Десятки километров на колесах и купание в грязи: велоспортсмены — о своей главной страсти

5 500 км за 80 дней
Юлия и Андрей Добрычевы — супружеская пара из Рязани. Они воспитывают двоих детей — сына-студента и дочь-школьницу — занимаются любимым делом и не представляют своей жизни без путешествий. Велосипеды стали для них лучшим способом изучить мир, в том числе свою собственную страну. Самое большое к данному моменту путешествие пары случилось в прошлом году — 1 мая 2024 года они выехали из Рязани и проехали на велосипедах 5,5 тыс. км до острова Ольхон в Иркутской области. 80 долгих дней в дороге стоили того, чтобы супруги своими глазами увидели жемчужину России — озеро Байкал.
"Но, наверное, мечта все же остается прежней — добраться до Владивостока, как мы и планировали сначала. Просто, доехав до Байкала, мы поняли, что пока не готовы продолжать, и решили вернуться. Но желание закончить путешествие осталось", — говорит Юлия.

Велосипедные приключения супруги открыли для себя не так давно. Для них обоих этот вид транспорта ассоциируется с беззаботным детством, каникулами и духом приключений. Они подобрали для себя подходящие экземпляры и начали кататься по своему родному городу.
"Когда мы только начали ездить по Рязани, мы были в шоке от того, сколько красивых мест в нашем родном городе мы еще ни разу не видели", — рассказывает Андрей.
В свое первое большое путешествие на велосипедах они отправились в 2019 году — их выбор пал на Черноморское побережье Крыма. За свой отпуск они объехали весь полуостров.
"Вспоминая эту поездку, могу сказать, что дуракам везет. Мы не были готовы к проблемам, с которыми могли столкнуться в дороге. Просто сели и поехали. Уже к следующим поездкам мы подходили более осознанно: брали с собой инструменты, набирали еды, одежду на все случаи. А к Крыму не готовились, но нам повезло, никаких трудностей в поездке не было. Однажды в горах мы свернули с нормальной дороги и поехали по более сложной. По пути встретили бывалого велосипедиста, пожилого мужчину. Разговорились, он очень удивился, когда узнал, что это наше первое путешествие на велосипедах, потому что Крым — один из самых сложных маршрутов", — вспоминает Юлия.
Целых три летних сезона в поездках их сопровождал сын. В первом путешествии ему было 15 лет. Как говорит Юлия, с одной стороны, двое мужчин в дороге делают ее более простой, а с другой — более дорогой. Но, как отмечают сами супруги, стоимость такого отдыха зависит исключительно от собственных предпочтений — от выбора мест для остановок до еды. Сейчас их сыну уже 21 год, у него насыщенная студенческая жизнь, и родители снова отправляются в поездки вдвоем.
Самой большой проблемой в пути для них всегда становилась усталость. Продолжать путь приходилось, даже когда казалось, что сил уже совсем нет. Тогда включались воля и характер. Благодаря этому они преодолевали крутые виражи, трудные подъемы и экстремальные погодные условия.
Читайте также
Программа Росмолодежи отправит в 2025 году 100 тыс. человек в путешествия по РФ

Добрычевы называют себя велософами. Такое название для аккаунтов их команды в соцсетях появилось случайно: Андрей долгое время увлекался философией и даже вел страницы с мыслями из дневников Льва Толстого. Пара решила совместить в названии профилей на различных платформах свой интерес к велосипедам и философии. Но в итоге оказалось, что они на самом деле нашли глубокий смысл в своих путешествиях.
"Нам приходилось ездить в разных условиях. Например, дует сильный ветер — это проблема или нет? Или идет дождь — это проблема или нет? Мы решили, что дождь пришел поддержать нас в дороге. Ты просто учишься иначе смотреть на то, что прежде казалось проблемой. Трудности перестают быть трудностями, когда ты перестаешь считать их таковыми", — объясняет Андрей.

