Василий Голубев: подготовка к ЧМ-2018 положила начало новому Ростову
Подготовка к чемпионату мира по футболу в Ростовской области обошлась примерно в 90 млрд рублей. В регионе реализованы крупные инфраструктурные проекты, которые привлекут новых инвесторов и туристов, существенно преобразился Ростов-на-Дону, который примет матчи. Только в этом году благодаря чемпионату регион ждет увеличения турпотока на 200–250 тыс. человек, в перспективе же область должна принимать около 2 млн туристов в год.
— Василий Юрьевич, осталось меньше месяца до начала ЧМ-2018. Какова готовность Ростова?
— Я оцениваю готовность города как высокую. Фактически в мае мы завершим подготовку в полном объеме, создадим условия для того, чтобы наши спортивные сооружения, транспортная инфраструктура были в полной мере готовы к реализации операционного плана подготовки и проведения чемпионата мира. Конечно, благоустроительные работы будут продолжаться, но это такая традиция — ждем гостей и до последнего момента готовимся. Мы хотим быть гостеприимными, радушными хозяевами, многое будет зависеть от того, как ростовчане и жители области примут многочисленных гостей, которые приедут не только на матчи — приедут посмотреть Россию, посмотреть Дон, Ростов.
— Сколько туристов ожидается в Ростовской области в период проведения чемпионата?
— До 250 тыс. У нас сегодня турпоток составляет примерно 1,2 млн человек. К этому надо прибавить 200–250 тыс. тех, кто приедет на чемпионат. Основная масса болельщиков будет из Латинской Америки, потому что у нас играют Бразилия, Мексика, Уругвай. Нам известно, что 54% билетов купили болельщики из других стран, остальные — россияне.
54% билетов купили болельщики из других стран, остальные — россияне
Сейчас идет активная фаза создания фан-зоны, мы создаем дополнительную зону гостеприимства — на несколько тысяч автомобилей откроем стоянку на территории старого аэропорта. Она рассматривалась как перехватывающая парковка, но там потенциал громадный, и там есть возможность не только поставить автомобили, у нас есть возможность создать там дополнительные условия. Это зона закрытая, она может охраняться, и те, кто приедут с "домами на колесах" (кемперами, жилыми автоприцепами — прим. ТАСС) — а будут наверняка и такие, — они смогут там остаться на несколько дней. Оттуда до стадиона, как и до фан-зоны, очень комфортно добираться, до центра — 10–15 минут.
— Как будет обеспечиваться безопасность во время ЧМ-2018, какие дополнительные силы будут задействованы с учетом того, что Ростовская область — приграничная территория (регион граничит с Украиной — прим. ТАСС).
— Будут усилены меры [безопасности] на границе, в том числе увеличится количественный состав, который будет обеспечивать охрану границы. Сегодня в местах массового пребывания людей, в местах будущих событий уже работают дополнительные наряды полиции. В период чемпионата дополнительные приданные силы обеспечат эту работу не только в зоне проведения матчей, но и в целом в городе и, конечно, в области. Мы бы хотели, чтобы на территории всей области внимание к безопасности в этот период было повышенным.
Дополнительно будут подтянуты силы МЧС — более 500 сотрудников, более 70 единиц техники. Если говорить о пожарно-спасательных подразделениях, то это порядка 200 сотрудников плюс более 50 единиц техники, которые будут готовы к работе в случае возникновения нештатных ситуаций. Мы дополнительно привлекаем около 800 дружинников и казаков, у нас появятся конные наряды казаков — это, пожалуй, станет нашей донской особенностью, скорее даже культурной составляющей, чтобы гости смогли увидеть казачьи разводы, получить удовольствие от общения с лошадьми — ведь, как известно, лошадь заряжает положительными эмоциями.
Мы дополнительно привлекаем около 800 дружинников и казаков, у нас появятся конные наряды казаков — это, пожалуй, станет нашей донской особенностью
Для повышения безопасности в Ростове дополнительно установлено более 3 тыс. камер видеонаблюдения. Важно все это сохранить, чтобы все это работало в будущем. Камеры будут работать постоянно, начиная от профилактики правонарушений до взимания штрафов. Это должно научить нас жить с другим качеством.
— Есть ли предварительные подсчеты — какой общий экономический эффект от чемпионата ожидает получить регион?
— Таких подсчетов специально мы не делали, но экономический эффект уже налицо. Это не только новые спортивные сооружения, которые остаются для развития детского спорта, — это новая транспортная инфраструктура — заменены трамваи, которые сегодня ходят по Ростову, 200 единиц техники только муниципальной появилось. Кстати, не только в Ростове, но и в ряде городов, не имеющих отношения к чемпионату, — мы отрабатывали это — процесс не закончен, мы его продолжаем. Существенно обновлен подвижной состав пригородных электричек, полностью они будут заменены до конца года.
Южный подъезд к Ростову в принципе поменял облик города — эта зона и сегодня уже стала спортивно-рекреационной, а завтра это будет территория нового развития Ростова, мы не случайно называем ее "Новый Ростов"
Это дорожная инфраструктура — за последние годы мы пять новых мостов имеем в Ростове, причем три из них построены фактически заново, а два реконструированы. Южный подъезд к Ростову в принципе поменял облик города — эта зона и сегодня уже стала спортивно-рекреационной, а завтра это будет территория нового развития Ростова, мы не случайно называем ее "Новый Ростов". Мы говорим об инфраструктуре туристической, о том, чтобы Ростов стал интересен не только России, но и за пределами страны. Сейчас эта динамика очевидна: туристический поток растет, но потенциал региона не исчерпан. Я думаю, что Ростов должен претендовать минимум на 2 млн туристов в год.
