Чем живет вторая столица Чечни

В Гудермесе восстанавливаются предприятия, открываются новые школы и создаются условия для туризма
Редакция сайта ТАСС
26 февраля 2018, 09:38

В 2000 году в Чечне всерьез обсуждался вопрос о переносе столицы на 40 км к востоку, в Гудермес, из-за масштабных разрушений в Грозном. Переезд тогда не состоялся, но Гудермес был восстановлен первым и по красоте вечерней иллюминации сегодня не уступает главному городу республики. Здесь есть свой многоэтажный "Гудермес-Сити", летом бьют фонтаны, город постепенно возвращает себе былую славу производственной базы, транспортного хаба и культурного центра.

"Можно работать и жить"

На самую высокую в Гудермесе крышу попасть непросто. Если в Грозном можно купить билет на  смотровую площадку "Грозный-Сити", то в комплексе зданий "Гудермес-Сити" такого аттракциона нет. Большинство постояльцев отеля в ТРЦ Rio и гостиницы "Кавказ" в гудермесском "Сити" — это бизнесмены и специалисты, командированные для наладки нового оборудования или обучения персонала. Туризм в городе не развит, встречаются единичные путешественники, следующие транзитом на горные маршруты в Беной, и паломники, направляющиеся к близлежащим мусульманским святыням — зияратам.

Комплекс высотных зданий "Гудермес-Сити" по столичным меркам невысок: 15–18 этажей, но с верхних уровней многоэтажек хорошо просматриваются основные достопримечательности города. Это впечатляющая джума-мечеть имени Ташу-Хаджи (вмещающая 7 тыс. человек), яркий аквапарк (на 500 человек) и современный железнодорожный вокзал, открытый совсем недавно, в декабре 2017 года. Здание-тубус в фирменных цветах РЖД контрастирует с преимущественно двускатными крышами Гудермеса, а интерьер впечатляет обилием стекла, огромным портретом главы компании Олега Белозерова под потолком и мозаикой из мрамора в форме ковра под ногами. Вокзал обслуживает пассажиров в среднем двух-пяти поездов в день.

"Можно работать и жить", — говорит коренной гудермесец, главный редактор районной газеты "Гумс" Хожбауди Борхаджиев. По его словам, центр Гудермеса был заложен больше ста лет назад вблизи станции железной дороги рядом с известным уже более 300 лет старым чеченским аулом Гумсе, и позже экономика города всегда зависела от грузопотока. Уже к началу XX века это был крупный узел с локомотивным депо, где перераспределялись наливные вагоны с грозненской нефтью и другие грузы по четырем веткам — на Махачкалу, Кизляр, Беслан и Прохладное. Со временем рабочий поселок и аул слились, и в 1941 году, накануне войны, Гудермес стал городом. Недавно отметил юбилей.

В Гудермесе кое-где сохранилась старая застройка, есть памятные места, о которых можно рассказать гостю. По инициативе Хожбауди Борхаджиева при администрации района создан общественный совет, который занимается созданием краеведческого музея. "Нам выделяют две комнаты в центре. Сначала хотели разместиться в историческом здании, которое чеченцы подарили царскому генералу Мусе Кундухову в благодарность за достойное отношение к местному населению. Но это жилой дом на окраине, а в музей надо завлекать людей со стороны. Поэтому откроемся в центре — рядом с городским клубом, фитнес-центром и Домом детского творчества, чтобы людям было удобно приходить на мероприятия. С помощью населения будем искать экспонаты", — говорит Борхаджиев.

Заслуженный журналист ЧР написал и уже подготовил к изданию книгу "Гудермес и гудермесцы" — фактически это будет первый современный путеводитель по городу и его истории.

Не только бюджетники

Главная городская улица — та, где расположена администрация, и в Чечне она часто носит имя первого президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова. В Гудермесе с районной администрацией соседствует старейшая в городе "железнодорожная" школа. Она стоит тут с 1940 года, хотя и пережила в 1995 году разрушительный пожар и потом восстанавливалась. Есть на главном проспекте и другие исторические одноэтажные здания — в городе пока преобладает индивидуальная застройка. Власти рассчитывают снести оставшееся ветхое жилье по ФЦП "Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья", сохранив здания, имеющие историческую и культурную ценность.

