Помните историю, как Том Сойер обхитрил соседских мальчишек, выдав повинность за развлечение, так что те были готовы отдать ему самое ценное, чтобы покрасить забор в доме его тетушки? В Самаре есть свои "томы сойеры", только им не нужно прибегать к уловкам, чтобы заставить кого-то работать. Им хватает доброго сердца, любви к городу и его жителям. В рамках движения "Том Сойер" волонтеры без привлечения денег из бюджета восстанавливают обветшавшие деревянные дома.
Они помогают абсолютно бескорыстно, и помощников у них гораздо больше, чем у героя Марка Твена. Встретился с самарскими "томами сойерами" и пожелал им помочь даже финский актер и телеведущий Вилле Хаапасало. Конечно же, ему дали кисть и краску, кстати финскую, и он помог — покрасил от души.
У ремонта женское лицо
Суть движения "Том Сойер" в том, что горожане по собственной инициативе приводят в порядок, ремонтируют, восстанавливают фасады старых домов, крыши, окна и заборы. На фестивалях можно не только работать, но и просвещаться и даже развлекаться: например, в Самаре звучали лекции по прикладной урбанистике и архитектуре, а потом прошел джазовый концерт на крыше.
"Движение "Том Сойер" появилось в Самаре в 2015 году, за это время мы помогли восстановить уже 29 зданий в 11 городах, в том числе 11 домов в Самаре. В числе этих городов — Самара, Казань, Бузулук, Оренбург, Томск, Калуга, Боровск, Рязань, Димитровград, Саратов, Хвалынск", — рассказал ТАСС главный идеолог движения Андрей Кочетков.
Андрей говорит, что движение расширяется совершенно стихийно — просто к ним постоянно обращаются люди из разных городов, которые видят, что волонтерская технология реально работает, и просят поделиться опытом.
"У нас нет единой организации, это движение, которое в разных городах работает немного по разным схемам, но делает при этом одинаковые вещи с едиными ценностями. Мы помогаем восстанавливать здания, но не только здания — нас интересует историческая среда в целом. Мы таким экспериментальным путем "щупаем", как можно обновить, перезапустить и оживить зачастую деградирующие исторические территории", — говорит Кочетков.
Волонтеры очень тесно сотрудничают с реставраторами, с архитекторами, постоянно консультируются у них. Материалы и инструменты приобретают преимущественно за счет спонсорских средств. Спонсоров привлекают самыми разными методами: рассылают письма, часто спонсоры сами обращаются, прочитав о "Томе Сойере" в соцсетях.
Большинство волонтеров движения — представительницы прекрасного пола, мужчин немногим меньше половины.
"Выбор дома или среды происходит по разной логике. Например, в Самаре мы пришли к тому, что нужно идти в первую очередь к людям, а не к зданиям. Мы проводили исследования и смотрели, где люди сами что-то делают без участия администрации — красят, чинят. Понятно, что у них недостаточно ресурсов, компетенций. В первую очередь сейчас мы хотим помогать именно вот таким жителям", — подчеркивает Кочетков.
Как правило, объектами ремонта становятся обычные старинные жилые дома, но в некоторых городах, в том числе и в Самаре, волонтерам пришлось поработать и на объектах культурного наследия. "Конечно, мы не собираемся составлять конкуренцию реставраторам, — отмечает Кочетков. — Просто если это объект культурного наследия, у которого нет шансов на реставрацию в ближайшее время, то даже небольшие косметические изменения — покраска фасада, элементов деревянного декора — остановят разрушение объекта, потому что влага — главный враг дерева".
Как подчеркивает руководитель движения, даже в таких развитых и богатых странах, как, например, США, Великобритания, Франция, сохранением объектов культурного и исторического наследия не занимается исключительно государство, потому что никаких государственных ресурсов не хватит на то, чтобы все это сохранять. Везде есть механизмы и схемы вовлечения в этот процесс местных жителей и участия в этом бизнеса.
Казань: "Тома Сойера" поддерживают на высоком уровне
Казань — один из городов, тоже присоединившихся к волонтерскому движению "Том Сойер", где в конце ноября прошла Всероссийская конференция городов-участников. Волонтеры из 11 городов обсуждали проблемы, обменивались опытом их решения. Доктор химических наук прочел лекцию о красках.
Казань присоединилась к движению в 2016 году. Местные волонтеры получили поддержку на самом высоком уровне. Куратором "Том Сойер феста" здесь стала Олеся Балтусова — помощник президента Татарстана, член совета Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. По данным Олеси, в 2016 году с помощью движения удалось восстановить три дома, летом 2017 года — еще четыре. Все эти дома — не памятники, но ценны с исторической точки зрения, поэтому при их восстановлении цветовое решение фасадов согласовывали с органами архитектуры.
Жильцы, рассказывает Балтусова, относились к ремонту домов по-разному . "Кто-то был за и помогал, а кто-то был против. Некоторые люди просто не понимали, зачем это нужно, им и так хорошо. Но когда они видели результат, то и отношение менялось", — подчеркивает помощник президента Татарстана.
Житель дома №80 по улице Волкова Константин Лебедев волонтерам движения очень благодарен. "Они отремонтировали фасад, то есть облагородили дом, в котором я живу. Мне это очень по душе, я очень доволен. Наш дом ориентировочно 1900 года постройки, он двухэтажный, верх деревянный, низ каменный. Живу я со своей семьей: жена и двое детей. Это некое семейное гнездо, наша семья живет в доме с 1942 года", — говорит Константин.
Всей семьей Лебедевы активно помогали волонтерам — вместе с ними красили и ремонтировали фасад. Супруга Константина готовила и угощала "томов сойеров". Всего в ремонтных работах участвовали около 50 человек. "С тех пор я внимательно слежу за движением "Том Сойер" и в Казани, и в других городах, и планирую сам принять участие", — сказал глава семьи.
Со словами благодарности вспоминает волонтеров и жительница Самары Тамара Маронова. Этой осенью добровольцы движения отремонтировали ее дом на улице Чапаевской, 132.
"Нашему дому примерно полтора века. Живу в нем 43 года, за это время он ни разу не ремонтировался. У нас даже крыша обвалилась, а никто не ремонтировал, не было средств, — рассказала жительница дома. — Ребята просто молодцы, все починили, покрасили, переложили кирпичи. Ну мы им тоже помогали красить. Очень поддерживаем движение "Том Сойер" и желаем ему, чтобы оно как можно больше распространялось по всей нашей стране!"
Алексей Соколов, Олег Павленко