— В какую сумму в общей сложности обошлась подготовка к чемпионату в регионе?
— Я думаю, что общие вложения в инфраструктуру, во все, что связано с ЧМ-2018, — около 90 млрд рублей. Если посчитать непосредственно [затраты на подготовку к ЧМ], то мы увидим цифру около 70 [млрд], но совокупные расходы — это порядка 90 млрд рублей. Кроме того, мы не считаем того, что сделал бизнес — многие привели в порядок свои входные группы и так далее.
— Какие матчи чемпионата в Ростове вы сами собираетесь посетить?
— В Ростове — все. Обязательно пойду на все, там нет неинтересных матчей, начиная с первого. И мы пока не понимаем, кто у нас будет в 1/8 финала, но надеемся, что наши. И надеемся, что в Ростове.
Мы пока не понимаем, кто будет в 1/8 финала, но надеемся, что наши. И надеемся, что в Ростове
— На какой стадии находится реализация проекта по строительству высоковольтной линии электропередачи Ростовская — Андреевская — Тамань (ЛЭП должна стать частью энергомоста в Крым — прим. ТАСС)? Завершено ли в настоящее время строительство объекта на территории Ростовской области?
— Линии электропередачи построены, сейчас идет тестовый режим подачи напряжения. 23 мая этот процесс начался и закончится до конца месяца. Известно, что Ростовская область — энергодонор. Но наличие мощностей по производству электроэнергии не всегда говорит о бесперебойном снабжении электроэнергией. Этот проект обеспечит более качественное, стабильное энергоснабжение Ростовской области — как для экономики, так и для жителей в целом, потому что это такая новая страница в развитии Ростовской области, энергетики региона.
— В прошлом году была запущена железнодорожная ветка в обход Украины. При этом жители приграничных территорий жаловались на то, что при строительстве достаточно серьезно пострадало автомобильное полотно. Как решается этот вопрос?
— Жители абсолютно правы — дорожное полотно пострадало очень серьезно. Наверное, это всегда сопутствует крупным стройкам. Но мы нашли полное понимание с руководством "Российских железных дорог", подготовлено соглашение, мы получим в бюджет региона 2 млрд рублей на ремонт и восстановление дорог, пострадавших от данной стройки.
Текущий ремонт будет производиться сейчас, а капитальный ремонт — проектирование мы начинаем и завершим до конца этого года — произойдет в 2019 году.
В полном объеме все финансовые средства уйдут на восстановление дорог в Чертковском, Миллеровском районе и в зоне строительства. Наверное, до 1 июля мне уже будет в полном объеме доложена программа реализации данной задачи. Деньги поступят, я надеюсь, в этом полугодии.
— Ранее обсуждался проект по запуску аэроэкспресса в новый аэропорт Платов. Обсуждался ли проект с руководством РЖД? Рассматривается ли эта возможность компанией?
— Она рассматривается, это как раз предложение Северо-Кавказской железной дороги, которая изучала возможность создания аэроэкспресса. Но надо понимать, что все определяет экономика, и, конечно, РЖД считают эффект экономический от реализации данного проекта. Мы не сбрасываем его со счетов, но это все-таки проект среднесрочной перспективы, думаю, до 2025 года. Посчитали, что аэроэкспресс будет эффективен при пассажиропотоке в районе 5 млн пассажиров (в аэропорту Платов — прим. ТАСС). В этом году мы перейдем, наверное, 3 млн пассажиров. А дальше будет зависеть от количества рейсов, от появления новых рейсов, в конце концов, от привлекательности региона для инвесторов, от возможностей туристического потенциала.
Аэроэкспресс будет эффективен при пассажиропотоке в районе 5 млн пассажиров. В этом году мы перейдем, наверное, 3 млн пассажиров
Наша задача сейчас — обеспечить транспортную доступность в нынешних условиях, и, между прочим, она обеспечена. Сегодняшние шаттлы — я их называю "шаттлики", потому что они до 19 мест, — в полном объеме не загружены… В период чемпионата мира вместе с ними будут работать и крупные шаттлы. Посмотрим, как сработаем в этот период, и думаю, будет понятно, какой вместимости нужен будет транспорт и как нужно менять ситуацию.
Мы же удивительные люди — нам надо сразу и все. Когда комплекс Платов построили — были удивление и радость от его внешнего вида и внутреннего содержания, потом к этому привыкли, теперь начинаем другие темы. Но это нормально — это жизнь, это движение, если мы будем раз и навсегда довольны, то мы будем стоять на месте.
— Базовым перевозчиком Платова является новая региональная авиакомпания "Азимут". Получает ли она сейчас какую-то поддержку на уровне региона?
— Сегодня в "Азимут" вошла наша региональная корпорация развития — 25% плюс две акции. Это заставляет нас задумываться о сотрудничестве. Мы сегодня выделяем субсидии для наших рейсов — это Казань, Нижний Новгород, Самара, Сочи. 127 млн рублей заложено в бюджет Ростовской области. Если Росавиация примет предложение "Азимута" по субсидируемым полетам в Минеральные Воды, Махачкалу, Грозный и ряд других территорий на Юге России, то дополнительно нам нужно будет еще 23 млн рублей. Мы к этому готовы.
Мы увидели, что это оправдывает себя, поэтому расширение географии полетов — это политика, которую мы продолжаем проводить. Не так давно мы договорились еще по второму рейсу из Татарстана — с главой республики говорили о том, что мы взаимно субсидируем (по одному рейсу каждый регион — прим. ТАСС). Мы взаимодействуем с Росавиацией, и Росавиация нас слышит, появляются новые предложения, и мы их реализуем, процесс не будем останавливать.
Беседовали Людмила Борщева, Гулия Керлин