За первые девять месяцев 2017 года Гудермесскому району удалось подняться из аутсайдеров на второе место среди муниципальных образований ЧР по рейтинговым показателям эффективности работы. "Когда год назад меня назначили главой администрации и наша команда приступила к работе, муниципалитет был на 11-м месте. Все мы местные, гудермесские, и, естественно, "болеем", чтобы у нас получилось выйти в лидеры. На первое место пока не вышли, уступаем Урус-Мартановскому району", — говорит глава администрации Гудермесского района Усман Оздамиров.

Гудермес — второй по численности населенный пункт Чечни и административный центр самого густонаселенного района ЧР. Сейчас в городе проживает 53 тыс. человек (по неофициальным подсчетам — до 70 тыс.), а всего в районе — 146 тыс., вдвое больше, чем на закате социализма. Город и район растут — в свое время сюда переехало много людей из горных сел. "За прошлый год построили и сдали три школы, в 2018 году планируем ввести еще две в городе Гудермес и в селе Ишхой-Юрт на 720 и 360 мест", — поясняет глава администрации.

Кроме обеспечения людей жильем одна из главных задач, которую ставит перед районными властями руководство республики, — снижение уровня безработицы. За минувший год большая часть новых рабочих мест была создана для бюджетников в сфере образования. Но немало молодых людей удалось трудоустроить за счет развития частного предпринимательства. В прошлом году были реализованы 34 инвестпроекта на сумму более 215 млн рублей, появилось 157 рабочих мест. В том числе открыта птицефабрика с новейшим немецким оборудованием. Благодаря работе с инвесторами получили сверхплановый доход в бюджет — для района это большое подспорье. Он был израсходован на благоустройство, озеленение, строительство автодорог. В 2018 году планируется реализовать 44 инвестиционных проекта на 316 млн рублей с трудоустройством более 230 местных жителей.

В селах района идет восстановление виноградарства, перспективно обустройство прудовых хозяйств, имеются запасы ценной глины — можно наладить производство кирпича. "Когда-то у нас было развито рисоводство, и сейчас это направление снова на подъеме. Функционирует крупное хозяйство, есть рис в зернохранилищах, надо работать над сбытом", — говорит Усман Оздамиров.

Рахатный конвейер

Когда-то крупнейшим работодателем в районе, градообразующим предприятием было Гудермесское локомотивное депо — в нем и на станции в лучшие годы трудилось более 2 тыс. человек. Сейчас предприятие реанимировано, но о прежних объемах речь не идет. Безвозвратно утрачено и единственное в городе высокотехнологичное производство — Гудермесский завод медицинских инструментов, который, в том числе эксклюзивно, выпускал знаменитые аппараты Илизарова (комплекты в виде спиц и колец для лечения деформаций конечностей). Исчезли рабочие места для тысяч работников.

К прежним возможностям Гудермес возвращается постепенно. "500 человек сотрудников" — написано сегодня на рекламном щите при въезде на территорию агропищевого комплекса "Лидер-А", крупнейшего работодателя Гудермесского района из числа производственных предприятий. Завод вместе с животноводческим комплексом "Лидер-Р" и подразделением "Лидер-К" объединен в холдинг, буквы которого складываются в известную каждому жителю республики аббревиатуру КРА (Кадыров Рамзан Ахматович).

"Нет. Колбаса "Чеченская" сейчас делается не в Чечне, а в Сочи", — отвечает на традиционный вопрос технолог, начальник колбасного цеха предприятия Басхан Баршоев. "А это будет "Балыковая" и "Байрам". Мы используем всего два вида мяса: курицу и говядину в разных пропорциях, поэтому варьируем рецептуру за счет специй. У нас в Чечне очень любят чеснок". Производство двух десятков видов колбас на всех этапах от обвалки охлажденного мяса до вакуумной упаковки батонов обеспечивают 10–12 сотрудников цеха. "Все они взаимозаменяемые универсалы. В смену мы можем делать в пределах 3 тонн колбасы, а если работать в три смены — оборудование позволяет производить до 8 тонн".

Впрочем, "на склад" мясной цех не работает и потому на предельные объемы пока не выходил — мясорубки и термошкафы запускаются только под конкретные объемы. Наращивание производства свыше нынешних 20–25 тонн в месяц (а значит, и набор персонала) упирается в поиск внешних рынков сбыта. Раньше такой задачи не ставилось: чеченское предприятие развивало сеть торговых точек и боролось за потребителей внутри республики. Сейчас стало участвовать во всех отраслевых выставках по СКФО, ведет переговоры с X5 Retail Group и московской торговой площадкой FoodCity, появились заказчики из других мусульманских регионов РФ.

