12 октября 2018, 10:46
Статья

Лучший матрос России работает на "Жигулях". И это женщина

Она мечтала стать стюардессой, но уже больше 20 лет трудится матросом речного флота. Радина Кондрашина умеет крепить порванный швартовый конец, подменять механика и моториста
Радина Кондрашина. Алексей Соколов/ ТАСС
Радина Кондрашина

Самым подготовленным матросом речного флота во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии" стала Радина Кондрашина из Самарской области. Это удивительно, если не знать, что практически все матросы на пассажирских судах в Тольяттинском речном порту — женщины.

Речная стюардесса

Речпорт в Тольятти — это стеклянные стены, большая привокзальная площадь и безлюдье в будний осенний день. Погода ветреная, на Волге свежо и беспокойно. Теплоходы стоят пришвартованные в ожидании пассажиров и рейсов.

Радина Кондрашина — матрос на прогулочном судне "Жигули". Мы встречаемся в кают-компании, и она говорит, что в детстве мечтала работать стюардессой, летать на самолетах, но стала своего рода "речной стюардессой". Мама работала на мясокомбинате, отец — на "АвтоВАЗе". После школы Радина устроилась кассиром на причале, продавала там билеты на теплоходы — "Метеоры" и "Омики", а потом вдруг ее позвали работать на "Метеор".

— Тогда еще детей не было, подумала: пойду на "Метеор". И параллельно пошла учиться в техникум. И вот эта навигация у меня уже 23-я. То есть работаю на Волге 23-й год, если декрет не считать, — рассказывает Кондрашина.

Речной техникум она окончила по специальности судоводитель. Матросами на пассажирских судах состоят в основном женщины — по словам Кондрашиной, эта работа предполагает уборку, наведение порядка и чистоты на судне, и здесь "слабый пол" как раз на своем месте. Профессия матроса очень прозаична зимой: в это время, например, судно красят. А еще раз в четыре года теплоход поднимают 100-тонным краном для очистки днища. Матросы надевают специальные костюмы и зачищают поверхность пескоструйной машиной. Днище проверяют на ржавчину, если что — ремонтируют, и здесь уже действуют мужчины.

А летом работать на судне — совсем другое дело. Одно из любимых мест Радины на Волге — у села Ширяево, в котором Илья Репин делал наброски к своей знаменитой картине "Бурлаки на Волге". Здесь бывали и Владимир Путин, и король Швеции Карл ХVI Густав.

— Самое главное — работа на свежем воздухе. Природа, Волга — красота. Сейчас вот будем людей в деревни возить. Навигация до 22 октября. Наш теплоход маленький, экономичный, нас оставляют работать. А нам и хорошо: чем мы дольше работаем в навигацию, тем лучше, — говорит она.

Кок, механик и моторист

Маленькие "Жигули" вмещают 58 человек. В салонах столики, стулья, салфетки, занавески. Перед рейсом нужно подготовить теплоход, навести чистоту, проверить исправность оборудования. Еще в числе обязанностей Радины — пришвартоваться, спустить и привязать трап, принять и разместить пассажиров.

— Арендуют наш теплоход, бывает, на целый день. В основном, конечно, организации снимают. Обычно мы недалеко от Тольятти отходим, например, на Золотые Пески — там можно искупаться. Вот когда я на "Метеоре" работала два года, мы ходили с ночевой в Набережные Челны, Казань, Ульяновск, — рассказывает Радина.

В экипаже "Жигулей" пять человек. Из них трое — матросы: кроме Кондрашиной это еще две Светланы, Корнишина и Кругликова. Все трое — давние подруги.

— Мы вначале даже думали, что втроем будем участвовать в конкурсе матросов, но от нашего порта я одна была. Конкурс проходил прямо здесь у нас на берегу и на соседнем теплоходе. В финале были восемь человек. Выполняли различные задания, жюри оценивало. И спасательные работы отрабатывали — по спасению человека за бортом, и пожарные — с багром, огнетушителем и шлангом. Самым сложным для меня на конкурсе оказалось крепление порванного швартова, — говорит Кондрашина.

Задания требовали от матросов речфлота самых разных навыков, в том числе и за пределами их непосредственного круга обязанностей. Самое простое для Радины — это, конечно, справиться с функциями кока. Но при аврале она может взять на себя и часть работы механика или моториста.

— Радина — очень ответственная, добросовестная, абсолютно преданная профессии. Вода — такая стихия, что здесь на борту не должно быть никаких сомнений в человеке рядом. Тем более у нас такая ответственность за пассажиров, — говорит механик теплохода Алексей Курнев.

Увидеть Москву и отремонтировать кухню

За победу в конкурсе Радине Кондрашиной дали сертификат на 300 тыс. рублей, но деньги она пока не получила.

— Хотела сначала машину купить, а дети сподвигли: давай, мама, лучше ремонт. Мы всё на кухне ремонт никак не сделаем, — признается она.

Детей у Радины двое: Роману — 16 лет, Юле — 14. Выходные у нее обычно проходят буднично, в немалой степени за стряпней на кухне. Еще лучший матрос России увлекается горными лыжами.

— Летом я люблю на роликах и на велосипеде кататься, а зимой — на горных лыжах, это вообще страсть моя. Друзья поставили меня на лыжи, и лет семь вот уже, наверно, катаемся. Дети на сноубордах, взрослые на лыжах. Обычно в Альметьевск ездим кататься, там очень хорошо, далеко только туда добираться, — рассказывает Кондрашина.

Еще за победу в конкурсе Радина получила приглашение в Москву, где будут награждать победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства в разных номинациях.

— В Москву поеду в марте, там экскурсии, наверно, должны быть. Меня даже не денежный приз так обрадовал, а то, что я поеду в Москву, ведь я там ни разу не была, и очень хочется увидеть столицу, — поделилась Радина Кондрашина.

Алексей Соколов