- Вербовщики ИГ ("Исламское государство", организация запрещена в России. - Прим. ТАСС) находят последователей в социальных сетях, в университетах и даже в тюрьмах. Под прицелом - регионы с коренным мусульманским населением. Возраст жертв вербовки - от 14 до 30 лет. Из них 70% - младше 25 лет, - такие факты приводит Александр Поляков, представитель информационного отдела Национального антитеррористического комитета (НАК) - главного источника новостей и статистики о терроризме в России.
По данным НАК, в настоящее время в террористической группировке "Исламское государство" воюют около 3 тысяч россиян. Большинство - выходцы из регионов Северного Кавказа и Поволжья. На молодежном образовательном форуме "Машук" в Пятигорске прошли образовательные площадки, посвященные борьбе с терроризмом.
- Мы все должны понять: в мире есть терроризм и активисты радикальных группировок. Мы можем встретить их в повседневной жизни. Можем столкнуться с вербовкой. Это знание - первый шаг к борьбе с радикальными группировками. Понимающий человек готов проявить бдительность: заметить смертника, понять, что его вербуют, - объясняет Поляков.
Северный Кавказ трижды отвечает запросам вербовщиков. Во-первых, большинство жителей республик исповедуют ислам - кроме Ставропольского края и Северной Осетии. Во-вторых, много молодежи. В-третьих, невысокие доходы.
Деньги, идеология, компромат и эго
- В социальных сетях проще всего расставлять капканы. Молодые люди оставляют много информации о себе - там вербовщику легко начать "душевный" разговор с потенциальной жертвой, - рассказывает Максим Сучков, эксперт по международным отношениям и тренер образовательной площадки по противодействию терроризму в молодежной среде.
Он объясняет, как действуют вербовщики в интернете.
- В сети ИГ попадаются мобильные, думающие парни и девушки. Они не всегда имеют активную гражданскую позицию, но ищут смысл жизни, ищут в ней идеи справедливости. В каждом обществе таких людей - примерно 10−13%. В социальных сетях эти качества видны, и вербовщики ищут такую молодежь, - продолжает Сучков.
Вербовщик выслеживает жертву в обсуждениях к постам о политике, обществе. Статусы о несчастной любви на странице пользователя — тоже неплохой "маяк".
Вербовщик добавляется в друзья, некоторое время наблюдает, ставит "лайки", а потом заводит разговор: "Друг, ты там высказал мнение о несправедливости таких-то законов. Я согласен с тобой. Давай поговорим".
По теории, основные капканы — это деньги, эго или тщеславие, идеология, компромат. Тут используется тонкий индивидуальный подход. Если человека волнует безденежье, то вербовщик будет говорить: "Ведь это несправедливо, что кто-то жирует, а простые люди вынуждены перебиваться на низкой зарплате". Если парень тщеславен, то ему расскажут о возможности проявить себя в борьбе с врагами. Вербовщики создают ложное представление об авторитетном статусе боевика ИГ и его супруги.
Кто является наиболее потенциальными жертвами вербовщиков террористов?
Что делать родителям, которые подозревают, что вербовщики обратили внимание на их ребенка?
Какие "приманки" дают вербовщики потенциальном сторонникам ИГ?
Подробно об этом - в полной версии репортажа на портале "Это Кавказ"