В Евпатории одновременно можно увидеть прихожан христианского храма, мусульман, идущих в одну из старейших мечетей после зова муэдзина. иудеев, направляющихся в синагогу, и представителей исчезающего народа — караимов, на пути в свой культовый центр — кенассы. Это туристический маршрут "Малый Иерусалим", который наглядно демонстрирует мультикультурализм Крыма.
Корреспондент ТАСС прошел по двухкилометровому маршруту и посетил основные религиозные объекты Евпатории, истории которой уже более 2500 лет.
"Плачущий минарет"
Евпатория была основана в античные времена и сначала называлась Керкинитидой. Затем город назвали Гезлёв, а свое нынешнее название указом Екатерины Великой Евпатория получила уже когда Крым стал российским — в конце XVIII века. За 10 лет — а именно столько исполнилось маршруту "Малый Иерусалим" в этом году — по гранитной брусчатке Старого города прошлись два с лишним миллиона туристов.
Маршрут начинается с посещения обители дервишей — Текие дервишей. На его территории находится старейший минарет на полуострове, относящийся к XV веку, и монастырь, где останавливались странствующие монахи средневекового ордена Мевлеви — суфийского направления ислама.
По поверьям, они должны были обойти семь десятков мудрецов в разных землях, чтобы постичь истину. На всем пути следования основывались текие — обители с кельями. В комплексе Текие дервиш, который относится к памятнику федерального значения, таких келий 19.
Мы входим в узкую и низкую, не более полутора метров в высоту, дверь. Как говорит организатор маршрута "Малый Иерусалим" Александр Меломед, проем такой низкий специально: чтобы входящий, наклоняясь, волей-неволей показывал почитание обители.
При входе — келья шейха — настоятеля монастыря. Это небольшая ниша, примерно 2,5 кв. метра. Здесь выложен очаг, а пол когда-то был деревянным, устланным соломой. Кельи монахов такие же аскетичные, в каждой оконце размером с ладонь. Располагаются по периметру обители, а в центре — площадка под куполом, на которой под музыку струнных и духовых инструментов дервиши начинали многочасовые танцы, тем самым вводя себя в транс и, как говорят историки, таким образом обращались к высшим силам.
Текие находились за пределами городских ворот, однако дервишей население уважало: много путешествуя, они были главным источником информации, а также врачевателями. Сейчас туристическим группам показывают ритуальные танцы дервишей.
На территории обители — старинная мечеть Джума-Джами с 18-метровым минаретом, который когда-то называли "плачущим". При пожаре, случившемся в Средние века, из стен минарета потекли "серебряные" струи, воспринятые как божественный знак.
"Все объясняется достаточно просто. При строительстве минарета в качестве арматуры использовались свинцовые штыри, которые при пожаре начали плавиться и стекать по стенкам. Свинцовые потеки можно увидеть и сегодня ", — рассказывает Меломед.
В обители в рамках ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма провели противоаварийные работы: укрепили и обновили кровлю. В дальнейшем здесь планируют провести полную реставрацию, которой займутся ведущие российские специалисты.
От входных городских ворот Старого города обитель дервишей отделяет около 200 метров. Ворота Гезлёва были разрушены в середине XX века и восстановлены по древним планам в 1990-х годах. Это мощное оборонительное сооружение, представляющее собой толстостенную башню высотой более 20 метров. Через них осуществляется вход в старинный городской квартал, где ранее жили ремесленники и купцы.
Караимская улица и Ломаный переулок
Караимская улица — центральная. Ранее кварталы Старого города выглядели удручающе: разбитые фасады, отсутствие освещения. В 2003 году Евпатория отпраздновала 2500-летие, и было решено восстановить исторические улицы и проложить по ним туристический маршрут. За несколько лет были восстановлены фасады, реконструированы храмы, и в 2007 году по старинным улицам и переулкам прошли первые туристы.
Сейчас здесь прокладываются новые инженерные сети, идет укладка нового дорожного покрытия.
С краеведом и экскурсоводом Натальей Крутиковой мы идем по узеньким улочкам, вымощенным гранитной брусчаткой еще в XIX веке. Ширина улиц — около двух с половиной метров, практически все они сохранили свои старые названия. Есть, к примеру, Ломаный переулок и Банный, где сохранились турецкие бани, улица Водоразборная, откуда шло водоснабжение города по подземным каналам — кяризам. Водоснабжение и газоснабжение сейчас централизованное, в домах, как и сотни лет назад, живут люди. Во многих дворах сохранились артефакты тех времен.
"Во дворе этого дома, к примеру, — рассказывает Крутикова, показывая на один из домов, — сохранилась старинная беседка. Внутреннее обустройство многих из жилищ не подвергалось перестройке сотни лет". Здесь жили купцы, ремесленники. На фасадах домов сохранились вензеля их прежних хозяев. Вот дом Никиты Войкова, предпринимателя, владельца винокурен, которого в возрасте далеко за 70 расстреляли в гестапо за содействие высадившимся морским пехотинцам Евпаторийского десанта в январе 1942 года.
На Караимской находится духовный центр караимов всей России — комплекс действующих молитвенных домов — кенасс.
Всего в мире караимов около двух тысяч человек, из них в Крыму проживают немногим более полутысячи.
Краеведы говорят, что караимов в Евпатории всегда уважали. Не случайно городскими головами при Российской империи многократно и долгое время избирались именно караимы. Благодаря их участию возводились ремесленные училища, городская библиотека, много средств караимы жертвовали на содержание российской императорской армии, помощь военным инвалидам. Во дворе комплекса кенасс — памятный обелиск в честь императора Александра I, который посещал Евпаторию в 1825 году. На стенах улицы — фрески в память о посещении города последним российским императором Николаем II.
