"Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен". Тайны смерти первого русского императора

Портрет Петра I кисти неизвестного художника, XVIII век
Всему виной — здоровье
Из учебников и художественных произведений мы знаем Петра I как волевого, рационального и умного человека. "За кадром" остается состояние его здоровья, а оно оставляло желать лучшего. Петр страдал эпилепсией, приступами жестокости и гнева, лицо его иногда искажалось конвульсиями: "Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен…" (из поэмы "Полтава" Пушкина). К тому же активная и беспорядочная во всех аспектах жизнь наградила царя "гусарскими болезнями", следствием которых стали инфекции мочевыводящих путей.
Читайте также
Петр Великий распорядился отыскать в России уголь. Что произошло дальше?

Современные исследователи считают, что причиной смерти Петра было урологическое заболевание, осложненное как его образом жизни, так и попытками самолечения. Несмотря на то, что Петр прошел курс Лейденского университета и в медицине разбирался (он профессионально удалял зубы подданным, часто посещал анатомические театры и участвовал во вскрытиях тел, стремясь понять строение человеческого организма), попытки излечить самого себя успехом не увенчались.
Но научный фундамент он все же заложил. В 1707 году в Москве в Немецкой слободе (нынешний район Лефортово) открылась первая госпитальная школа, которая стала основой для подготовки отечественных врачей.
Доказательство смерти
6 января 1725 года за час, проведенный на морозе во время Крещения, император сильно переохладился и слег. Не спасло ни знание медицины, ни придворные лекари. Немецкие профессора считали, что вылечить Петра было можно, но их ответ дошел до России слишком поздно.
По мнению доктора медицинских наук и историка медицины Юрия Молина, болезнь, погубившая Петра, — уремия вследствие стриктуры уретры, то есть отравление организма собственными продуктами распада. "При вскрытии нашли затвердение в шейке мочевого пузыря и "антонов огонь", то есть воспаление", — говорит главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук Марина Логунова.
Читайте также
Враг отступает, но не сдается. Секрет Петра Великого, как заставить его признать поражение

Но истории болезней Петра за последние годы его жизни хранились в подвалах Зимнего дворца, где было очень сыро. Бумага размокла, чернила "поплыли", поэтому в записях, обнаруженных спустя 40 лет после его кончины, не нашлось ответа на самый главный вопрос — была ли именно эта болезнь смертельной или императора убило что-то другое.
Канонической версией смерти Петра долго считалось спасение моряков из ледяных вод Финского залива. По утверждению Якоба фон Штелина, 5 ноября 1724 года царь увидел у Лахты севший на мель бот с людьми, бросился их спасать, простудился в ледяной воде и заболел. 9 июня 2022 года у того места в Петербурге установлен памятник "Петр I, спасающий утопающих близ Лахты", созданный по мотивам памятника Леопольда Бернштама, который был демонтирован в 1919 году. По мнению исследователей, это — легенда, хотя и основанная на реальном событии.
"Петр действительно помогал снимать с мели груженый бот, но никаких рыбаков там не было. Он и правда спускался в холодную воду самостоятельно, но это никоим образом к его смерти не относится: после инцидента император чувствовал себя отлично, продолжал большую работу и посещал ассамблеи", — говорит Логунова.
Некоторые эксперты предполагали, что император скончался из-за ложнокаменной болезни или сифилиса. Однако эти теории оказались безосновательными.
"…коль бедное животное есть человек смертный"
Императорский богослов Феофан Прокопович, бывший у постели умирающего императора, писал в книге "Краткая повесть о смерти Петра Великого…": "…и в начатом 1725 году, генваря в 16 день, смертоносную силу возымела болезнь. И такая начала быть трудность в испражнении воды, которая часто напиралась, что за прелютейшую резь терпеливый и великодушный в иных случаях муж от вопля не мог себя удержать, и сколь жестока болезнь оная была, сам он пред всеми тамо бывшими философским подтвердил словом: сам сказывал, что из меня де можно познать, коль бедное животное есть человек смертный".
Он болел неделю. Почему все случилось так быстро — вопрос к его жене, будущей императрице Екатерине I, с которой в те годы у императора были очень напряженные отношения. По словам Логуновой, отрицать версию отравления мышьяком нельзя, потому что известные симптомы не совсем укладываются в клинику уремии.
"16 января — дата начала примирения между супругами. Петр с Екатериной говорил три часа, она стояла на коленях и вымаливала себе прощение. Он ее якобы простил, но современники считали, что этот мир был притворным. И дальше самое главное: они поужинали вместе и разошлись. С этого момента болезнь, казавшаяся несерьезной, начала превращаться в смертельную", — говорит Логунова.
Свидетелей смерти Петра было очень много — близкие, иностранные дипломаты, придворные, слуги. Екатерина была при нем до конца. Сыновей у Петра уже не было, только несовершеннолетние дочери, так что управление государством могло уйти из рук Романовых.

