Ленин был бы доволен: как приезжие из Америки устроили на Тамбовщине образцовый колхоз

Трактористы Ирской коммуны
Ирская коммуна. Формат жизни
Первое, что бросается в глаза, когда въезжаешь в Ленинское, именно так сейчас называется бывшая Ирская коммуна, — его ухоженность. Центральную улицу с обеих сторон обрамляют березовые аллеи. Сквозь одну из них виднеется двухэтажная белая школа — пожалуй, единственная школа на Тамбовщине, руку к которой приложил настоящий итальянский зодчий — коммунар Джованни Фанфарони.

Джованни Фанфарони лично руководил строительством школы, которую возвели в 1954 году. Барельефы для оформления здания и малые архитектурные формы у школы также выполнены руками Фанфарони
У школы я встречаюсь с директором Кирсановского краеведческого музея Сергеем Иониным и научным сотрудником Валентиной Тютиковой. Они — главные хранители истории коммунаров, а сегодня — и мои проводники.
— Село очень преобразилось в последние годы, — рассказывает Ионин. — С 2019 года мы стали активно транслировать историю Ирской коммуны на разных площадках. В прошлом году в Ленинском впервые прошел фестиваль "Ирская коммуна. Формат жизни", который посетили более 3 тыс. человек, желающих проникнуться жизнью первых коммунаров. В этом году организаторы ждут еще больше гостей.

Село Ленинское
Жизнь за океаном
Директор местной школы Марина Волынкина — потомок коммунаров. Ее прадед Петр Васильевич Пшенко был в числе первой группы реэмигрантов.
"Не от хорошей жизни прадед бежал за океан, надеялся найти там счастье. Не нашел. В Канаде он жил и работал на крупном предприятии несколько лет. Работа была тяжелая, хотя и позволяла неплохо зарабатывать. Но Петр Васильевич всегда мечтал вернуться в Россию", — рассказывает Марина Алексеевна.
В 1919 году в Нью-Йорке было организовано Общество технической помощи Советской России, членами которого в основном стали рабочие и крестьяне, когда-то уехавшие из России, а также иностранцы. Это были люди, поверившие в коммунистические идеи и мечтающие вернуться на родину, чтобы строить новую жизнь. Ленин горячо приветствовал это движение, тем более что члены общества были квалифицированными специалистами в разных областях и везли с собой много современной сельхозтехники.

Члены Общества технической помощи Советской России, 1920 год
1 мая 1921 года члены общества писали в Москву, в Высший совет народного хозяйства: "Мы, хлеборобы, знающие практически ведение сельского хозяйства по американской системе, организовались в артель на коммунистических началах для работы в Советской России. Число членов, постепенно растущее, сегодня состоит из 50 человек, с капиталом на общую покупку машин в 10 000 долларов. Имеются специалисты: огородники, птицеводы, свиноводы, по культуре картофеля и зерновых злаков. Имеем своих плотников, слесарей, механиков и кузнецов. Стремимся скорее переехать в Россию и заняться земледелием".
"Прадед был членом этого общества, и в апреле 1922 года в составе первой группы коммунаров он выдвинулся на теплоходе из Америки в Россию. Для них это было огромным событием. Это видно и по фотографии, сделанной у парохода. Все в костюмах с галстуками, в лаковых ботинках, в шляпах. Удивительные люди. Я до сих пор храню шкатулку прадеда для документов и брошь с галстука, в котором он возвращался на родину", — рассказывает Марина Алексеевна.

Здравствуй, социализм!
Первые 65 коммунаров, включая пятерых женщин и семерых детей, прибыли в село Ира Кирсановского уезда, чтобы основать поселение на руинах имения княгини Марии Нарышкиной (Оболенской-Рейтерн).
Это был настоящий интернационал: русские, украинцы, венгры, поляки, немцы, евреи и итальянцы. С собой они привезли трактора, автомобили, плуги, культиваторы, сенокосилки, сеялки, мельницы, картофелекопалки, навозоразбрасыватель и многое другое.
"Условия жизни переселенцев поначалу были очень тяжелыми. Практически все имение было сожжено, разрушено и разграблено в период Антоновского восстания, первое время жить им приходилось в палатках, а питаться порой очень скудно. Некоторые из коммунаров не выдержали и вернулись обратно. Но большинство остались и с энтузиазмом взялись за дело", — рассказывает Валентина Тютикова.

