"Роботы не смогут заменить инженеров и рабочих". Как машины помогают при дефиците кадров

Роботизацией производства в Санкт-Петербурге занимаются активно и планомерно, что, несмотря на кадровый голод в сфере промышленности, уже позволило городу занять лидирующие позиции по числу роботов, применяемых в промышленном производстве. Рассказываем, как внедрение современных технологий повышает производительность, снижает затраты и позволяет создать принципиально новые изделия
Редакция сайта ТАСС
19 марта, 11:30

Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, Петербург лидирует по числу промышленных роботов, применяемых в обрабатывающей промышленности. На городских предприятиях уже работают примерно 1,4 тыс. роботов, а до 2030 года их может потребоваться около 8 тыс.

"Наша городская тяжелая промышленность нацелена на выпуск высокотехнологичной мелкосерийной или даже штучной продукции, при производстве которой массовое применение роботов затруднено и не всегда оправдано. Тем не менее роботизация очень востребована на многих предприятиях. Главным стимулом ее развития стал дефицит кадров на рынке труда", — рассказал председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Александр Ситов.

Затраты на внедрение роботизированных систем и комплексов, о которых говорят промышленники, с этого года город начнет возмещать. Для этих целей, по данным вице-губернатора Петербурга Кирилла Полякова, заложено 100 млн рублей.

"Внедрение программы поможет петербургскому бизнесу решить проблемы, связанные с низкой производительностью труда, высокими энергозатратами и себестоимостью выпуска продукции. Также мера поспособствует своевременной модернизации оборудования и сокращению кадрового дефицита на промышленных предприятиях города", — отметил Кирилл Поляков.

"Дефицит кадров — одна из самых главных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели практически во всех отраслях, но в первую очередь в промышленности. Согласно ежегодному опросу, который проводился в рамках подготовки моего ежегодного доклада, его ощущают 71,1% предпринимателей. Причем наиболее остро чувствуется дефицит рабочих (50%), тогда как в управленческих специалистах нуждаются лишь 12% ответивших респондентов", — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин.

В ближайшей перспективе, считает бизнес-омбудсмен, решить кадровый вопрос будет практически невозможно из-за ряда факторов. Как пример он привел недавний визит на один из химических заводов Петербурга, выпускающий лакокрасочную продукцию. За три десятилетия в вузах и колледжах города были закрыты образовательные программы по подготовке специалистов, необходимых для их отрасли, рассказал руководитель завода.

"И подобный пример не единичен. Предприятия, которые имеют достаточные ресурсы, открывают учебные центры у себя. Такие меры способны залатать дыры, но не решить проблему в целом. Поэтому необходимо как можно скорее наладить взаимодействие предприятий не только с вузами и с колледжами, но и со школами. Самим предпринимателям необходимо определить потребность в кадрах и специальностях на долгую перспективу, чтобы уже сейчас начинать их подготовку. Ну и, безусловно, государству нужно больше сил вкладывать в популяризацию рабочих и инженерных профессий", — уверен Валерий Калугин.

Машины и роботы

Cамая роботизированная отрасль в мире — автопром, и Петербург не исключение. Тут находится три крупных автозавода, два из них действующие.

На "Автомобильном заводе АГР" (бывшем заводе южнокорейского концерна Hyundai) сейчас задействовано 245 роботов. "Они производят такие важные операции, как нанесение сварных точек на кузов, окраска кузова снаружи и внутри, дополнительные логистические операции по перемещению панелей внутри линии, нанесению герметика и другие", — рассказали в пресс-службе предприятия. В феврале 2024 года на заводе было перезапущено производство, так как на предприятии сменился собственник. С того момента на площадке выпустили 26 тыс. автомобилей Solaris. 

На производственной площадке "Автозавода Санкт-Петербург" (бывший завод Nissan) с 2023 года в сотрудничестве с международными партнерами выпускаются автомобили под брендом Xcite по технологии крупноузловой сборки, не по полному производственному циклу, поэтому необходимости в активном применении робототехники нет. "Максимальная мощность в таком режиме — порядка 50–60 тыс. Пока на следующий год мы не планируем переход к мелкоузловой сборке", — говорил ранее гендиректор предприятия Иван Миронов. Что касается применения робототехники, 

Перезапуск бывшего завода Toyota в Петербурге, на котором планировалось выпускать грузовики БАЗ, а потом автомобили Aurus, пока так и не состоялся. Сборку грузовых автомобилей БАЗ планируется наладить на площадке бывшего завода по выпуску тягачей в рамках импортозамещения внедорожной продукции, проект находится в работе у АО "Романов".