Гравюра Питера Шенка "Кончина Петра I в 1725 году"
Петр скончался после 15-часовой агонии в 5:15 утра 28 января 1725 года (8 февраля по новому стилю) в своей спальне (Конторке) в Зимнем дворце.
Было ли завещание?
Есть точка зрения, что существовало три фальшивых завещания императора. Первое якобы было отправлено в 1711 году из Прутского похода, когда русский лагерь окружили турецкие войска. Эта версия не выдерживает никакой критики, потому что в то время у государя был наследник — старший сын от Евдокии Лопухиной, царевич Алексей.
Еще одно подложное завещание появилось в середине XVIII века: его якобы нашел и скопировал французский тайный агент шевалье д’Эон. Впервые его фрагмент, в котором Петр завещал раздвигать границы русского государства, в том числе за счет европейских территорий, был опубликован в 1812 году.
"В XIX веке это завещание уже ставилось под сомнение. Если европейские политики пытались воспользоваться им в своих интересах и издания продолжали его публиковать, то в России на явно поддельный документ не обращали никакого внимания. В конце XIX века историк Сергей Шубинский подробно разобрал текст "завещания" и доказал, что это была подделка", — говорит старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Татьяна Базарова.
Третье завещание и вовсе устное: по преданию, умирающий Петр I велел позвать свою дочь Анну Петровну, чтобы она записала его последнюю волю. Здесь и появляется знаменитое "отдайте все…". Но кому отдать и что именно, он сказать не успел. Этот эпизод описан в книге Вольтера "История Российской империи при Петре Великом", опубликованной в середине XVIII века.

Иоганн Готфрид Таннауэр "Портрет Петра I на смертном одре 1725 год"
На самом же деле Петр не оставил никаких пожеланий, кроме "Устава о престолонаследии", изданного в 1722 году. Этот документ отменял древний обычай передавать престол монарха прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле государя.
Похоронная тетрадь
Под руководством Петра Великого Россия пережила глубокие преобразования, став одной из ведущих мировых держав. Перенос столицы из Москвы в недавно основанный Санкт-Петербург ознаменовал начало новой эры в истории государства. Реформы Петра затронули традиции, культуру, обычаи, все подверглось изменениям, даже траурный церемониал.
Читайте также
Как отметить день флота? Петр Великий заставил шведов спустить свои флаги