"Российские императоры отдавали дань уважения всем религиозным общинам, которые действовали в Евпатории. Николай II, посетив со своей семьей город в мае 1916 года, побывал и в православном храме Святого Николая, и в армянском храме, мусульманской мечети, синагоге, Малой и Большой кенассах караимов", — говорит Крутикова.
"Здесь были Поль, Шарль и Жан"
В 1817 году в Евпатории открыли армянский православный храм Сурб-Никогайос (Святого Николая), он находится в бывшем армянском квартале. Храм стал действующим лишь полгода назад, и отец Ананиа Бабаян был назначен его настоятелем. В Евпатории армянская община — около тысячи человек, и все они прихожане храма. На территории установлен традиционный армянский крест — хачкар в память о геноциде армян в Османской империи.
Настоятель говорит, что все конфессии в городе живут мирно и праздники, как национальные, так и религиозные, отмечают вместе.
"Мы стараемся делать все совместно. К примеру, на 200-летии со дня открытия нашего храма в этом году побывали представители всех конфессий, поздравили наш народ, нашу церковь. Прихожане долго ждали открытия богослужений, наконец-то это произошло. Я считаю, это хорошо, когда люди разных национальностей интересуются историей и культурой своих соседей. Чем больше знаний, тем больше света, а невежество от незнания", — отмечает он.
Храм и восстанавливают всей общиной: кто-то оплатил изготовление колоколов, кто-то принес деревянные скамьи. Церковное здание имеет и историческое значение, относящееся к периоду Крымской войны 1853–1856 годов. Именно под Евпаторией был высажен 60-тысячный десант коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Королевства Сардиния, войска которых двинулись на осаду Севастополя в сентябре 1854 года. В храме тогда стояли французские войска. До сих пор на его стенах сохранились выцарапанные надписи: "Здесь были Поль, Шарль, Фабри и Жан" и изображение парусного корабля, на котором они прибыли в Крым.
Мечеть крымских ханов
Маршрут "Малый Иерусалим" пролегает и через мечеть Хан-Джами, построенную в 1552 году. Она играла большую роль в жизни средневекового Крымского ханства. Именно здесь ханов рода Гиреев (Гераев) возводили на царство: вельможа из Стамбула фирманом (указом) султана Османской империи провозглашал назначение на Крымское ханство того или иного правителя.
Создал мечеть зодчий Османской империи Хаджи Синан. Мечеть сохранилась практически в первозданном виде и до сих пор действует. По традициям ислама, пять раз в день здесь проводятся молебны. В годы СССР она была закрыта, здесь был музей атеизма.
"О чем мы говорим во время проповедей? О том, чему учит истинный ислам, — мире, процветании, добрососедстве с представителями всех конфессий. Мы учим наших прихожан соблюдать общечеловеческие права и быть толерантными. Ислам — религия не террористов и экстремистов. Мы проповедуем нравственность, культуру и богобоязнь, а не те ложные убеждения, которые преподносят сектанты от ислама", — отмечает помощник имама мечети Эквер Гани. Проповеди здесь ведутся на двух языках: крымско-татарском и русском. Это делается для того, чтобы даже немусульмане могли понять, о чем идет речь в молитвах и обращениях к верующим.
Храм освобождения
Буквально в сотне метров от старинной мечети находится православный храм Святого Николая. Он был освящен в 1898 году, в 1916 году его также посещала императорская семья Николая II. Автором был Александр Бернадацци, который известен проектами возведения множества зданий в Кишиневе и Одессе, где он был главным архитектором.
Строительство храма в Евпатории продолжалось более шести лет. Только на главный купол было использовано 156 тонн бетона. На куполах, что тоже является уникальной находкой архитектора, — изображения рыбьей чешуи и рыбацкой сети. Это символизирует связь города с промыслом рыбы.
Возвели храм после снятия блокады — освобождения Крымского полуострова от оккупантов в 1855 году. Напоминают об этом аутентичные георгиевские кресты, украшающие как главный купол, так и кованую ограду вокруг храма. На храм сложились всем миром: вместе с русскими крымские татары, караимы, евреи, греки и армяне. Часть средств выделила городская казна. Весомую сумму в 36 тыс. рублей внес Российский императорский дом.
"Стена плача" в синагоге
На маршруте есть и еврейский квартал. В 1912 году здесь была построена 14-метровая синагога Егие Капай. Над центральным входом — круглое окно с иудейским символом веры — шестиконечной звездой Давида. Выше окна в камне вырезаны библейские символы: Ковчег и скрижали с десятью заповедями.
В небольшом дворике прямо в стене, огораживающей молельный дом, "стена плача".
"Это новинка нынешнего года. Каждый желающий может заложить туда записку со своими пожеланиями, просьбами о помощи. В конце года все эти записки будут направлены в Иерусалим и заложены в Стену Плача — символа всех евреев", — отмечает Крутикова.
С момента заложения стены прошло несколько месяцев, а в "крымской стене плача" записок уже несколько сотен.
Директор муниципального предприятия "Малый Иерусалим" Александр Меломед говорит, что в ближайшие пять лет перед ханской мечетью уложат брусчатку, турецкие бани отреставрируют, фасады домов обновят.
"В Крыму все народы и конфессии живут в мире, убедиться в этом можно в Евпатории, где есть такой уникальный маршрут со своим особым колоритом, как "Малый Иерусалим". Мы рады туристам. Рады, что они могут увидеть своими глазами, как нужно и важно сохранять добрососедские отношения", — отмечает он.
Сергей Павлив