2 января 2017, 10:32

Шитье для королевы: в Новгородской области возрождают кружевной промысел

ООО "Крестецкая строчка"
Завершается ремонт на фабрике крестецкой строчки — уникальной вышивки XVIII века, единственного народного промысла, сохранившегося в Новгородской области

Ремонт на фабрике "Крестецкая строчка" подходит к концу. После Нового года вышивальщицы переедут в обновленный и светлый цех. Мария Афанасьева, главный художник фабрики "Крестецкая строчка" в поселке Крестцы, в 90 км от Великого Новгорода, больше 40 лет делает эскизы ажурного кружева. Профессию выбрала еще школьницей и ни разу об этом не пожалела, хотя фабрика несколько раз закрывалась, а вышивальщицы оставались без работы.

— Сейчас у нас у всех второе дыхание: ремонт идет в цехах, возвращаются мастерицы, приходят новые девочки, осваивают крестецкую строчку — орнамент неповторимый, выработанный, можно сказать, веками. Готовлю новые, современные эскизы, где будут применяться традиционные элементы: знаменитый "мыльный пузырь", новгородская восьмиконечная звезда, кружочки, "норвежский паук", — Афанасьева раскладывает на рабочем столе бумагу-миллиметровку.

Крестецкая строчка — прием ажурной вышивки, выполняется на машинках и вручную. Этот необычный орнамент, не встречающийся в других традиционных центрах русской народной вышивки, начал формироваться в Крестецком районе Новгородской губернии в XVIII веке. Им украшали постельное и крестильное белье, скатерти, салфетки, блузы и сорочки. Сейчас крестецкая строчка — последний народный промысел, сохранившийся на территории региона.

— Круг наших покупателей очень ограничен. Это люди, которые ценят тонкую вышивку, ручной труд. Для них очень важно иметь в доме неповторимую, индивидуальную вещь, — продолжает главный художник. — Массовый покупатель предпочтет, наверное, более практичные вещи, но я верю, что мы сможем и их производить в новых условиях.

Несколько блузок с мережкой и вышивкой только что вернулись с выставки в Госдуме, где имели большой успех. Сейчас они надеты на манекены и станут образцами для коллекции женской одежды, которую готовит творческая группа фабрики. По ним ориентируются мастерицы-вышивальщицы, слегка посмеиваясь над сидящей за швейной машиной механической куклой, которую владелец фабрики Антон Георгиев приобрел для показа будущим туристам. Кукла в человеческий рост строчит бесконечную вышивку и рассказывает об истории создания "Крестецкой строчки".

Вышивка для селебрити

Известность бренда "Крестецкая строчка" — вышивки нитями "тон в тон" по льняному или хлопковому полотну-сетке — уже давно вышла за пределы Новгородской области. Самому предприятию без малого 90 лет: фабрика была основана в 1929 году, с тех пор как артели вышивальщиц в поселке Крестцы решили объединиться. На предприятии любят вспоминать экзотические заказы вроде кружевного платья для Эдиты Пьехи, вышитого целиком вручную, или комплекта постельного белья для английской королевы Елизаветы II, столовых наборов для дворца короля Испании Хуана Карлоса, советских вождей, мировых знаменитостей и участниц всемирных конкурсов красоты. Более 100 уникальных образцов крестецкой вышивки стали экспонатами Русского и Этнографического музеев в Санкт-Петербурге.

Предыдущие владельцы фабрики, чтобы покрыть долги, продали в музейные фонды половину исторической коллекции, примерно на 13–14 млн рублей. Поэтому сегодня опытные мастера "Крестецкой строчки" восстанавливают образцы вышивок, делая копии с самых известных изделий, хранящихся в музеях. Так было и с панно "Урожайное", изготовленным в 1930-х годах. Его дубликат, рассказал Георгиев, он сейчас пытается "передать в качестве сувенира и, что уж греха таить, ради рекламы старинного русского промысла избранному президенту США Дональду Трампу на инаугурацию к 20 января".