В 1699 году Петр I сам занимался устройством похорон друга и соратника Франца Лефорта. Траурные мероприятия прошли по европейским канонам в Москве, которая тогда еще была "царствующим градом". Новый порядок церемониала император записал в свои тетради и ревностно следил за его соблюдением.
"Таких почестей, как Лефорт, не удостаивался никто из бояр, тем более, иноземцев <…> Во время погребальной процессии к реформаторской церкви царь шел в глубоком трауре. Два генерала под руки вели вдову Елизавету Францевну в окружении толпы плачущих женщин", — пишет Марина Логунова в монографии "Печальные ритуалы императорской России".
Похороны вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны прошли по тому же сценарию и стали первой большой траурной церемонией в новой столице империи — Петербурге.
Когда скончался сам Петр, погребальная комиссия во главе с Яковом Брюсом организовала невиданную до тех пор церемонию прощания по царским наработкам, которая впоследствии закрепилась и стала имперской традицией.
"Castrum doloris", или "Замок скорби"
Прощание с императором проходило в Кавалерском зале Зимнего дворца на Дворцовой набережной. Но это не тот помпезный Зимний дворец, возведенный в годы правления дочери Петра — Елизаветы. Долгое время императорская резиденция считалась утраченной: на ее месте по указу Екатерины II был возведен Эрмитажный театр.
Но в 1983 году работники Эрмитажа обнаружили несколько помещений Зимнего дворца Петра I, в котором прошли последние пять лет жизни императора, и дворцового комплекса времени правления Екатерины I. Облик этого фрагмента Зимней резиденции Петра Великого решили воссоздать. Сегодня он открыт для широкой публики: там расположена экспозиция, посвященная петровской России.
В Кавалерском зале установили Castrum doloris ("замок боли, скорби" в переводе с латыни) размером 200 кв. м. Стены обили черным сукном, украсили четырьмя фигурами: Скорбящей России, Печалующейся Европы, Геракла и Самсона. Посреди траурной залы был выставлен открытый гроб, в котором тело императора простояло незакрытым целых 42 дня, на нем был кармазиновый (темно-красный) камзол, который был взят из императорского гардероба.
Екатерина посещала печальную залу практически каждый день. Говорили, что над Петром она рыдала, "как Андромаха над Гектором". Бывший одним из членов "ближнего круга" Петра I Никита Вильбоа писал, что было ощущение, будто в голове у этой женщины резервуар с водой, который никогда не пустеет.
Почему воскового Петра нарядили в красное
После смерти мужа Екатерина I объявила годовой траур, во время которого все должны были носить черные одежды, а высшие сановники — покрыть черной тканью две комнаты в своих домах.
Желая сохранить подлинный облик супруга, Екатерина поручила Бартоломео Карло Растрелли создать "восковую персону". На основании посмертной маски, а также мерок, снятых с тела Петра, Растрелли создал восковую скульптуру в натуральную величину, которая сегодня хранится в собрании Эрмитажа.