Несколько ангаров-цехов "Лидера" укомплектованы немецким и итальянским оборудованием. Консервное производство зимой фактически не загружено, производит только соки: пик переработки овощей и фруктов приходится на сезон урожая, и эти товарные запасы составляют сейчас около 1 млн банок. Есть также цех детского питания, прохладительных напитков и кондитерских изделий.

Выйти на внешние рынки со сладкой продукцией холдинг рассчитывает благодаря все тому же фактору халяля, который даже немусульмане все больше связывают с качеством. "В кондитерских изделиях используется желатин, и всегда есть риск, что вместо дорогого говяжьего сырья использовали более доступное свиное. А мы варим мармелад только на яблочном пектине. Это переработанные у нас же яблоки из "Садов Чечни", — говорит начальник цеха восточных сладостей, технолог Ракат Муслимова. Она приподнимает край пергамента, под которым на быстро остывающем мраморном столе доходят до нужной кондиции рулетики рахат-лукума. Таких "чистых" (в том числе экологически) сладостей небольшой коллектив цеха выпускает до тонны в смену — печенье, зефир, фрукты в шоколаде, торты и конфеты.

Кондитерский цех работает уже четыре года, на момент его запуска здесь был всего один работник — Ольга Бут, нынешний руководитель рахатного отделения. Она беженец из Славянска Донецкой области. Говорит, что, когда ей предложили поработать на новом производстве в Чечне, сначала по инерции побаивалась. Но на предприятии ей выделили комнату, а местные жители за месяц помогли наполнить жилье предметами быта. Теперь это ее новая родина. Подавая гостям чай с розовым зефиром, Ольга Владимировна говорит, что жить и работать в Гудермесе ей нравится.

Горячие гудермесские ванны

Туризм в Гудермесском районе тоже есть: пока нишевый, но как отрасль экономики перспективный. Это — бальнеология. В администрации района создан отдел по туризму, который работает над привлечением гостей, разрабатывает маршруты по достопримечательностям района.

"37–38 градусов примерно. Чувствуете запах?" — работница купальни Марем демонстрирует аскетичную комнату с бассейном-купелью и крючками для одежды на стене. "Сама с тремя грыжами на позвоночнике была, все у меня прошло", — делится Марем. Характерный аромат сероводорода и высокая влажность не позволяют долго находиться в помещении. 10–15 минут максимум — гласит инструкция на стене.

Скромное двухэтажное здание купальни с отдельными входами для мужчин и женщин оборудовано на источнике сульфидной воды близ села Мелчхи в 15 минутах езды от Гудермеса. Сюда стекаются больные с проблемами опорно-двигательного аппарата, в последние годы была заасфальтирована дорога к ваннам, появилось электричество, хотя газ к зданию пока не подведен.

"Наши источники известны со времен Петра I. Раньше тут стояли какие-то хибарки, никаких условий не было, и больные "диким" образом лечились. Лично я был знаком с людьми, которые приезжали с Камчатки, Сахалина, из Калининграда и даже из Болгарии. Мы с друзьями шутили: "Мы вам тут не мешаем?" — с улыбкой вспоминает Усман Эльмурзаев, имам сельской мечети Мелчхи.

Всего в окрестностях села есть три крупных источника с разным составом воды и температурой: кроме сероводородного это железистая термальная вода и скважина воды йодистой, пробитая когда-то в поисках нефти. Также богат геотермальными водами район села Дарбанхи к западу от Гудермеса — там на средства частного инвестора построена полноценная современная водолечебница, функционирует гостиница с недорогим 2–4-местным размещением. "Мы ожидаем, что у этих мест большие перспективы. Наш глава республики Рамзан Ахматович Кадыров собирается открыть в Мелчхи полнопрофильный санаторий на одном из источников", — говорит имам.

От года к году растет и поток паломников — к зияратам в селах Илсхан-Юрт, Брагуны и в самом Мелчхи. Мусульманская легенда гласит, что целебные воды забили из-под земли в тех местах, которые посетил живший в XIX веке особо почитаемый в Чечне суфийский шейх, устаз Кунта-Хаджи Кишиев — как раз уроженец нынешнего Гудермесского района.

Ольга Калантарова