Вызов принят

Будучи жителем Санкт-Петербурга, Антон Георгиев несколько лет назад основал в одном из депрессивных районов Новгородской области фабрику по фасовке меда. Бизнес идет настолько успешно, что необходимые средства на воссоздание "Крестецкой строчки" молодой предприниматель позволил себе взять из "Медового дома". Хотя, по его словам, о старинном новгородском промысле узнал гораздо раньше.

В начале 1990-х годов Георгиев впервые побывал на фабрике со знакомыми шведами, которые заказывали для своих гостевых домов скатерти, шторы и салфетки, и очень впечатлился необыкновенной продукцией. В 2015 году, узнав, что фабрика обанкротилась и предлагается к продаже, предприниматель ее выкупил. По его расчетам, для восстановления производства понадобится около 200 млн рублей. Примерно половину он уже вложил в ремонт и закупку 65 новых швейных машин.

— Хотелось сделать что-то значимое. Восстановление фабрики важно не только для меня или женщин из Крестцов, но и для всей Новгородской области. Предприятие знаковое — это последний художественный промысел Новгородской области, — пояснил Георгиев. — На гербе Крестецкого района изображена наша вышивка, как историческое достояние территории. Однако до недавнего времени местные власти поговаривали о том, что ее необходимо убрать, поскольку промысел умирал. Сейчас вопрос отпал.

Большой ремонт

Сам Георгиев признается, что пока в тонкостях дизайна старинного промысла до конца не разобрался — его "интересует процесс в целом". Сейчас треть производственных помещений на двух этажах старого здания фабрики закрыта на ремонт, но уже после Нового года вышивальщицы переедут в обновленный и светлый цех. Его отделывают в стиле лофт: старинную кладку колонн очистили от штукатурки и лака до кирпича.

На втором этаже будут трудиться самые виртуозные мастерицы, которым хватает навыков и терпения заниматься кружевом вручную. Обучиться вышивке с иголкой и пяльцами по держке (ткани, где частично выдерганы нити, образующие сетку. — Прим. ТАСС) можно за полгода. Часть старых работниц вернулась на фабрику, и сейчас они обучают молодежь. Зарплата девушек в  зависимости от квалификации колеблется от 16 до 25 тыс. рублей. Хозяин извиняется, что это немного (25 тыс. — средняя зарплата в Новгородской области. — Прим. ТАСС), но уверен в хорошей перспективе проекта.

— Здесь будет зона для показа туристам, класс для детей и студентов местного училища, обучающихся вышивке, и гостей, которые захотят попробовать себя в роли вышивальщиц. Тут — магазин-музей с шедеврами и продукцией "Крестецкой строчки", — пояснил собеседник, стоя в просторном, но пока еще не отделанном зале.

Быть рентабельными

После открытия обновленной фабрики здесь будут работать около 150 человек. "Музейную вышивку будем делать в объеме 5–10% от всей продукции. Если делать только эксклюзивные вещи, фабрика не нужна, хватит и артели, — продолжает Георгиев. Как предприниматель, он видит свою задачу в том, чтобы всю фабрику занять людьми, закончить ремонт и сделать производство рентабельным.

— Чтобы развивать дальше этот промысел, необходимо получать доход с массовой продукции. Изделия для массового потребления — скатерти, салфетки, постельное белье — будут обязательно из натуральных тканей. Просто с небольшим количеством дорогостоящей вышивки. Выставки показали, что людям нравится крестецкая строчка, но не всегда ее цена по карману, — признается директор. — К примеру, в магазинах салфетка от фабрики стоит от 1700 рублей, комплект из скатерти с салфетками, богато украшенный вышивкой или мережкой, — от 10 тыс. рублей.

Георгиев сумел заинтересовать крестецкими кружевами историка моды Александра Васильева, практически заручившись его согласием прибыть на открытие фабрики весной или летом.

— Хотим, чтобы Александр прочитал у нас лекцию о тенденциях русского стиля в современной моде. Мы ему показывали образцы, и он сказал: красиво, но посоветовал отойти от чисто белого и натурального льняного цветов в изделиях, использовать контрастные нити, — поделился планами бизнесмен.

Юлия Генерозова