История спасения
Шлиссик относится к подвиду кольчатых нерп, которые обитают только в Ладожском озере и занесены в Красную книгу.
В 2000-х годах популяция насчитывала около двух тысяч особей. О том, сколько животных сейчас, точно сказать нельзя: к сожалению, учет не ведется. Ладожских нерп становится меньше из-за браконьеров, рыболовных сетей.
Но главная проблема для них — это изменение климата, из-за которого зимы становятся теплее.
"Самки выкармливают своих детенышей на льду, а этой весной был необычно ранний ледоход, то есть лед из Ладожского озера пошел к реке Неве в марте вместо положенного мая. С этим льдом принесло определенное количество новорожденных ладожских нерпят", — рассказывает научный сотрудник фонда, биолог Елена Андриевская.
Среди малышей был и Шлиссик. "Он попал к нам, когда ему было не больше двух дней. Условно говоря, самка родила его утром, а вечером он уже был у нас", — уточняет Елена.
Люди увидели Шлиссика дрейфующим на маленькой тонкой льдине и сразу сообщили в фонд: детеныши нерпы не могут долго находиться в воде. Самки рядом с нерпенком не было.
Чтобы выкормить новорожденного, матери нужно 2,5 месяца, а за это время тонкая льдина точно бы растаяла. Кроме того, Шлиссик дрейфовал близко к городу, и в таких условиях самка просто не смогла бы его кормить: нерпы — животные по натуре скрытные.
Шлиссика, как и других малышей, стали выкармливать через зонд специальной смесью, которая состоит из фарша сельди, регидрона и рыбьего жира с витаминами. Через несколько недель, когда он немного подрос, его перевели на обычный корм — рыбу.
Фонд активно ведет группу в "ВКонтакте", публикуя фото и истории своих подопечных. Шлиссика пользователи ласково называли "вербной веточкой", потому что он был очень пушистый, со светлой шерсткой. С самого начала малыш был очень юркий и на месте ему не сиделось.
На вольные хлеба
В июле, когда Шлиссик подрос, сотрудники Центра реабилитации попытались выпустить его на волю — в Ладогу. Но малыш только поиграл в воде у берега и отправился знакомиться с людьми, отдыхавшими на пляже.
Стало понятно, что нерпенок не готов к вольной жизни, и его пришлось увезти обратно в Репино. Несколько дней он не понимал, почему его увезли с пляжа, где ему так понравилось играть, и обижался.
Спустя неделю Шлиссик во второй раз оказался на воле. "Он попал к нам новорожденным, практически не был с самкой, и поэтому, конечно, он больше ассоциировал себя с человеческим обществом, нежели с дикой природой. Несмотря на все наши усилия, ему более приятно общество человека", — поясняет Андриевская.
Вторая попытка была более длительной, но не более удачной. Шлиссик провел на воле две недели, после чего на берегу Ладожского озера его заметили люди. Он не подходил к ним близко, но и не уплывал, им даже удалось взять его на руки, а это очень плохо для нерпы.
"Он не боится людей, идет выяснять с человеком отношения, считая, что он либо наравне, либо такой же по силе. При виде человека на Ладожском озере он должен убегать и уплывать, бояться, а он считает, что человек ему ничего не сделает и никакой угрозы нет", — говорит биолог.
Бесстрашного Шлиссика опять забрали в центр. Сотрудники поняли, что, скорее всего, нерпенка уже не удастся отпустить на волю, потому что он слишком привык к людям.
Сложный характер
"Шлиссик достаточно самонадеянный и хулиганистый товарищ, предприимчивый, ему все интересно, во всех делах он хочет участвовать, во всех мероприятиях. Он шаловливый такой, ищет приключений", — описывает своего подопечного Елена.
Шлиссик — совершенно нетипичный представитель своего вида. По натуре нерпы скрытные и боязливые животные. А Шлиссик совершенно не опасается людей, а еще очень любит баловаться и вредничать. Подписчики группы фонда умиляются несносному нерпенку, но вот его собратьям совсем не весело: от его вздорного характера по-настоящему страдает другой житель центра — ладожская нерпа по имени Крошик.
Крошик живет в бассейне центра уже четыре года. Как и Шлиссика, его пытались выпустить на волю дважды, но оба раза он возвращался к людям. По словам Андриевской, он сильно привязан к директору центра Вячеславу Алексееву, и разлука с ним станет большой потерей для нерпы.
Крошик — добродушный и ласковый, совершенно неагрессивный, чем и пользуется хулиган Шлиссик. Он отвоевывает у Крошика бассейн, гоняет его, и уже сейчас ясно, что ужиться вместе нерпы не смогут.
"Нам удавалось сочетать ладожских нерп в группах и сажать их с другими животными вместе, но, к сожалению, Шлиссика ни к кому не подселить, потому что он всем доставляет беспокойство. Он необычный, из таких более редких по поведению нерп", — поясняет Елена.
Новый дом для хулигана
Андриевская говорит, что разместить Шлиссика в отдельном бассейне не представляется возможным.
"Центр (речь о Центре изучения и сохранения морских млекопитающих при Фонде друзей балтийской нерпы — прим. ТАСС) строился и проектировался не для постоянного содержания животных. Подразумевалось, что животные поступают весной, проводят здесь какое-то время, и после этого их выпускают на волю, а бассейный центр консервируется", — рассказывает биолог.
Центр расположен на территории петербургского "Водоканала", который активно помогает фонду и его подопечным. Это единственное в России учреждение, предназначенное для оказания ветеринарной помощи морским млекопитающим. Но для постоянного зимнего содержания животных у центра нет теплых помещений с бассейном достаточно большого размера.
Экспозиции океанариумов или дельфинариев, где Шлиссик будет постоянно на виду у посетителей, тоже не вариант.
"Шлиссика нельзя помещать в океанариум, где он будет нон-стоп нос к носу с человеком, это будет для него стресс очень большой, потому что поведение кольчатой нерпы — оно скрытное", — объясняет биолог.
Поскольку Шлиссик — государственная собственность, так как вид занесен в Красную книгу, просто так его отдать куда-то нельзя. Фонд сейчас обсуждает этот вопрос с центральным аппаратом Росприроднадзора в Москве.
В ведомстве предложили много разных вариантов, но дело осложняется тем, что Шлиссик агрессивен к другим животным и ему необходимо одиночное содержание. Такие условия предоставить может только очень небольшое количество организаций в России, поэтому сейчас центр все еще в поиске и конкретных вариантов нет.
В одном есть уверенность: если новый владелец нерпенка будет соблюдать все рекомендации центра, то Шлиссик быстро адаптируется на новом месте. В отличие от Крошика он не привязан к сотрудникам фонда и к самому центру, поэтому быстро привыкнет к новым условиям. Может быть, даже вредничать станет меньше.
Анастасия Стрепенюк