3 августа 2016, 11:32
Символы новых купюр

Золото, а не ворота: каким Владимир хочет видеть себя на новых купюрах

Золотые ворота во Владимире. Владимир Смирнов / ТАСС
Золотые ворота во Владимире

Полина Вахотина, известный во Владимире общественный деятель, организатор книжных фестивалей, объясняет связь между ханом Батыем, автохулиганами и желанием видеть Золотые ворота на новых банкнотах ЦБ

29 июля закончился первый этап конкурса Банка России по определению дизайна новых купюр в 200 и 2000 рублей. Во второй тур вышли 49 городов, в том числе Владимир. Его жители хотят видеть на банкнотах Золотые ворота и Успенский собор.

В рамках проекта ТАСС, посвященного конкурсу, директор владимирского книжного клуба "Эйдос", организатор "БУ!Феста" и других городских фестивалей Полина Вахотина объясняет феномен Золотых ворот – главной городской достопримечательности, которую все видят, но никто не замечает. 

"Каждый владимирский ребенок когда-нибудь бывал в Золотых воротах – там расположена диорама о решающем штурме хана Батыя и экспозиция, посвященная владимирским воинам-героям. При этом если татаро-монголам в XIII веке, чтобы попасть к воротам, надо было лезть на Козлов вал, то современным людям – преодолевать пробки, транспортный поток, покупать билет на экскурсию. То есть ворота как были, так и остались некой целью завоевания, тем, что нужно покорить.

Еще я часто думаю про них как про ворота, которых лишили основного смысла существования, ведь проезд в Золотые ворота закрыт, а вокруг организовано круговое движение. То есть у нас есть дверь, в которую никто не ходит. Гордиться ими можно, но ходить в них почему-то нельзя.

Помню, как в 90-е годы лихачи проскакивали через ворота: едешь по городу на такси, ничего не предвещает, и вдруг он дает газу и прорывается через Золотые ворота. Не раз бывала пассажиркой таких лихачей-водителей, и эти воспоминания у меня – на всю жизнь. Позже власти подняли поребрик, и никто уже таким образом не похулиганит.

Иногда создается ощущение, что сами жители Владимира Золотые ворота не замечают. Взгляд на них не останавливается – настолько они местным жителям привычны. И они не присутствуют в городской жизни. Нет такого, чтобы мэр или губернатор по праздникам торжественно в них проходили, чтобы символика памятника присутствовала в культурном пространстве. И они стоят как остров - ни побродить рядом с ними, ни присесть. Ты их воспринимаешь все время на ходу: из машины, гуляя вдалеке…

В 90-е годы лихачи проскакивали через ворота: едешь по городу на такси, ничего не предвещает, и вдруг он дает газу и прорывается через Золотые ворота. Не раз бывала пассажиркой таких лихачей-водителей, и эти воспоминания у меня – на всю жизнь. Позже власти подняли поребрик, и никто уже таким образом не похулиганит

Но все-таки свой символизм они отыгрывают гораздо сильнее, чем любой другой владимирский памятник, потому что они однозначны. Потому что смотришь на них, и сразу рождается четкая ассоциация: Владимир – Золотые ворота. Они прямо "работают" символом города, это самый узнаваемый его образ. Если выбирать из других символов, с ними мог бы поспорить храм Покрова на Нерли, но ему больше присуща душевность и какая-то интимность.

Владимир основан в 990-е годы, он старше Москвы. Разместить его достопримечательности на новых купюрах – значит отдать дань уважения его более чем тысячелетней истории. Земляной вал, парадные ворота – это атрибуты каждого крупного города XI-XIII века. Но остались подобные ворота только во Владимире. Изображения на деньгах – это то, чем гордится страна, и Владимир достоин в этом ожерелье гордости оказаться. На купюре 200 рублей, по-моему, им самое место. Почему 200? Просто я отношусь к сторонникам мнения, что должна появиться купюра "Владивосток-2000".