Первые дни Ирской коммуны
Уже к 1923 году переселенцев стало 166. На месте развалин выросли мастерские, коровник, свинарник и птичник, коммунальная столовая, позже — два двухэтажных деревянных дома для проживания 70 семей в каждом, клуб, школа, детсад, лесопилка. В первый же год коммунары получили невиданный для здешних мест урожай зерновых по 14,4 центнера с десятины, соседские крестьяне в то время собирали по 5,3 центнера.
Газета "Известия" спустя год после появления коммуны писала: "В Ире совершенно ошеломляющее впечатление на деревню произвело искусственное разведение кур. Американцы скупили у крестьян 800 яиц, зарядили ими инкубатор и, когда яйца начали лупиться, пригласили крестьян, — те долго отказывались верить глазам и склонны были все это считать в лучшем случае "обманом", а проще говоря, "чертовщиной".
В 1938 году коммуна была преобразована в колхоз имени Ленина, в котором уже за зарплату трудилось более сотни человек. Колхозники удивляли страну обильными урожаями, развитым животноводством и темпами капитального строительства. На базе хозяйства была выведена местная порода крупного рогатого скота — красная тамбовская, выращивались орловские рысаки и тяжеловозы. Один из создателей советской кавалерии, комдив Буденный, очень любил лошадей рысистой породы и лично бывал в хозяйстве.

Семен Буденный во время посещения Ирской коммуны
"Знаете, мы когда встречаемся с молодежью и рассказываем о том, что было сделано коммунарами, то всегда спрашиваем у ребят, сколько, по их мнению, нужно времени на то, чтобы создать все это. Одни отвечают 30−40 лет, другие и вовсе считают, что это невозможно сделать усилиями нескольких сотен человек. Современной молодежи сложно поверить, что в то время практически на выжженной земле можно было построить "рай" за столь короткий срок", — рассказывает Тютикова.
Да, коммунары считали, что живут в раю. "Они мечтали воплотить в реальность самые дерзкие замыслы, которыми гордились бы потомки. Сохранилась газета с мечтами юных коммунаров, где они пишут, что мечтают построить физкультурный городок и собственную обсерваторию, оранжерею и стеклянные телятники, чтобы в них было "светлее и чище", а еще аэродромы на крышах домов и "чтобы в пруд приходили корабли", — объясняет Тютикова.
Русский итальянец
Мы рассматриваем экспозицию, посвященную Джованни Фанфарони. Американец итальянского происхождения, которого характеризовали как "знающего дело архитектора", прибыл в коммуну весной 1922 года. Он восхищался ленинскими идеями, а русский учил по газете "Известия".
Одна из вырезок газет хранит его воспоминания о том, почему он решил покинуть США, где был весьма успешен. "В России после революции и Гражданской войны все разрушено, а эти чудаки из Нью-Йорка ничего не смыслят в строительстве. Подумайте только: ни одного строителя в коммуне нет. Я и подумал, что Ленин будет недоволен. Как же я мог не записаться", — рассуждал Фанфарони.

