19 МАР, 08:00

Уголь ценой в жизнь: как изменился подход к безопасности на шахтах за последние 10 лет

Десять лет назад, 19 марта 2007 года, в Новокузнецке на шахте "Ульяновская" в результате взрывов метано-воздушной смеси и угольной пыли погибли 110 человек. Меры безопасности были усилены

В России сейчас осуществляет добычу более 50 шахт. Большая часть из них опасны по внезапным выбросам угля, породы и газа, самовозгоранию угля и другим факторам. Всего за период с 1992 года по июнь 2016 года на шахтах России произошла 21 крупная авария, погибли 613 человек. "Большинство аварий на угольных шахтах происходит из-за взрыва метана и угольной пыли, но главной причиной является нарушение правил безопасности. То, что допущена взрывоопасная концентрация метана, - это человеческий фактор, который никак не исключишь", - сказал ТАСС генеральный директор "Росинформуголь" Анатолий Скрыль.

Но пока, по его словам, травматизм на шахтах в России выше, чем в развитых угледобывающих странах. "Это связано с тем, что у нас сложные горно-геологические условия. США, например, отказались от отработки месторождений в сложных, а значит, и в опасных горно-геологических условиях, так как в связи с увеличением глубины шахт растет и метановыделение, опасность внезапного выброса угля и газа", - пояснил эксперт.

Статистика показывает: количество погибших в результате аварий на угольных шахтах за последние 20 лет снижается, но неравномерно. В 1993 году показатель смертности составлял 328 человек, в 2010 году - 144 человека, в 2015 году - 28 человек.

"Статистика по общему травматизму снижается за счет повышения общей производительности - количество людей, которые задействованы в добыче угля, уменьшается. Снижается и количество шахт: раньше их было более 200, сейчас порядка 50", - рассказала ТАСС профессор кафедры "Безопасность и экология горного производства" Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Нина Каледина. Высокие показатели статистики в отдельные годы связаны с негативной тенденцией по крупным авариям - они происходят раз в 3-4 года. Влияет на снижение показателей по гибели рабочих и общее уменьшение количества шахт.

Согласно информации комиссии по выявлению шахт, на которых осуществляется добыча угля в особо опасных условиях, затраты угольных компаний на повышения безопасности увеличиваются. "Если в 2011-2015 году это было 43,1 млрд рублей, то с 2016 по 2020 год с учетом инфляции компании вложат 54,5 млрд рублей", - рассказал Скрыль. Он добавил, что в последние годы была проведена серьезная реструктуризация угольной промышленности, было закрыто 203 предприятия, из них 188 шахт ликвидировано. "И это в основном опасные шахты", - отметил собеседник агентства.

Человеческий фактор

Несмотря на многомиллиардные вложения в безопасность, закрытие шахт, исключить человеческий фактор пока не удается. "Очень часто работники шахт, в том числе руководители и инженерный надзор, недооценивают метановую опасность, закрывают глаза на отступление от требований правил безопасности, потому что им не платят за безопасность, только если произойдет авария или несчастный случай, то наложат штраф или лишат премии, но собственник потом все равно компенсирует затраты, если план по добыче будет выполнен", - считает Каледина.

Она добавила, что расследования аварий показывают: измерения концентрации метана в шахтах часто фальсифицируют. "Это делается настолько бездумно, что не сбиваются результаты этих измерений по балансу воздуха и газа, т. е. работники участков вентиляции не анализируют состояние системы проветривания - по незнанию или сознательно, чтобы нарушения не были столь явными", - заявляет эксперт.

Исполняющий обязанности кемеровского межрайоного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Александр Орлов рассказал ТАСС, что несмотря на миллиардные вложения в мероприятия по промышленной безопасности со стороны собственников, производственный контроль на угольных предприятиях при значительно большей штатной численности по сравнению с инспекторским составом Ростехнадзора ведется все еще формально и не справляется с поставленной задачей. "Выявляемые им нарушения в десятки раз меньше, чем у органов государственного контроля", - сказал он.

Скрыль добавляет: чтобы снизить зависимость шахтеров от объема выполненного задания, 70% оплаты труда рабочего стала постоянной, только 30% зависит от объема выполненного задания. "Это тоже частично остановило нарушение правил безопасности. Но обычно и сам коллектив "выдавливает" людей, которые могут закрывать датчики или нарушать технику безопасности", - сказал он.

Начальник управления противоаварийной устойчивости предприятий "Сибирской угольной энергетической компании" (СУЭК) Виктор Костеренко рассказал ТАСС, что действия человека очень сложно предугадать. "Я всегда говорю, что у русского человека горе от ума. У нас люди умные и творческие, и если в Германии сказано, что нужно закрутить 16 гаек на трубопроводе, то они так и сделают, а у нас понимают, что и на 8 гайках он будет держаться. Недолго, но будет", - рассказал он.

