15 октября 2018, 11:00
Арктика
Статья

"Надеемся, что тут будет тесно!" В Архангельске открылась синагога "Звезда Севера"

Храм находится в еврейском культурном центре, где представители 200-летней северной национальной автономии смогут собираться вместе, отмечать праздники, учить детей и посещать храм
Анатолий Обермейстер, зампредседателя архангельского областного собрания Александр Дятлов, Берл Лазар, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, глава Архангельска Игорь Годзиш

Современное здание, не столько из бетона, сколько из стекла, построено в центральной части Архангельска. Председатель Национальной культурной автономии евреев Архангельской области Анатолий Обермейстер строил его сам и с гордостью показывает, что в итоге получилось. Начинаем, конечно же, с синагоги.

"Здесь будет храниться Тора, — Анатолий Обермейстер открывает арон-кодеш — резной деревянный шкаф, стоящий на сцене зала культурного центра "Звезда Севера". — Правда, красиво? Это ливанский кедр".

На мою просьбу снять кепку для фотографии Обермейстер улыбается: "Нельзя, Ирина, еврею без головного убора!" И обводит рукой зал.

"Здесь 650 мест, причем зал можно очень быстро трансформировать, поставить стулья по-другому, а сцена, смотрите, может вращаться. Это полноценная городская площадка, где можно проводить театральные, музыкальные, эстрадные представления", — на стенах зала уже размещена выставка картин на шелке, уличный свет делает яркими изображения менор и шестиконечных звезд на цветных окошках.

История архангельских евреев

Первые представители еврейского народа появились в Архангельске около 1830 года. "Очень интересная ситуация — сюда попадали кантонисты. Кто такие кантонисты? Это дети в возрасте от 11 до 14 лет, их забирали насильно с мест оседлости — Украины, Белоруссии, Молдавии, они служили в армии 25 лет, и после этого их отпускали", — рассказывает Обермейстер. Многим из них после службы возвращаться было некуда, поэтому они оставались в Архангельске.

Часто евреи, поселившись в Архангельске, крестились и женились на местных. Анатолий Семенович приводит в пример родителей известного архангельского сказочника и художника Степана Писахова. "Как Пейсахов — у них изначально такая была фамилия, он женился на соломбалке (жительнице архангельского острова Соломбала), остался, не уехал, его род остался здесь до сих пор".

Оставались в Архангельске и иностранцы. "Много приехало сюда купцов с Запада — из Швеции, Германии, Дании, Норвегии, — объясняет Анатолий Обермейстер. — Они тоже оставались, они здесь работали… Первая лесопилка Штерна — говорят, он немец был, на самом деле он был еврей".

До 1920-х годов в Архангельске были храмы разных религий, в том числе и две синагоги. "Одна была построена 128 лет назад, это была деревянная синагога, она располагалась на пересечении современной улицы Комсомольской и проспекта Ломоносова — сейчас это практически центр города. А на Соломбале в Солдатской слободе был молельный дом. Там жили солдаты, бывшие кантонисты, и они для себя построили молельный дом", — поясняет глава архангельской еврейской религиозной общины Борис Залан.

На север по любви

Сам Анатолий Обермейстер в Архангельск приехал в 1980 году по распределению из Гомеля, окончив Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. "Я-то думал: приеду, немножко здесь потружусь — и домой. Но засосало так, что из железнодорожника я стал строителем, всю жизнь строю. И здесь никто не обращал внимания, что еврей: ну, Обермейстер и Обермейстер, и что".

Один из основателей архангельской еврейской национальной автономии тележурналист Владимир Лойтер смеется: "Я-то в Архангельске остался по любви. После Ленинградского университета проходил здесь практику в газете "Правда Севера", женился. Моя теща вообще не знала, кто такие евреи".

Как рассказывает Владимир Лойтер, "на архангельском телевидении половина, наверно, тогда, в конце 1960-х, были евреи". "Вообще неудивительно — на Север приезжали, чтобы реализоваться. И оставались", — замечает он.

