7 июня 2016, 08:53

Продуктовый десант: почему китайцы скупают российские товары на приграничных территориях

Юрий Смитюк/ ТАСС
Пока чиновники обсуждают возможность переноса китайских производств на Дальний Восток, приграничная торговля между Россией и Китаем совершенно изменилась

Несколько лет назад жители Благовещенска ездили в Хэйхэ каждые выходные, а челночный бизнес был главным в регионе. Но теперь, после девальвации рубля, постоянными гостями Амурской области стали туристы из Поднебесной. Специальный корреспондент ТАСС Андрей Уродов перебрался через амурские льды, чтобы попасть на север Китая, попробовать контрафактный шоколад и понять, как провезти через таможню 200 килограммов еды.

Ещё два года назад жители Благовещенска могли съездить в Хэйхэ вечером в будни, чтобы поужинать. В выходные народ направлялся в Китай уже с серьезными намерениями: поработать и погулять. Очереди из челноков выстраивались у таможни с рассвета. "В 8 утра придёшь на таможню, к 4 часам дня в лучшем случае окажешься там. В день могло выехать 2−3 тысячи человек, вечером все гостиницы Хэйхэ были заняты. Спали на съемных квартирах, в банях", — делится опытом Путилов.

Теперь российских туристов в Хэйхэ практически нет, после изменения курса рубля все цены выросли с два раза. Китайцы же, напротив, могут позволить себе в два раза больше и увеличили челночный трафик в разы.

Русские товары действительно пользуются популярностью: их подделками на севере Китая заманивают своих же туристов. Соучредитель Russian Distribution Company Владимир Михеев, занимающийся экспортом в Китай, объясняет, что контрафакт штампуют на заводах.

"В Харбине есть компания „Churin Foods“, основанная русским эмигрантом в 1900 году. Сейчас они скупают весь неликвидный шоколад, переплавляют его в специальном цехе и упаковывают в обёртку „Алёнки“. Буквально вчера у нас была встреча в Шанхае с представителями ООО „Объединенные кондитеры“. Они в курсе, что „Алёнку“ подделывают, их эксперт был на русской улице в Харбине и сказал, что 90% шоколада там не настоящие", — рассказывает Михеев.

В Китае очень любят экологически чистые товары: особенной популярностью пользуется российский мёд. Китайские туристы — основные посетители благовещенских магазинов с мёдом.

"Из всех сортов китайцы выбирают липовый, хотя у нас тут много местного архаринского мёда. Иностранцы покупают мёд в сотах, прополис, пчелиный воск — всё это везут к себе на родину. Китайцы доверяют народной медицине, поэтому им можно предлагать сиропы, настойки, гриб чагу и мази на медовой основе", — рассказывает руководитель магазина "Мёд пункт" Сергей Калько. По его словам, только за год благодаря оптовой и розничной торговле с Хэйхэ его прибыль выросла в несколько раз. Теперь компания планирует выйти на рынок в Харбине.

Такую популярность российской сельхозпродукции можно объяснить низкой ценой, но это лишь половина успеха. Как говорит министр внешнеэкономических связей Амурской области Игорь Горевой, стандарты ГОСТ и требования к пищевым продуктам в России выше, чем в Китае, поэтому у жителей Поднебесной есть стереотип, что наше сельское хозяйство очень экологичное. Спросом пользуются и российские сладости. Благовещенская кондитерская фабрика "Зея" уже давно активно поставляет свою продукцию в Хэйхэ.

Но стихийный рынок Хэйхэ не стоит сравнивать со всей торговлей в Китае. "Спрос, который есть в Благовещенске, — это только приграничный спрос на серую часть продукции", — объясняет Михеев. На севере Китая рынок не контролируемый, здесь нет крупных игроков, а населённость, по меркам Китая, очень низкая. Все богатые люди могут позволить себе выехать в Россию и купить всё, что им нужно, там. "Черная" торговля — для тех, кто победнее".

Губернатор Амурской области Александр Козлов в интервью корреспонденту DV рассказал, что вопрос теневой торговли уже решён: "Сейчас на границе торгуют цивилизованно. У китайцев есть по закону право на 200 кг в день мимо грузовой таможни. С другой стороны, это же экономика наша, они у нас деньги оставляют. Раньше наш человек туда ехал, всё скупал, теперь они оставляют в наших магазинах выручку. Подсели на наши продукты"...

Полный текст репортажа читайте на портале DV.land