Джованни Фанфарони
Здесь он создал строительную бригаду, обучал людей тому, что знал и умел сам. Под его руководством в коммуне построены двухэтажные деревянные дома, мастерские, коровники, школа с лепными украшениями и уникальное здание электростанции с "итальянским акцентом", которое привлекает внимание всех гостей Ирской коммуны.
Спустя годы Фанфарони признавался: "Я приехал в советскую Россию, чтобы своими руками строить социализм. В России я нашел вторую родину, обрел счастье. Дети выросли свободными, получили бесплатное образование. Они не знают, что такое безработица, нищета, боязнь голодной старости".
Бернард Шоу и все-все-все
Коммуна была признана эталоном социалистического хозяйства как в целом, так и по отдельным направлениям: образцовые производство, детский сад, общепит, бани, столовая и прочее. Ее опыт транслировался на всю страну. Об успехах коммуны многотысячными тиражами издавались книги, снимались документальные фильмы, проводились семинары и ежедневные экскурсии. Кроме того, она неоднократно становилась экспонентом ВДНХ.
"Экскурсии были настолько частыми, что коммунары не выдерживали наплыва туристов и писали об этом в Москву. Однако к российским делегациям лишь добавились иностранные", — рассказывает Сергей Ионин.
В 1929 году в коммуну прибыл американский публицист Шервуд Эдди, который позже написал в своей книге "Вызов России": "В этой коммуне есть собственные фруктовые сады, молокозавод, сыроварня, мукомольная фабрика, литейный цех, лесопилка и общая столовая, где они могут поужинать за отличным столом. Их культурная жизнь сосредоточена в большом здании клуба с электрооборудованием, радио, еженедельными просмотрами фильмов, театральными постановками, а также развлекательными и образовательными мероприятиями. <…> Рабочие показались нам интеллигентными и дружелюбными; их уже нельзя было назвать "крестьянами”. Они были совсем не похожи на простых деревенских жителей. Десятка два человек свободно и непринужденно разговаривали с нами по-английски. Они научились этому за годы, проведенные в Америке. <…> Водка в коммуне запрещена. Ее можно достать только в индивидуальном порядке в далеком городе".

Бернард Шоу во время визита в Ирскую коммуну
Посмотреть лично на уникальный советский "стартап" в 1931 году приезжал также английский драматург и нобелевский лауреат Бернард Шоу в составе большой делегации европейских деятелей, в их числе леди Нэнси Астор — первая в британской истории женщина, избранная в парламент.
Перед отъездом из коммуны Бернард Шоу сказал: "Я чувствую себя здесь прекрасно. Россия — удивительная страна. Мне кажется, что я помолодел по крайней мере на 20 лет". Все это принесло коммуне всемирную известность. В итоге она просуществовала значительно дольше других в стране и в качестве передового колхоза действовала вплоть до развала СССР.
О парке, доме и ужах
С моими собеседниками направляемся к домам коммунаров. По дороге они рассказывают о предстоящем фестивале, который пройдет 18 и 19 июля. В планах — выставки, пленэры, документальные фильмы о коммуне, работа проектных мастерских, насыщенная концертная программа, обед за большим коммунарским столом и — впервые! — палаточный городок для туристов. В прошлом году многие говорили о том, что хотели бы задержаться в Ленинском хотя бы на несколько дней. Сегодня туристы сюда едут со всей России.

Один из домов, в которых жили коммунары
"А вот здесь хотим воссоздать атмосферу советского сельпо, — говорит Валентина Тютикова, указывая на местный магазин. — Превратим это пространство в эдакую машину времени, которая перенесет гостей в прошлое. Механические весы с гирьками, счеты, конусообразные колбы для сока и лимонада, свежий хлеб, творог и сметана на развес… А на самой большой стене хотим нарисовать мурал в честь коммунаров".
Сразу за магазином — просторная площадь с концертной сценой, а за ней — исторический парк села, заложенный еще княгиней Оболенской. В прошлом году в нем уложили тротуарные дорожки, удалили поросль и аварийные деревья, воссоздали ажурную беседку, существовавшую здесь прежде. Вечером беседку красиво подсвечивают сотни лампочек, а в парке поют птицы и пахнет хвоей.
"Привести в порядок парк помогли областные власти, но работы еще много: парк большой — почти 5 га. Нужно увеличивать протяженность прогулочных дорожек, установить дополнительные скамейки и урны. И будет очень хорошо!" — уверен Сергей Ионин.
"Мост к парку тоже новый, его помог отремонтировать местный фермер, он же провел расчистку оврага, где когда-то протекала река. Мы надеемся, что это позволит открыть родники, которые когда-то питали реку", — объясняет Ионин.
К коммунарским домам ведут протоптанные тропы, но в какой-то момент сворачиваем в сторону зарослей, и мне внезапно предлагают пошуметь.
"Это один из способов отпугнуть гадюк и ужей, которые могут греться на солнышке в траве, — объясняет Валентина Тютикова, видя мое удивление. — Но вы не бойтесь, у нас тут еще ни разу никого не кусали".
"Из семи домов уцелел лишь один, он имеет статус объекта культурного наследия и когда-нибудь, надеемся, будет полностью восстановлен. Остальные дома в 2000-х признали аварийными и расселили. Конечно, общественники и активисты хотели сохранить их, но у сельсовета не было на это ни средств, ни людей", — объясняет Ионин.
Сохранившийся коммунарский дом со столовой действительно очень красив, даже несмотря на ветхость. В нем два этажа и несколько подъездов, он сделан из сруба, а цокольный этаж, на котором и находилась столовая, выложен из кирпича. Площадь дома — почти 1,3 тыс. кв. м. Сегодня двери и окна заколочены.
"Внутрь все же лучше не входить — небезопасно, туристов мы туда не водим, — предупреждает Валентина Тютикова. — Два года назад в доме подлатали крышу, помогли власти, местный предприниматель и инициативная общественность, но дому нужен капитальный ремонт. Было бы здорово сделать в нем гостиницу для туристов, такие идеи озвучивались".

