Все новости

Без права на забвение: как живут и что находят приморские поисковики

Энтузиасты из объединения "АвиаПоиск" разыскивают самолеты, пропавшие без вести во время и после войны

Поисковому объединению "АвиаПоиск", действующему в Приморье, восемь лет. За это время энтузиасты разыскали ровно сто самолетов, пропавших без вести в различные периоды XX века. Активисты "АвиаПоиска" рассказали о своей жизни и находках порталу DV.land.

Сейчас в объединении состоят 38 энтузиастов: от студентов до сотрудников ДВО РАН. Руководит движением Ярослав Ливанский.

— К нам присоединяются совершенно разные люди. У нас есть и военные летчики, и майор авиации. Кто-то начинал ходить в наши экспедиции еще студентом, а потом решил связать свою жизнь с авиацией и стать военным — истории совершенно разные, – рассказывает лидер поисковиков.

Объединяет участников "АвиаПоиска" энтузиазм и понимание того, что, если останки военных летчиков они не найдут, тела погибших героев так и будут безвестно лежать в тайге, так и не преданные земле.

Ребята не любят, когда их дело называют хобби, считая это слово не слишком серьезным. У них у всех есть семьи и работа, но поиск пропавших самолетов дня них — дело, которому они посвящают все свое свободное время.

Свои экспедиции поисковики финансируют самостоятельно: скидываются на бензин, снаряжение, провизию и отправляются в район предполагаемой катастрофы. Помогают и благотворительные президентские гранты от Национального благотворительного фонда.

На сегодняшний день с помощью активистов "АвиаПоиска" обнаружили и захоронили останки 22 членов экипажа военных и гражданских самолетов, 498 гражданских лиц, в том числе, предположительно, репрессированных, и 10 красноармейцев, погибших в боях у озера Хасан в 1938 году.

Сами представьте: как бы чувствовали себя, если бы знали, что ваш дед или прадед пропал без вести во время войны и до сих пор не захоронен?
Ярослав Ливанский
лидер объединения "АвиаПоиск"

На будущее у активистов "АвиаПоиска" большие планы. Этой осенью до наступления холодов запланированы несколько экспедиций по краю, а в планах на будущий год — поездки на раскопки в Хабаровский край и Еврейскую автономную область.

— Сами представьте: как бы чувствовали себя, если бы знали, что ваш дед или прадед пропал без вести во время войны и до сих пор не захоронен? — говорит Ярослав Ливанский. — Лично у меня такой истории нет, но мы продолжаем находить останки советских солдат и уверены: если их не найдем мы, этого не сделает никто.

А-20К "БОСТОН" (САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК)

Место находки: Шкотовский район Приморского края

Дата падения: начало 1950-х годов

Дата обнаружения: сентябрь 2016 года

— О некоем упавшем в этом районе самолете нам рассказывали многие местные жители, но вот конкретного места указать никто не мог. Мы неоднократно ездили в этот район, но ничего указывающего на катастрофу не находили. Однако рассказы местных были такими настойчивыми, что мы не оставляли попыток, и в ходе очередной вылазки нашли бронеплиту.

Стали работать в маленьком квадрате и нашли уже более конкретные останки самолета, — рассказал Ярослав Ливанский. — Место падения самолета разграблено местными жителями, крупных деталей не сохранилось — все забрали на металлолом еще до 90-х годов. Воссоздавать детали катастрофы пришлось по мелким деталям обшивки — в этом, в частности, помог кусок клапанной крышки двигателя.

Выяснилось, что это самолет А-20К "Бостон". Этот американский разведчик поставлялся по ленд-лизу от США своим союзникам. Именно такая модель использовалась Советским Союзом в 1945 году в военных действиях против Японии.

При падении самолет сгорел, что затрудняет работу по воссозданию катастрофы…

ИЛ-28Т (ТОРПЕДОНОСЕЦ)

Место находки: гора Лысый Дед, Шкотовский район Приморского края

Дата падения: 15 февраля 1955 года

Дата обнаружения: 2008 год

Ил-28Т — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик. При испытаниях на эту машину устанавливались двигатели марки «Роллс-Ройс», но в серийное производство самолет пошел уже с отечественными двигателями. Выпускался с 1949 года. СССР поставляло эту машину в Китай, и позже ее начали собирать в Харбине.

О месте крушения активистам "АвиаПоиска" рассказали местные жители. Придя на место, ребята увидели установленный кем-то много лет назад памятник.

Участники "АвиаПоиска" поняли, что они побывали здесь отнюдь не первыми.

Весь корпус был исписан малозначащими надписями вроде "Здесь был Вася". Но никто из людей за столько лет не догадался заглянуть внутрь и поискать останки экипажа.
Ярослав Ливанский
лидер объединения "АвиаПоиск"

— Весь корпус был исписан малозначащими надписями вроде "Здесь был Вася". Но никто из людей за столько лет не догадался заглянуть внутрь и поискать останки экипажа.

Вскоре после начала раскопок поисковики обнаружили на месте останки трех человек, завернутые в резиновую лодку…

SAVOIA-MARCHETTI S-55 (ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ)

Место находки: район гор Медвежья и Полосатая, Хабаровский край

Дата падения: 26 июня 1935 года

Дата обнаружения: 2006 год, экспедиции продолжались в 2015 и 2016 годах

Эта находка активистов "АвиаПоискаокружена наибольшим количеством легенд. Самолет принадлежал гражданскому воздушному флоту СССР. Он летал из Александровска-Сахалинского (в то время административный центр Сахалина) в Хабаровск и разбился 26 июня 1935 года. Известно даже примерное время, когда произошла катастрофа — между 10 и 12 часами утра.

На борту было 12 человек: три члена экипажа и девять пассажиров. Все они погибли при крушении. Однако пассажиры были не просто гражданскими.

Как рассказал Ливанский, рейс перевозил на конференцию в Хабаровск руководящие кадры крупных предприятий, так называемый начсостав. Среди пассажиров был начальник Сахалинской машинно-транспортной станции, главный бухгалтер крупнейшего на Сахалине совхоза и два сотрудника НКВД.

Управлял самолетом знаменитый советский летчик, участник операции по спасению парохода "Челюскин" Александр Святогоров. Официальной причиной крушения считается туман.

Вокруг этой авиакатастрофы ходит немало мифов…

Полный текст репортажа читайте на портале DV.land.