалось, что у владельцев торговых точек на рынке нет ни моральных, ни юридических прав на эти участки.
"У нас в Приморье агрессивный климат, и если даже за обычным домом не ухаживать, то дожди и ветер очень скоро приведут его в негодность. Что уж говорить об объекте, который в течение длительного времени был заброшен, а затем по нему в течение нескольких десятилетий елозили автомобилями вдоль и поперек, — рассказывает ТАСС пресс-секретарь Федерального музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, в ведении которого находится объект, Андрей Островский. — Конечно, мы не можем вернуться в прошлое и "разлепить пельмени", мы не можем убрать тепловые и электрические коммуникации, проходящие в охранной зоне объекта. Но варварство автостоянки мы обязаны прекратить".
Именно поэтому, когда состоялась передача памятника в ведение музея, после уточнения всех границ к ситуации подключилась прокуратура. Музейщики уверены, что любой объект Владивостокской крепости однозначно ценен, но каждый ценен по-своему. В частности, саперный редут — это часть большого ансамбля, так как с одной его стороны сверху располагаются тоннельные погреба, а чуть дальше от саперного редута стоит грандиозный форт Суворова, который тоже ждет своей музеефикации.
И в этой работе музей нашел союзника в лице нынешнего мэра Владивостока Константина Шестакова. Он тоже считает очищение редута от машин благом для города. Владивостокская крепость, считает он, — это не та территория, где должен существовать авторынок.
"Это территория федерального музея. И то, что он не сразу смог справиться с ситуацией, когда на его территории располагаются автомобили, скорее досадное упущение. Прокуратура заняла жесткую позицию, а мы работали с ними в тандеме, фактически вывозили эти автомобили. А вообще, там должно быть общественное пространство совместно с теми фортификационными сооружениями, которые на этой территории располагаются. Форт Суворова, саперный редут — это то, что должно быть крепким объектом туристского показа города Владивостока", — уверен Шестаков.
Разъезд
Осенью 2024 года на одну из последних площадок "Зеленого угла", где еще стояли в ряд японские машины с ценами на поблескивающих солнцем лобовых стеклах, заехал эвакуатор. Он остановился около первого же ряда машин в ожидании команды на погрузку от полиции. Старший помощник прокурора Владивостока Дмитрий Тополенко объяснял арендаторам площадки из ООО "Березка", почему они уже арендаторами не являются. "Договор аренды истек, согласно выписке из ЕГРН, запись об аренде погашена", — буднично проговаривает прокурор.
В его работе на "Зеленом углу" это редкий случай, когда у занимающих стоянки торговцев есть хоть какие-то документы и основания для своей деятельности, пусть и просроченные. Большинство из тех, кто десятилетиями торговал здесь автомобилями или предоставлял для этого участки земли, в начале 1990-х годов просто занимали землю, не утруждаясь оформлением бумаг. В данном случае ООО "Березка" — старейшее на "Зеленке" и чуть ли не единственное предприятие, у кого реально было право занимать здесь место.
"Еще в 2000-х годах администрация города Владивостока заключила договор аренды земельного участка 2 га, на котором мы сейчас находимся, под автостоянку, — поясняет ситуацию Тополенко. — Фактически же здесь сделали авторынок. Срок договора аренды давно истек, администрация увидела, что земля используется не по целевому назначению, выставила уведомление, которое 22 апреля получено ООО "Березка". Здесь сегодня прокуратура осуществляет надзорное мероприятие за деятельностью полиции по освобождению данного земельного участка от незаконно занявших его автомобилей".
Представители "Березки" какое-то время спорили с прокурором, уверяя, что обратились за заключением нового договора и даже перевели плату за аренду до конца года. Но, как объясняет им прокурор уже вместе с представителем администрации города, факт оплаты не может отменить расторжение договора.
"Данный земельный участок находится в зоне объекта культурного наследия "Саперный редут №4 Владивостокской крепости". Ранее этот участок был предоставлен ООО "Березка" для размещения автостоянки. При нахождении в зоне памятника длительное размещение и хранение автомобилей недопустимо. В адрес арендатора было направлено уведомление об отказе от договора аренды. И через три месяца после получения уведомления аренда была прекращена", — поясняет представитель управления муниципальной собственности Владивостока Анастасия Сухаревская.
Пока бывшие арендаторы пытаются держать оборону против объединенной "гвардии" прокуратуры и мэрии, вокруг эвакуатора на стоянке постепенно образуется пустота. Оказавшиеся на месте журналисты шутят, что он работает просто как оберег: приезжает на место, и оно само очищается от автомобилей. Вереница собственников, желающих спасти свой товар от штрафстоянки, чуть не устроила пробку на выезде с рынка.
Новый рынок
Если откуда-то уезжают сотни машин, то куда-то они должны приехать. Первая попытка организоваться на новом месте у расслабленных 30-летним нелегальным положением бизнесменов вышла как блин — комом. После объявления о том, что новая площадка для рынка организована в Надеждинском районе, они и там умудрились взять землю в аренду с нарушениями. По данным прокуратуры Приморья, участок был сформирован в 2010 году без учета нахождения на нем водного ручья, после чего предоставлен в аренду юридическому лицу. При этом такое распоряжение водным объектом невозможно в силу закона и нарушает порядок пользования им.
"В связи с выявленными нарушениями заместитель прокурора края предъявил в Арбитражный суд иск к текущему арендатору и администрации Надеждинского района о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки", — сообщает надзорное ведомство.
Место расположения нового рынка, который так и называли — "Новый", теперь не настолько удобно жителям Владивостока, но зато можно надеяться на легальность аренды земли и на то, что у прокуратуры не будет неприятных вопросов. Прокурор Приморского края Сергей Столяров в беседе с ТАСС ответил сразу на все вопросы, которые могли бы задать те, кто считает, что их бизнес стал разменной монетой в "переделе городской земли".
"Из более 20 га, которые занимал так называемый "Зеленый угол" еще прошлой осенью, только на участках в 3 га были хоть какие-то документы для занятия земли под видом собственности или аренды, и те получены с нарушениями. Остальные торговцы не имели даже предполагаемого права там находиться. В результате самовольного захвата земли на "Зеленом угле" пострадали интересы памятника истории, который на протяжении более 30 лет не могли цивилизованно, с учетом требований по его сохранению, использовать в культурных и туристических целях. И с такой ситуацией мы мириться не должны и не будем", — заявил прокурор Приморья, отдельно подчеркнув, что если предприниматель работает честно и в правовом поле, не стремится никого обмануть, то прокуратура всегда будет на его стороне.
Сейчас на "Зеленке" разбирают оставшиеся заборы и эвакуируют последние машины, музей утверждает проект благоустройства территории саперного редута Владивостокской крепости, в апреле планируется начать работы. А на "Новый" уже потянулись вереницы отверженных городом Nissan X-Trail и Toyota Prius, чтобы обрести теперь уже законное пристанище.
Константин Васильев