"У нас город портовый, где много перемешано всяких культур, приходят-уходят корабли, национальностей много. Это взаимное обогащение культур, — говорит глава Архангельска Игорь Годзиш. — С открытием синагоги мы стали чуть-чуть богаче, у нас появилась еще одна точка, где люди могут почерпнуть что-то для себя".

Годзиш подчеркивает, что об этом событии ему особенно приятно написать в израильский Ашдод, с которым Архангельск связывают побратимские отношения. "У нас представители еврейской диаспоры очень много сделали, чтобы завязались отношения между нами и городом-побратимом Ашдодом. Там живут выходцы из Архангельска, мы ездим друг к другу в гости, приезжают артисты, ездит молодежь — это очень здорово".

Глава Архангельска отмечает, что еврейская община всегда играла заметную роль в жизни Архангельска, как в экономике, так и в культуре. "Много людей в очень разных сферах: культуре, бизнесе, например строительном, отлично, что они на территории видят перспективу и в такого рода объекты вкладываются, это отлично". Очень многие евреи выбрали профессии художников, писателей, музыкантов и журналистов. 

Построить для Севера

Как вспоминает Анатолий Обермейстер, идея построить синагогу и культурный центр появилась в 2010 году. "Финансы — их надо было собрать, не просто с дерева сыпались, трудно было. Проект делал мой друг, он руководитель еврейской общины в Тамбове, архитектор. Он многое сделал по своим климатическим условиям, мы с ним спорили, я же строитель! Потом проект дважды проходил экспертизу, все было сделано для нашей климатической зоны. Здание получилось теплое, — об этом строитель Обермейстер говорит с гордостью и даже извиняется, что в том кабинете, где мы разговариваем, слишком жарко. — Я уже все батареи выключил, но тут под нами тепловой узел".

Мы проходим по культурному центру накануне открытия, когда доделывают последние мелочи. Здание с улицы смотрится почти воздушным и аккуратным — оно стеклянное, с большой шестиконечной звездой на фасаде. Но тут три этажа плюс цокольный этаж. Есть и лифт. "Конечно, лифт должен быть обязательно, чтобы к нам могли прийти все", — подчеркивает Обермейстер и сурово осматривает потолок в лифтовом холле, где после работы не успели установить обратно потолочную плитку.

В классах все предусмотрено для обучения и детей, и взрослых. "У нас есть преподаватель по ивриту, по другим иностранным языкам, есть педагог, который занимается изобразительным искусством, есть преподаватель, который занимается артистическим мастерством", — рассказывает Анатолий Семенович. В центре также находится "Ева-центр" для помощи пожилым.

Возрождение духовной жизни

В Архангельске проживает около 600 евреев, уточняют мои собеседники. "По еврейским канонам у евреев нет религии, иудаизм — это образ жизни", — объясняет Обермейстер.

Сама синагога занимает небольшое помещение на втором этаже центра: аккуратные деревянные скамьи, шкафчик для свитка Торы. "А здесь, смотрите, уже Тора есть. Я вам первой показываю", — открывает арон-кодеш мой собеседник. И ширма: мужчины и женщины молятся отдельно.

"Синагога нужна, чтобы еврей мог оставаться евреем, — отмечает глава архангельской еврейской религиозной общины Борис Залан, прося особо подчеркнуть слово "религиозная". — Евреи делятся на светских евреев, которые не молятся и не соблюдают заповеди, и на тех, которые это делают. И задача синагоги, чтобы евреев, которые соблюдают заповеди, которые сохраняют свою идентичность, становилось больше".

Борис Феликсович живет в Архангельске практически с рождения и тоже, как и Обермейстер, строитель. "Все, что происходит в мире, происходит по желанию Всевышнего. Всевышний пожелал — и нашелся Анатолий Семенович, нашелся Борис Феликсович, которые с Божьей помощью все сделали. Я думаю, что в нашей синагоге может быть от десяти человек и до бесконечности", — говорит Залан.

Анатолий Обермейстер улыбается: "Надеемся, что тут будет тесно!" А на открытии синагоги главный раввин России Берл Лазар сказал: "Мы говорим, что на Севере — это ближе к Богу…".

Ирина Скалина 

LiveInternet