Генеральный директор предприятия Дмитрий Гречухин подчеркнул, что компания уделяет большое внимание автоматизации и роботизации производственных процессов. На предприятии создана специальная лаборатория, которая занимается проектированием, тестированием и внедрением робототехнических комплексов, например роботизированных ячеек для дуговой и контактной сварки. Также разрабатываются автоматизированные системы управления технологическими процессами под конкретные текущие задачи, которые призваны облегчить труд персонала на производстве и ускорить выполняемые операции.

"Важную роль на современных предприятиях играет предварительное планирование производственных задач. Мы используем компьютерное моделирование, которое имитирует поведение реальных объектов, что позволяет уже на этапе разработки устранить недостатки систем роботизации", — рассказал Гречухин.

Роботизированный цех

Среди других отраслей с высоким уровнем роботизации производства можно выделить электронику, фарминдустрию, пищевую промышленность, а также ОПК. Например, на предприятиях пищевой промышленности используются паллетайзеры (роботы-укладчики). На "Обуховском заводе" (занимается металлургией и машиностроением) было создано автоматизированное заготовительно-сварочное производство — по сути, роботизированный цех, позволяющий вдвое увеличить выпуск изделий по сравнению с работой на сопоставимых мощностях с использованием ручного труда.

По словам Александра Ситова, все чаще установкой роботов начинают интересоваться и частные организациии — субъекты малого и среднего бизнеса. 

"Просто промышленный робот никакую поставленную задачу самостоятельно решить не может. Когда мы говорим о роботизации предприятия, мы подразумеваем внедрение робототехнического комплекса (РТК) — это целый набор основного и вспомогательного оборудования, в составе которого есть и промышленный робот-манипулятор, и, главное, программа управления", — рассказывает Ситов.

Внедрение промышленного РТК — сложная многоэтапная задача, которую решает компания-интегратор. "Компаний-интеграторов в Петербурге немного, хватит пальцев рук, чтобы их пересчитать. Количество РТК, которые они могут внедрить, — 10–15 в среднем в год", — говорит председатель КППИТ.

РТК могут решать различные задачи на производстве: перемещение грузов, их укладка, установка деталей на станок, различные виды сварки, механическая обработка деталей, покраска и многие другие. Они применяются не только для исключения монотонного, тяжелого и опасного ручного труда и повышения производительности, но и для того, чтобы улучшить качество продукции и исключить производственные ошибки.

Промышленные роботы

Сегодня в реестре Минпромторга зарегистрировано менее 10 компаний, выпускающих промышленных роботов. Их пока нельзя назвать полностью российскими, и сейчас они производятся очень малыми сериями. В России пока не импортозамещен ряд необходимых комплектующих. 

Тем не менее потенциальные производители серийных промышленных роботов в Петербурге есть, прежде всего это АО "Силовые машины", которое, как сообщили в пресс-службе организации, уже реализует проекты на базе опытных образцов промышленных роботов и летом 2025 года планирует выйти на их серийный выпуск. Это позволит компании не только автоматизировать собственное производство, но и предложить технологии и услуги по комплексной роботизации производственных площадок другим предприятиям.

Требования к линейке роботов разработаны Центром роботизации "Силовых машин" совместно с центрами технического развития Ленинградского металлического завода и завода "Электросила" — ключевых производственных площадок компании.

В конце 2024 года предприятие представило инженерную модель первой модификации шестиосевых роботов-манипуляторов грузоподъемностью 20 кг, которую можно применять практически во всех областях промышленности для создания роботизированных ячеек и линий. Ею можно заменить человека при выполнении рутинных технологических операций, обеспечить лучшую повторяемость и качество. Также робот может применяться в образовательных целях и в сфере услуг. Следующим этапом будет изготовление робота грузоподъемностью более 100 кг и сварочного робота.

В 2025 году компания планирует создать собственный сервисный и учебный центр по робототехнике, где сотрудники предприятия и других компаний смогут проходить обучение по обслуживанию, программированию, пусконаладке роботизированных комплексов.

Первый робот собственной разработки будет установлен на заводе "Электросила" для выполнения одной из операций при производстве генераторов для энергетики — загрузки-выгрузки пресса. Потенциально эта модель может выполнять 70% операций на производстве компании, которые можно роботизировать.

"Роботизация производства, безусловно, будет способствовать решению проблемы дефицита кадров, равно как и внедрение других современных технологий, но роботы не смогут полностью заменить высококвалифицированных инженеров и рабочих", — считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин.

Майя Бондарь