В последние годы, по словам Костеренко, компании стали больше внимания уделять человеку. "Все это приводит к тому, что безответственность уходит, мы поощряем людей за то, что они работают без травм и аварий. Параллельно с развитием и внедрением новых технологий идет борьба за сознание человека", - считает эксперт.

Кто виноват и что делать

Помимо человеческого фактора, как отмечает Каледина, проблемой является и общее понижение уровня квалификации специалистов угольной отрасли. "Снизился уровень образования настолько, что ни у руководства, ни у работников нет понимания степени риска. Глаза закрываются практически на все, находятся причины, по которым можно уволить работников, которые начинают говорить о нарушениях", - заметила профессор.
Для улучшения ситуации на угольных шахтах до 2020 года разработан системный план по снижению аварийности. "Нужно нейтрализовать первую причину - взрыв газа, для этого необходимо проводить дегазацию - предварительное извлечение газа метана из угольных пластов. Конечно, затраты на добычу угля резко возрастают, такое оборудование есть, например, у "Евраза" и СУЭКа. Плюс Минпромторгу рекомендовали стимулировать организацию производства отечественного оборудования, чтобы снизить издержки", - сообщил Скрыль.

Решить проблему можно было бы использованием роботизированной техники или полным уходом от подземной добычи. "Есть мысли полностью уйти от подземной добычи, подождать, когда будут освоены новые роботизированные технологии или скважинные методы добычи, подземная газификация, но это возможно будет в будущем. Пока весь мир посылает людей под землю для добычи угля", - отмечает эксперт.

Он считает, что подземная добыча угля сохранится в любом случае, но особо опасные шахты будут выводиться из эксплуатации. "Собственнику нерентабельно будет вести добычу на таких шахтах в связи с высокими страховыми взносами, выплатами травмированным и так далее. Сама экономика будет подводить к тому, что такие шахты будут закрываться", - говорит собеседник агентства.

Профессор Каледина считает, что помочь исправить ситуацию может независимая служба контроля безопасности.

Уголь любой ценой не нужен

Первое нововведение, которое появилось со времени аварии на "Ульяновской", - многофункциональная система безопасности. "В этой системе появилась возможность наблюдать за поведением человека, управлять его действиями в кризисных ситуациях. Это новый подход к поведению при ликвидации аварий", - пояснил начальник управления противоаварийной устойчивости предприятий СУЭК Костеренко.

Многофункциональная система была введена в некоторых компаниях после взрыва на шахте "Распадская". "Что касается стационарных датчиков, то современные датчики выполнены таким образом, что если ты его накроешь, то пойдет сообщение, что он закрыт. Это оборудование чувствительно к изменениям, операторы понимают, что датчик находится в нерабочем состоянии. Так что такой проблемы не осталось", - сказал он.

Костеренко отмечает, что одной из задач является повышение производительности труда за счет внедрения современной техники. "Таким образом, мы сократим количество опасных производственных объектов, подготовительных работ, а это снизит присутствие человека под землей, что сокращает вероятность аварий", - говорит собеседник агентства.

Генеральный директор "Научного центра ВостНИИ" (Кемерово) Юрий Филатов отмечает, что за последние 10 лет травматизм на шахтах снижается. "Здесь, я считаю, очень большая работа Ростехнадзора как контролирующей организации в области промышленной безопасности. Если выявляется серьезное нарушение - например, превышение концентрации метана или угольной пыли, инспекторам надзорного ведомства дано право приостанавливать через суд различные горные работы на 30, 60 и даже до 90 суток (ужесточение административного наказания с приостановкой работ до 3 месяцев было введено после аварии на шахте "Распадская" - прим. ТАСС)", - рассказал он.

Нарушать невыгодно

Цель приостановки - приучить компании к тому, что нарушать правила невыгодно. "Конечно, предприятия и их собственники выбирают - лучше заниматься промышленной безопасностью и не нарушать", - считает Филатов. По его словам, в этом вопросе огромную роль играет и позиция властей региона - "уголь любой ценой не нужен", "промышленная безопасность должна быть на первом месте".

Как добавил Филатов, в первую очередь необходимо улучшать технологии проветривания угольных забоев и проводить опережающую дегазацию пластов. "С углублением шахт очень много выделяется метана, значит, нужно опережающую дегазацию делать, чтобы убирать хотя бы процентов 30-40 метана из угольных пластов перед началом добычи", - пояснил Филатов.

Также, по его словам, необходимо повышать уровень профподготовки кадров. "Речь как о вузовской подготовке будущих специалистов, так и сегодняшних специалистов на шахтах - от руководителей до рабочих, так как техника сегодня высокопроизводительная и требует особой подготовки, постоянного обновления знаний, ну и, конечно, главный вопрос - дисциплина на производстве, это залог и безопасности, и высокопроизводительной добычи", - резюмировал он.

Читать на tass.ru