18 июня 2019, 07:30
Статья

Кукольное домостроение. Как инженер из Иванова открыл мастерскую игрушек

Михаил Градусов — высокий мужчина с окладистой бородой, как у лесоруба. Деревья он не рубит, зато создает из них игрушки, которые покупают и за рубежом. Вдохновила его на этот проект двухлетняя дочь
Михаил Градусов. Таисия Кириллова/ ТАСС
Михаил Градусов

— По сути, вся эта история родилась из обычного желания нашей дочери улучшить жилищные условия своих кукол, — рассказывает Градусов, улыбаясь в бороду. — Ребенку захотелось иметь игрушечный дом. Мы с супругой начали искать в интернете варианты того, что можно приобрести. Пересмотрели десятки кукольных домов и поняли, что ничего удовлетворяющего нас по цене и качеству нет. Были, конечно, достойные игрушки европейских производителей, однако стоили они очень дорого. В итоге зародилась мысль о том, что в общем-то можно попробовать сделать такой домик самостоятельно.

Михаил Градусов по образованию инженер промышленной автоматизации, долгое время работал по специальности в крупной зарубежной компании. Чертежи и конструкторская документация ему понятны и близки. На разработку схем для первого домика ушло около двух месяцев. Говорит, что проектом занимался по вечерам после работы, не спеша, для души. Готовые чертежи отдал на стороннее производство, и там собрали первый кукольный дом с настоящей деревянной лестницей, открывающимися ставнями, дверями, засовами и замочками. Дочка была в восторге.

Дальше — больше. Появились заказы от друзей, знакомых. Так от индивидуального домостроения Градусов плавно перешел к массовому. Линейка игрушек начала расширяться, появились новые модели домиков, люльки, кроватки. Одновременно с этим встал вопрос о запуске собственного предприятия, разработке концепции, продвижении бренда, наборе сотрудников.

— Изначально, когда я запускал этот бизнес, мне хотелось выстроить такую модель, при которой я занимался бы исключительно разработкой макетов и продажами, это мне кажется более интересным. При этом весь продакшн я планировал отдать на подряд. И первое время именно так и было, пока я не понял, что все мои наработки, которые я отдаю в производство, выпускаются под сторонними брендами с явным демпингом. Кроме того, стали возникать сложности со сбытом: практически из-под носа у меня начали уводить клиентов. И тогда я понял, что нужно локализовать производство в одном месте — от проекта до упаковки, — рассказывает Градусов.

Хочешь свое производство — сделай его сам

Запустить свой цех — значит найти помещение, купить станки, вытяжки, расходные материалы, инструменты, оборудовать рабочие места, найти сотрудников. Это все деньги, и весьма немалые. По словам Михаила, ему крупно повезло: арендованное помещение для будущей мастерской досталось по вполне сносной цене, а дорогостоящие станки — фрезеровочный и лазерный — он разработал и собрал сам.

"Комплектующие заказывал по отдельности, что-то заказывал из Китая, что-то купил у нас. Благодаря этому удалось изрядно сэкономить. Подобные аналоги стоят примерно 1–1,2 млн рублей, мне же один станок обошелся примерно в 200 тыс. рублей. В целом на оборудование ушло около 500 тыс. рублей. Пришлось брать кредит, но отбил его довольно быстро", — объясняет Михаил.

Он проводит для меня экскурсию по мастерской, которая состоит из четырех просторных цехов — лазерной резки, обработки, покраски, сушки и сборки. Отдельное помещение занимают стеллажи с заготовками, краской и прочими расходниками. Все аккуратно расфасовано и пронумеровано.

В малярном цеху пахнет краской, стены — нежно-розовые от разлетающихся из пульверизатора капель. Неподалеку на специальном столе-сушилке стоят уже выкрашенные детали будущих домиков — каркасы стен, миниатюрные резные двери, окошки со ставнями в форме сердечек и именные фоторамки. Их, говорит Михаил, частенько заказывают в качестве подарков.

"В качестве основного материала используется высококачественная деревянная плита. Краску мы покупаем в Италии: она устойчива к истиранию, слюне, абсолютно не аллергенна — это важно, когда речь идет о здоровье детей. Окраска осуществляется по запатентованной технологии с многоступенчатой сушкой. Таким образом, на изготовление одного домика в среднем уходит около трех дней", — объясняет наш собеседник.

Цех сборки от пола до потолка заставлен белыми картонными упаковками с логотипом Gradss — под этим брендом реализует свой товар Градусов. На этикетках надписи, как в кондитерском магазине: "Малиновый джем", "Мятный зефир", "Апельсиновый пудинг" — это названия моделей домиков. На огромном столе в центре зала стоит несколько выставочных образцов: уют, волшебство, детская аура радости и счастья.

Бизнес трех месяцев

Сейчас на предприятии у Михаила, кроме него самого, работают еще два сотрудника. В "высокий" сезон, когда количество заказов значительно возрастает, приходится привлекать дополнительные силы. С сентября по декабрь в мастерской трудится до десяти человек.

"Игрушечный бизнес — сейчас могу точно сказать — бизнес трех месяцев: с начала сентября по конец декабря. Именно на этот период приходится самая большая маржинальность. Весь остальной год — это заигрывание с покупателем", —  объясняет Михаил.

По его словам, за четыре года активной работы предприятие произвело несколько тысяч различных игрушек. Средний чек — 8 тыс. рублей. Активнее всего такой товар покупают жители Москвы и Центральной России. Также бывают заказы из Белоруссии, Казахстана и Германии. Товар продают через собственный интернет-магазин и на крупных федеральных интернет-площадках.

Сегодня в ассортименте предприятия 12 моделей игрушек — несколько видов домиков, мотоциклы-качалки, лошадки, люльки и коляски. Градусов намерен расширить производственную линейку, добавив в нее домики-бизиборды, состоящие из всевозможных кнопок, выключателей, щеколд и замочков. Такие игрушки помогают развивать мелкую моторику у детей.

— Для того чтобы запустить в производство новый вид товара, его нужно сертифицировать, но требования к сертификации сегодня очень ужесточили. Если раньше эта процедура стоила 20 тыс. рублей за одну единицу в год, то сейчас — 100 тыс. рублей. Сертификация домика-бизиборда обойдется еще дороже — около 400 тыс., поскольку такая игрушка содержит много разных приспособлений, по каждому из которых нужно проводить специальные исследования. Это сильно удорожает саму процедуру, — объясняет Градусов.

Но тут же уточняет, что государство в этой части сегодня помогает предпринимателям: возмещает до 100% затрат на сертификацию товара. Правда, сначала средства на оплату этой услуги еще нужно где-то найти. И это, пожалуй, одна из главных проблем для таких микропредприятий, как Gradss, не имеющих больших оборотных средств.

Еще одна форма поддержки со стороны государства — выставки, которые помогают открывать рынки сбыта, находить новых клиентов. Участие в них также оплачивается из специального фонда поддержки предпринимательства. Благодаря этому уже в текущем году Градусов со своей продукцией планирует принять участие сразу в двух профессиональных выставках.

— В Иванове достаточно молодая команда, которая занимается поддержкой и сопровождением малого и среднего бизнеса, и они нам здорово помогают, — говорит Михаил. — В сентябре мы впервые поедем на выставку в Москву, у нас там будет свой стенд. После этого в планах выставка в Германии. Поедем, пощупаем клиента, попробуем понять, стоит ли нам выходить на европейский рынок или лучше продолжить радовать своими товарами российскую детвору.

Таисия Кириллова