Все новости
Дроны и самолеты делят небо.

Дроны и самолеты делят небо. Как проходит конкурс беспилотников в Томске

Один из немногих в мире беспилотников, работающих на водородном топливе
© Таисия Воронцова/ТАСС
Российские производители беспилотных летательных аппаратов собрались в Томске на конкурсе "Авиароботех". Их дроны спасают людей, диагностируют линии связи, составляют 3D-модели сел и перевозят грузы

Аэродром Головино трудно назвать современным и благоустроенным — в основном он используется как площадка для малой авиации томского ДОСААФ. Однако для тестирования беспилотников его вполне достаточно — штаб конкурса со всем самым современным оборудованием занимает один маленький шатер посреди аэродрома.

Пять заданий

Команды приехали на конкурс в основном для того, чтобы протестировать на практике свои разработки и познакомиться друг с другом и проектом "Тайга", благодаря которому Томская область может стать регуляторной песочницей — регионом, где нормативно-правовые акты позволяют системно тестировать новые беспилотные технологии.

"Мы решаем абсолютно практические задачи, которые в повседневной работе требуются реальным заказчикам в нефтяном, энергосетевом секторах, в картографировании, в сельском хозяйстве и поисковых операциях. Один вылет был сделан в качестве подарка или бонуса Томской области — мы облетели границы аэродрома и сделали фотоплан аэродрома с точными привязками границ, чего аэродрому не хватает. Это нужно для планирования территории, а для этого нужно знать границы и рельеф", — рассказал журналистам гендиректор ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев.

То, как выглядит беспилотник, не всегда имеет значение — гораздо важнее "начинка" Таисия Воронцова/ТАСС
Описание
То, как выглядит беспилотник, не всегда имеет значение — гораздо важнее "начинка"
© Таисия Воронцова/ТАСС

Всего конкурс предусматривает пять заданий: создание 3D-модели населенного пункта, мониторинг участка линий электропередач и газопровода, доставка груза массой 10 кг между двумя площадками на расстояние 10 км и поиск людей в лесном массиве с передачей им спасательного комплекта.

Всех форм и размеров

Зрители конкурса могли наблюдать вылеты всевозможных беспилотников разных форм и размеров — некоторые выглядят как миниатюрные копии самолетов, есть и такие, которые больше напоминают бумеранг. Часто "самолетоподобные" дроны запускаются механизмами типа катапульты или огромными рогатками.

Беспилотники "самолетовидной" формы в конкурсном варианте не всегда имеют шасси и не могут взлетать с места, как квадрокоптеры, поэтому их запускают такими "катапультами" Таисия Воронцова/ТАСС
Описание
Беспилотники "самолетовидной" формы в конкурсном варианте не всегда имеют шасси и не могут взлетать с места, как квадрокоптеры, поэтому их запускают такими "катапультами"
© Таисия Воронцова/ТАСС

Управляют беспилотниками сотрудники компаний-участниц. Они сидят за ноутбуками и приборными панелями, наблюдая, как механизмы выполняют свою работу. Дроны возят грузы, фотографируют местные села, составляя их 3D-карты, ищут неисправности в трубах и линиях ЛЭП, на которые специально повесили прогибающиеся или дефектные провода, ищут людей в лесу, доставляя им необходимые для спасения комплекты с медикаментами.

"Замечательные впечатления от конкурса. Мы сегодня делаем первый шаг в огромной работе. Сегодня многие компании выпускают беспилотники, много компаний, которые начиняют их интересным оборудованием, есть беспилотники для военных объектов. Но сегодня нет нормативно-правовой базы", — сказал накануне журналистам губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин (слева) и гендиректор ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев (в центре) Таисия Воронцова/ТАСС
Описание
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин (слева) и гендиректор ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев (в центре)
© Таисия Воронцова/ТАСС

Он уточнил, что Томская область как пилотный регион станет площадкой, на территории которой будут действовать необходимые нормативно-правовые акты. Кроме того, по итогам конкурса компании региона и компании-разработчики беспилотных аппаратов смогут применять продемонстрированные технологии для решения реальных производственных задач области.

Для безопасности

Также на конкурсе была продемонстрирована технология АЗН-В VDL 4, подтверждающая возможность обеспечения безопасных совместных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в общем воздушном пространстве. Данная технология позволяет видеть любые воздушные суда на расстоянии до 300 километров.

Оборудование АЗН-В, позволяющее вести взаимное наблюдение пилотируемых и беспилотных воздушных судов и видеть местоположение объектов в воздушном пространстве и на земле Таисия Воронцова/ТАСС
Описание
Оборудование АЗН-В, позволяющее вести взаимное наблюдение пилотируемых и беспилотных воздушных судов и видеть местоположение объектов в воздушном пространстве и на земле
© Таисия Воронцова/ТАСС

Это первая подобная разработка в России, а оснащение этой системой самолетов и беспилотников даст возможность летать в одном районе сразу нескольким летательным средствам. Кроме того, в случае если беспилотник потеряет управление или его перехватит кто-то другой, система позволит отключить его дистанционно, чтобы он не причинил никому вреда.

Некоторые беспилотные летательные аппараты не могут приземлиться самостоятельно и делают это с помощью парашюта Таисия Воронцова/ТАСС
Описание
Некоторые беспилотные летательные аппараты не могут приземлиться самостоятельно и делают это с помощью парашюта
© Таисия Воронцова/ТАСС

Для тестирования системы в воздух запустили два беспилотника с интервалом десять минут и подняли самолет Ан-2, управляемый пилотом. Задача эксперимента — показать, что беспилотники и пилотируемые летательные средства могут летать безопасно в одном воздушном пространстве даже на территории, где нет связи.

Пока дроны выполняли свои задачи, пилот на планшете мог отследить их местоположение и высоту и скорректировать траекторию. Эксперимент завершился удачно, после чего губернатор отметил, что это был первый случай в России, когда дроны и человек одновременно делили небо.

Проект "Тайга"

В 2018 году межведомственная рабочая группа коллегии Военно-промышленной комиссии утвердила реализацию проекта "Тайга" в Томской области. Проект предполагает создание в области опытного района доставки грузов и выполнения других задач с использованием беспилотных авиационных комплексов.

Наибольший уровень заинтересованности сервисами "Тайги" оказался у нефтегазовой отрасли и в госуправлении. В частности, томских нефтяников интересует выявление врезок в нефтепроводы и отслеживание людей, несанкционированно находящихся в охраняемых зонах.

После приземления такие БПЛА возвращают на аэродром вручную  Таисия Воронцова/ТАСС
Описание
После приземления такие БПЛА возвращают на аэродром вручную
© Таисия Воронцова/ТАСС

Заявки на конкурс "Авиароботех-2019" подали 12 команд, представляющих разработчиков авиационных беспилотных систем из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ижевска и Тамбова. Конкурс проходит 29−31 мая на аэродроме Головино в 30 км от Томска. Организаторы — ассоциация "Аэронет" и администрация Томской области. 

Единственным победителем конкурса стала санкт-петербургская компания "Геоскан". Команда компании показала лучший результат в сканировании газовых труб, составлении карт и транспортировке грузов. За победу участников из Северной столицы наградили кубком.

Вадим Белозерцев