Все новости

ФПИ предлагает создать в Томской области район "Тайга-1" для применения беспилотников

Аппараты могут искать пострадавших при ЧС, доставлять грузы, вести любой мониторинг и распылять удобрения

МОСКВА, 11 апреля. /ТАСС/. Фонд перспективных исследований (ФПИ) предлагает создать опытный район (шифр "Тайга-1") в Томской области для применения беспилотных авиационных систем в сервисно-транспортных целях. Об этом сообщается в отчете ФПИ, который имеется в распоряжении ТАСС.

В документе приведен анализ "возможности создания опытного района применения беспилотных авиационных систем (БАС) для выполнения сервисно-транспортных задач (шифр "Тайга 1")". Авторами отмечается готовность Томской области к реализации такого проекта и созданию всей необходимой инфраструктуры.

В докладе поясняется, что с помощью беспилотников можно предоставить большое число так называемых функциональных сервисов. Например, фото- и видеосъемку сельскохозяйственных полей, в том числе с привязкой к координатам. Аппараты могут вести любой мониторинг, доставлять грузы, сканировать объекты с помощью лазеров, распылять удобрения, искать пострадавших при чрезвычайных происшествия, носить в небе рекламные баннеры и многое другое.

Применяться беспилотники будут как в режиме дистанционного управление человеком с земли, так и полностью автоматически. Для легального выполнения работ с применением беспилотных систем оператору-"пилоту" понадобятся соответствующая подготовка и получение квалификации.

Как отметили ТАСС в ФПИ, в случае удачной реализации пилотного проекта "Тайга-1" "подобный сервис планируется перенести на все города и области Российской Федерации". "Тайга-1", пояснили в фонде, полностью отвечает стратегии научно-технологического развития РФ по обеспечению связанности территории страны за счет интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем.

Спрос на рынке

По результатам проведенного ФПИ анкетирования 47 крупных предприятий Томской области, указывается в отчете, у 30 отмечена заинтересованность в функциональных сервисах с использованием беспилотников. Так, потребность в воздушном мониторинге с помощью БАС была выявлена практически у предприятий всех отраслей, перевозкой грузов беспилотниками больше всех заинтересовались в системе здравоохранения (аппараты могут доставлять биоматериалы), онлайн-видеомониторинг интересен сельскому хозяйству.

Наибольший уровень заинтересованности сервисами "Тайги-1" оказался у нефтегазовой отрасли и в госуправлении. В частности, томских газовиков интересует выявление врезок в нефтепроводы и отслеживание людей, несанкционированно находящихся в охраняемых зонах.

Еще одним из востребованных сервисов, по мнению авторов проекта, должна стать услуга по защите объектов каких-либо компаний от несанкционированного доступа беспилотных аппаратов, что также может быть реализовано в рамках проекта "Тайга-1". В целом "к 2020 году в Томской области потребность организаций в сервисе с беспилотниками достигнет 1 млрд 367 млн рублей", сообщается в отчете.

Барьеры

В докладе ФПИ обозначены основные препятствия для реализации проекта. В организационном плане как в Томской области, так и в России в целом сейчас отсутствуют широко доступные функциональных сервисы с применением беспилотников, и, с другой стороны, большинство компаний и вовсе не знают о таких возможностях.

Весомым барьером для осуществления проекта являются технические недостатки беспилотников и беспилотных систем, имеющихся в свободном доступе на рынке. К примеру, это малые грузоподъемность и дальность аппаратов. Также реализация программы, по данным авторов отчета, затрудняется правовыми аспектами: беспилотный аппарат сейчас сложно поставить на учет, нет упрощенного порядка разрешения на полет беспилотника, когда достаточно только уведомить авиационные власти и т. д. Еще один важный аспект - проблема с обеспечением безопасности полетов.

От устранения этих препятствий, отмечают в ФПИ, зависит судьба всего проекта. "Отсутствие сбалансированного регулирования и необходимых для безопасной эксплуатации БАС технических решений является задачей, решение которой определяет дальнейший темп и масштаб внедрения беспилотных авиационных систем в решение сервисно-транспортных задач как в масштабах Российской Федерации, так и в пилотном районе Томской области", - подчеркивается в отчете.

Текущее состояние

По данным доклада, сейчас из 30 организаций области, заинтересованных в услугах беспилотников, реально используют аппараты только три компании - "Томскнефть ВНК", Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска и Сибирский химический комбинат. При этом, говорится в документе, "имеющиеся потребности решаются не в полном объеме".

Остальные же компании соответствующие задачи, которые наиболее эффективно можно выполнить используя беспилотники, решают с помощью космической съемки, с использованием автомобилей и самолетов, специальных подвижных составов (в случае с РЖД), с помощью стационарных видеокамер, а также "по-старинке" - с помощью обходов сотрудников.

В отчете ФПИ приведен список компаний-производителей беспилотников, способных предложить готовые решения для проекта "Тайга-1". Из крупных игроков фонд отметил компанию "Зала", группу "Кронштадт" с ее известным беспилотником "Орион", концерн "Вега", концерн "Радар ММС", ОКБ Симонова и холдинг "Вертолеты России" с аппаратом VR-300.