Туристы на фестивале "Ирская коммуна. Формат жизни"
Рядом с домом — 10-метровый общий стол, за подобным ели коммунары и угощали иностранные делегации. В дни фестиваля за ним так же, как и 100 лет назад, дружно обедают туристы и гости праздника. Им подают наваристый борщ с мясом, хлеб из местной пекарни и ягодный компот.
Коммунарский хлеб
Кстати, хлеб в Ленинском всегда был особенный. Ржаной, на закваске и с вкусной корочкой — буханки по 8−10 кило, которые разрезали на четвертинки. Местные жители вспоминают, что каждый гость колхоза стремился увезти этот хлеб с собой как лакомство. Никакие гостинцы были не нужны, только хлеб!
— Сейчас все то же самое, — говорит Валентина. — Все, кто бывает здесь, обязательно покупают местный хлеб. Он все такой же вкусный. И мы тоже покупаем, если достанется, потому что раскупают его практически за час.
Нынешняя пекарня располагается в здании бывшей сыроварни. Найти ее несложно — просто идите по запаху хлеба. Внутри она совсем небольшая, и хлеб давно имеет привычную нам форму — кирпичика, но на вкус он и в самом деле необыкновенный. С глянцевой "говорящей" корочкой и ароматным мякишем.
Идешь по улице, откусываешь прямо от буханки, а потом еще и еще, пока не опомнишься, что съел уже почти половину. И в самом деле, зачем нужны какие-то гостинцы, когда есть такой хлеб?
Станция с итальянским акцентом
Один из самых ярких архитектурных объектов, построенных коммунарами в 1928 году, — здание бывшей электростанции. Его сконструировал Джованни Фанфарони. В архитектуре видна ностальгия мастера по родине: об этом говорят и характерное "итальянское" окно, и симметричность строения, и особенности каменной кладки. Здание отлично сохранилось до наших дней благодаря высочайшему качеству кирпича, который производили коммунары на собственном заводе.

Здание бывшей электростанции Ирской коммуны
"Сегодня здесь проходят пленэры, реализуются фотопроекты, творческие мастерские студентов-архитекторов из МАРХИ, а когда два года назад к нам на фестиваль приезжали музыканты и услышали, какая здесь акустика, то сразу же начали петь и импровизировать. Здесь какая-то невероятная сила звука, наш местный Ла Скала, — шутит Тютикова. — Именно поэтому у нас есть мечта сделать из этого места некий культурный центр с художественной галереей".
Она считает, что, может быть, и нет смысла создавать здесь что-то суперсовременное и модное. "Достаточно просто обновить немного стены, вставить окна, установить красивые двери в итальянском стиле, — размышляет Валентина Тютикова. — Ведь именно в такой поизносившейся архитектуре и есть то самое эстетическое очарование, которое ценят творческие люди, приезжающие сюда. Как, например, ценят Парфенон в Афинах и Херсонес Таврический в Севастополе. Наша коммуна — не просто история, а одна из частичек Великой России. И нам бы хотелось, чтобы о ней знали не только в нашей стране, но и за ее пределами".
Таисия Кириллова