Андрей и Юлия Добрычевы
Так же Добрычевы относятся и к рутине — ее не будет, если человек сам не будет считать свои дни рутинными.
"Всю рутину мы сами себе придумываем, а на самом деле каждый день можно наполнять чем-то новым. Мы все в равных условиях — у нас у всех по 24 часа в сутках. Вопрос в том, чем ты наполнишь эти 24 часа. Те, кто жалуется на рутину, возможно, просто еще не нашли себя", — говорит Юлия.
Сами супруги решили кардинально перестроить свою жизнь, чтобы иметь возможность путешествовать. Они отказались от работы в офисе и перешли на удаленку. Юлия обучилась SMM, а Андрей создает сайты. Их работа позволяет им в любой момент сорваться навстречу приключениям.
Очередной заезд начался 1 июня — это первое путешествие, в которое они отправились не только своей семьей, но вместе с другими людьми. Они едут с Павлом Конюховым — участником более 30 уникальных велоэкспедиций. Для Добрычевых это новый интересный опыт.
Их путешественнические планы необъятны — от знаменитых маршрутов в Дагестане до живописных Алтайских троп и Приэльбрусья. "Когда закончатся маршруты в России, можно будет подумать о зарубежных поездках. Но пока нам есть что посмотреть и у нас", — говорит Андрей.
Для начинающих велопутешественников у супругов лишь одно пожелание — садиться на велосипед и ехать. Начать Добрычевы советуют с небольших поездок по своему собственному городу, а уже позже, когда появится та самая неутолимая жажда приключений, попробовать ощутить вкус дальних путешествий.
Велолагерь для хулиганского детства
Ролики, где дети ездят на велосипедах по лесам, по пути падают в лужи, грязь, взрывают петарды и делают другие хулиганские вещи, которые вряд ли готов позволить какой-либо родитель, разлетаются в соцсетях и собирают множество лайков и комментариев. "Посмотрите, как хорошо ваш ребенок мог бы провести время, если бы был у нас в "Фатум" лагере" — так начинаются такие видео в профиле владельца скейт-парка Владислава Урбана.
Атмосфера летнего лагеря, где ребенок не просто занимается спортом, но может от души похулиганить, мало кого оставила равнодушным. Возмущенные комментарии под такими видео ожидаемо присутствуют, но внезапно даже для самого их создателя они стали причиной большого ажиотажа среди родителей, которые стали массово обращаться к нему с вопросами о том, как ребенок может попасть в такой кэмп.
Для его руководства такая слава оказалась непростым испытанием. "Фатум" был создан четыре года назад и все это время оставался небольшим лагерем для детей, которых тренеры хорошо знают и в которых уверены. Благодаря тому, что подопечных немного, тренерам всегда удавалось за ними следить, и, несмотря на запечатленные в роликах экстремальные моменты, они могли обеспечивать их безопасность.
"После этих видео нам пишут сотни человек, а у нас лагерь рассчитан только на 20. Я говорю, что мы можем только записать в лист ожидания. У меня спрашивают, зачем мы тогда делали рекламу, а это на самом деле была не реклама. Это просто шутка, но она разлетелась, и многие заинтересовались", — говорит управляющая лагерем Мария Ермакова.

Попасть в лагерь совсем не просто, потому что условия пребывания в нем не для каждого — об этом его руководители говорят без прикрас. В день дети проезжают по 15 км по пересеченной местности. Такое физическое испытание подойдет далеко не всем, поэтому перед тем, как принять ребенка в лагерь, тренеры оценивают его физические способности. Иногда родителям советуют на некоторое время отложить идею с лагерем, а вместо него привести ребенка на обычные тренировки и изменить его питание, чтобы он мог вынести целую смену.
"Дети у нас выносливые. Мы проезжаем все близлежащие лесные массивы, для этого нужна выдержка. Современные дети часто начинают плакать и проситься к маме. А у нас, например, был мальчик, который очень устал, ехал и плакал, но продолжал ехать. Характер тоже закаляется", — говорит Мария.
Чтобы ребенок сам смог осознать, готов ли он к такому приключению, руководители лагеря устраивают пробный день. По словам Владислава, среднестатистическому ребенку будет легко справиться с такой нагрузкой.
"Но иногда к нам приводят детей, которых родители запустили и рассчитывают, что мы их перевоспитаем. Но мы сразу говорим, что мы не воспитатели и что у нас сложно. Мы не отбираем телефоны — если родители дают их детям, на их ответственности то, что они будут в них сидеть", — объясняет Владислав.
И тем не менее пребывание в лагере сильно влияет и на самих детей, и на их родителей. О том, насколько значим велосипед для развития ребенка, тренеры говорят регулярно. Это помогает развивать координацию, уверенность в себе, социальные навыки и самовыражаться. Многим передвижения на велосипедах помогают лучше узнать местность, где человек живет годами, найти новые места для отдыха.
Читайте также
Победительница этапов Кубка России по велоспорту-ВМХ Савина получила нейтральный статус