Посмертная «Парадная» позолоченная маска Петра Первого
Голова, кисти рук и ступни были отлиты из воска, туловище, ноги и руки сделаны из дерева и соединены при помощи шарниров, что позволяло придавать фигуре естественное положение. Парик, усы и брови сделаны из собственных волос Петра I. Фигуру одели в камзол лазоревого цвета с серебряными узорами и вышитым орденом Андрея Первозванного, в котором Петр короновал Екатерину в 1724 году. На ноги были надеты башмаки с серебряными пряжками. В 1997 году костюм отправился на реставрацию, которая длилась шесть лет.
"Костюм был поврежден, а вместо него на персону надели красный. Получилось, что Петр теперь сидит практически в смертном одеянии", — рассказала Логунова.
Французские рыцари на русских похоронах
В последний путь императора провожала траурная процессия из более чем 10 тыс. человек. Вместе с Петром было решено похоронить скончавшуюся уже после его смерти (4 марта 1725 года) шестилетнюю дочь цесаревну Наталью Петровну.
В полдень 10 марта пушечный залп со стен Петропавловской крепости возвестил начало траурной процессии. Выносили Петра через окно второго этажа (чтобы не вернулся — это старорусская традиция, восходящая к язычеству). Маршрут процессии пролегал от Зимнего дворца вдоль набережной к Почтовому двору (ныне на этом месте находится Мраморный дворец), а затем по льду Невы до крепости. Весь путь был усыпан речным песком и украшен свежесрезанными еловыми ветками. На льду установили специальный помост с перилами, обтянутыми черной тканью. 1 250 гренадеров с факелами стояли по обе стороны траурного поезда. Екатерина шла весь путь за гробом Петра, несмотря на сильную метель. Ее поддерживали князь Александр Меншиков и граф Федор Апраксин.
С началом шествия во всех городских церквях начался колокольный звон, а с крепостных стен каждую минуту раздавались орудийные залпы, которые продолжались до тех пор, пока гроб не внесли в строящийся Петропавловский собор.
В центре собора была возведена временная деревянная часовня. Там, на помосте высотой в пять ступеней поставили два гроба — Петра и Натальи.
В процессии участвовали два аллегорических рыцаря. Потом они появлялись на траурных церемониях императорской фамилии вплоть до похорон Александра III в 1894 году. Один рыцарь был радостный, в золотых латах, с ярким плюмажем и мечом острием вверх. Второй же рыцарь был печальный — в черных латах, с черным плюмажем и опущенным мечом.
Это было прямое заимствование из французского церемониала XIII века, когда на смену умершему королю, которого оплакивал печальный рыцарь, сразу приходил новый, восхваляемый рыцарем радости: "Король умер. Да здравствует король!"
Шесть лет в медном ковчеге
Тело императора не предавали земле шесть лет. Медный ковчег с гробом стоял в часовне, возведенной в центре строящегося Петропавловского собора. Почему останки так долго не хоронили, неясно. Со временем к гробам Петра и Натальи добавились еще два — самой Екатерины I и цесаревны Анны Петровны, матери будущего императора Петра III, от которой и пошла дальнейшая ветвь Романовых, правившая Россией до 1917 года.
Читайте также
В Екатеринбурге открыли мемориальный комплекс Петра I и Екатерины I к 300-летию города

"Да, собор еще только строился, но некоторых родственников Петра хоронили еще в деревянном соборе в 1708 году. Этот год и является годом формирования императорской усыпальницы. У западной стены лежит вдовая царица Марфа Матвеевна, ее склеп сегодня сопряжен со склепом с останками расстрелянной семьи Николая II, а под лестницей, ведущей на колокольню, похоронены сводная сестра Петра Мария Алексеевна, царевич Алексей и его жена Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская. В соборе похоронены также пять малолетних детей Петра I. Поэтому вопрос, почему его тело шесть лет не было погребено, может быть обращен к его потомкам", — говорит Логунова.
Усопшие были преданы земле лишь в 1731 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна.
Король умер, да здравствует королева
Неопределенность, порожденная новым порядком престолонаследия, привела к тому, что в XVIII веке Россия пережила череду дворцовых переворотов, а историки прозвали это столетие "бабьим веком", поскольку чаще всего в результате переворотов к власти приходили женщины. В 1725–1796 годах в России правили Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II, а также Анна Леопольдовна, регентша при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче (Иване VI). История изменилась только при правнуке Петра — Павле I, который изменил закон о престолонаследии и оставил четверых сыновей, но сам стал жертвой последнего дворцового переворота.
"Петр I оставил Екатерине I твердое наследство. Военные конфликты были благополучно завершены, у России была сильная армия, военно-морской флот, создавалась Академия наук и художеств. Екатерина в дела государственные не вмешивалась: управляла группировка, поддержавшая ее восхождение на российский престол. Но и они во многом продолжали деятельность, которую начал Петр I", — поясняет Татьяна Базарова.
Россия отныне стала империей, способной конкурировать с ведущими европейскими державами. "Оставил нас сей великий монарх и отец наш. Оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его, которые вышеименованными его делами означилося, при нас есть. Какову он Россию свою зделал, такова и будет: зделал добрым любимою, любима и будет; зделал врагом страшную, страшная и будет; зделал на весь мир славную, славная и быть не престанет", — писал Феофан Прокопович.
Юлия Стрелец