Как оказалось, "Фатум" даже помогает семьям стать более сплоченными. Некоторые начинают проводить больше времени вместе, гуляя по тем местам, где дети ездили с тренерами, у некоторых появляются новые традиции, например, ездить в парк каждое воскресенье.
"А еще это больше всего влияет на отцов. Дети же приходят домой, рассказывают про тренеров, какой Влад классный. Отцы ревнуют, конечно, и начинают больше времени проводить с детьми. А потом сами поражаются, на что способны их дети", — рассказывает Мария.
Для тренеров некоторые подопечные стали почти родными, так как за четыре года существования "Фатума" они буквально выросли на их глазах. С особой гордостью Владислав говорит об одном из воспитанников, который начал заниматься в школе с нуля, а теперь выступает на международных соревнованиях, завоевывает значимые награды. В свои девять лет он уже получает зарплату и у него уже есть спонсоры.
"BMX пока не очень популярный спорт. Одна девочка после нас попала в сборную Москвы, сейчас она КМС, выиграла спартакиаду, за которую ей в 14 лет дали премию в 100 тыс. рублей", — говорит Владислав.
Сейчас "Фатум" состоит из нескольких летних смен по три-четыре недели. Но руководители проекта уже задумываются о его расширении, особенно на фоне ажиотажа, который вызвали видео Владислава.
Превратить увлечение в бизнес
Когда-то велосипеды были для Максима Кравцова просто увлечением и возможностью приятно провести время в компании единомышленников. В Санкт-Петербурге, где он живет, фанатов этого вида спорта немало, а вот специальных мест, где они могли бы встречаться, общаться и отдыхать, не так много. Так, в 2019 году, опираясь на опыт зарубежных коллег, Максим открыл велокафе "Кооператив "Вираж".
Кофейня, хотя и родилась в непростое время незадолго до локдауна, смогла удержаться на плаву и реализовать главную цель — собрать велосипедное комьюнити. Некоторые предприниматели из других городов тоже подхватили эту идею и начали открывали подобные заведения.
"Но пик нашей деятельности немножко опередил пик всеобщего увлечения велосипедами. Сейчас появляется очень много разных велоклубов, люди начали пересаживаться на шоссейные, карбоновые велосипеды, искать себе друзей, вливаться в комьюнити. Я сейчас пытаюсь перезапустить свою кофейную историю, вдохнуть в нее новую жизнь", — говорит Максим.
Помимо управления велокафе, он занимается организацией велосипедных гонок и заездов. Еще до того, как начать свой бизнес, он часто участвовал в таких мероприятиях, а в итоге решил устраивать их самостоятельно.
"В какой-то момент вся велотусовка развалилась на кучу маленьких компаний, никто никого не знал, никто ни с кем не общался. И мы приняли решение сделать какой-то не очень сложный еженедельный ивент в виде городского заезда "Среда обитания", расслабленного, на котором люди, новички, например, смогут друг с другом познакомиться", — объясняет велосипедист.
Читайте также
Четыре россиянина отправились на турнир, который пройдет на олимпийском велотреке в Японии

Благодаря этому действительно удалось объединить маленькие компании со всего города в одно большое комьюнити. Но чем сильнее разрасталось сообщество, тем сложнее было организовывать мероприятия. Когда Максим осознал, что это становится для него слишком проблематичным и нервным, принял решение временно свернуть эту деятельность.
"И теперь снова все развалилось: другие ребята начали делать подобные заезды, от них отделились другие, и в итоге это все поделилось на множество независимых друг от друга фрагментов, которые никак не взаимодействуют. Так что сейчас настало время снова попробовать подружить их друг с другом", — говорит Максим.
На данный момент он разрабатывает новый проект — гонку в разных городах России с маршрутом, пролегающим по главным достопримечательностям.
Главный смысл гонок, как он объясняет, вовсе не в том, чтобы побеждать в них. Максим полюбил их за возможность сменить обстановку и за эмоции, которые невозможно получить в обычной жизни. Принять участие в этом может любой желающий, кто просто умеет ездить на велосипеде, так как главное — погрузить себя в нестандартную ситуацию.
"Не имеет значения, какое место будешь занимать, это не главное. Начинающему велогонщику, как и всем остальным, я бы посоветовал не ездить слишком быстро. Порядка 70–80% тренировочного объема должно состоять из велопрогулок в размеренном темпе. Это не очень интересно выглядит и звучит, но вся тренировочная база строится на этом, и без достаточного объема спокойных прогулок ты не станешь более сильным гонщиком. Нет никакого смысла постоянно ездить быстро. Важно успокоиться и начать получать удовольствие от спокойной езды. Расслабляйтесь, зовите друзей, приезжайте на заезды вместе, и так вы все вместе станете здоровее и сильнее", — заключает велогонщик.
Лидия Мисник, Екатерина Мамедова



