Все новости

Леди в троллейбусе. Кто она — самый культурный водитель страны?

Екатерина Ершова
© Валентин Егоршин/ТАСС
Петербурженка Екатерина Ершова завоевала это звание официально и совсем немного не дотянула до главного — титула лучшего водителя. Екатерина рассказала, как проходил профессиональный конкурс, почему ее с детства притягивают большие машины и как она получила высшую категорию в профессии раньше, чем высшее образование

"Я сейчас вернусь домой, и у меня будет возможность сделать какие-то свои дела, уроки, до вечера отправить их, если успею. Когда придет муж с работы, уже и поесть будет сделано, и уроки готовы, и кот спит наигранный и довольный. Идиллия", — Екатерина с удовольствием расписывает мне планы на вторую половину дня — ведь сейчас только полдень.

Сегодня в совмещенном трамвайно-троллейбусном парке "Горэлектротранс", где Катя работает, у нее была короткая смена — три круга, семь часов. Она встала в три утра, рабочий день начала в 4:20. В такое время сотрудников парка развозит на работу служебный транспорт, но вообще, говорит Катя, часто, когда она спешит на работу, пользуется маршруткой. А вот домой любит возвращаться неспешно — на троллейбусе. 

Вечный студент

"Уроки" — домашние задания в академии и институте, где Екатерина получает одновременно с работой среднеспециальное и высшее образование.

"Сейчас я учусь по специальности "организация перевозок на транспорте" в Академии транспортных технологий — спасибо предприятию, что предоставляет возможность. Конкурс аттестатов пройден. Бюджетное место, — говорит она. — Высшее — уже мое желание, и оно платное. Второй курс. Дистанционное обучение, потому что институт в Москве находится".

"Вышка" у Екатерины тоже в сфере логистики — направление "перевозка грузов на транспорте" в Московском открытом институте "Синергия".

Это уже третья попытка девушки получить высшее образование.

"Была Лесотехническая академия, которую не удалось закончить в связи с определенными обстоятельствами. Пришлось уходить с четвертого курса, — делится она. — Затем я поступила в Акмеологическую академию на новое направление — психология личности. Тоже не получилось закончить, возникли ситуации, которые не поспособствовали завершению".

Совмещать, говорит откровенно, удается с трудом. "Когда начинается сессия — хоть вешайся. Очень времязатратное действие. Потому что нужно уделить время изучению материалов, пройти тест, если это удаленное обучение. А в академию на сессию нужно ездить. С утра до вечера сидишь за партой, учишься. Во время сессии работодатель предоставляет время, снимает с работы. Но все равно это достаточно трудно. Все бегом-бегом — материалы нужно усваивать, сдавать экзамены, тесты, зачеты, курсовик (он у меня еще не защищен)".

Романтика дорог и любовь к большим машинам

Любовь Екатерины к дорогам и транспорту пошла от отца. "Транспортная сфера изначально была моей любимицей. Потому что у меня папа работал дальнобойщиком. По несколько недель его не бывало дома, а когда приезжал — то мы с удовольствием вместе возились то с нашей легковушкой, то с папиной грузовой машиной. Отсюда, думаю, и любовь к большим машинам", — размышляет Екатерина.

Водителем троллейбуса Катя работает уже шесть лет, а до этого ей удалось попробовать себя в сфере обслуживания большегрузных машин.

"Я работала на приемке в сервисе почти год. Состояние машины, ее готовность, обзвоны: приезжайте-забирайте, — рассказывает водитель. — А еще раньше — в логистической фирме… Все взаимосвязано, все вокруг да около — транспорт. И я себя без транспорта уже как-то не так чувствую, неуютно. Нравится работать, работа интересная. Плюсов все равно больше, чем минусов. И я сейчас не про зарплату, зарплата у нас хорошая, нас не обижают. Сама дорога — она все время притягивает, хочется все время куда-то ехать. Ну, типа романтики, да".

За годы водительской практики Катя лишь раз попала в серьезное ДТП. "Меня мальчик слева направо резанул. Он аргументировал это тем, что меня не заметил. Бывает и так, — вспоминает она. — Причем самое смешное, что он спешил к моей однофамилице и тезке — тоже Екатерине Ершовой, — это его девушка. Я теперь, когда проезжаю этот перекресток — пересечение Северного проспекта и улицы Есенина, — всегда напрягаюсь и смотрю налево, не пронесется ли эта черная машина опять". 

Первоклассный водитель

Катя не скрывает: мотив участвовать в конкурсе продиктован профессиональными амбициями — желанием повысить категорию, классность. 

Состязание состоит из трех частей — проверка теоретических знаний, городской и всероссийский этапы. Первые три места получают классность автоматически, а те, кто попал в десятку, проходят внеочередное обучение на курсовом комбинате.

"Когда я шла, была уверена, что попаду в десятку, — мне больше ничего не нужно было. А получилось, что заняла второе место на городском, и, соответственно, мне пришлось ехать на Россию", — говорит конкурсантка.

Классность Екатерине повысили в октябре — присвоили высшую категорию в профессии. Но главное для девушки не последовавшее автоматически повышение зарплаты, хотя это, безусловно, приятный бонус, а самоутверждение в профессии. 

Третий этап проходил в Самаре и был гораздо сложнее городского отбора. "Потому что это все-таки чужой город, другая усложненная трасса, чужая машина. Зеркала у нас почти на всех машинах не искажают изображение, они не сферические. А у ребят в Самаре даже на старом подвижном составе — сферы. Это для работы, конечно, хорошо, потому что улучшает обзор — снаружи лучше пассажиров видно, кто в заднюю дверь заходит. Но на конкурсе, когда ты едешь и вглядываешься в зеркало, ищешь этот несчастный люк, который тебе нужно объехать, а он в последний момент выскакивает, когда ты уже изменить траекторию не можешь, — это трудно. Поэтому сферические зеркала нас, конечно, подвели. Хотя нам сказали: "А что же вы свои не привезли?" — смеется Екатерина.

В течение трех конкурсных дней участники демонстрировали знания устройства троллейбуса, правил дорожного движения, культуры обслуживания и приемки троллейбуса, а также навыки вождения машины по специальной трассе.

На конкурсе было отдельное упражнение "Культура обслуживания", состоявшее из двух частей. Первая часть — описание своей трассы, с объявлением достопримечательностей, остановок, вторая — рассказ о ситуации, которая может возникнуть на работе, — чрезвычайной, аварийной, конфликтной. Ошибаться или запинаться запрещено: все нужно проговорить четко. Единственной, кто набрал максимум баллов в этом конкурсе, была Катя.

"Все-таки это игра, не соревнования. Соревнование — это когда ты демонстрируешь максимум своих возможностей. Здесь ты показываешь, что тебе хорошо удалось выучить материал и применить его на практике. В принципе, никто не уходит обиженным", — резюмировала победительница.

В целом впечатления от Самары и конкурса у девушки остались положительные, несмотря на некоторые минусы — холод и стресс.

Забота, безопасность и комфорт

Высшая категория — в кармане. К чему же стремиться дальше? Об этом Екатерина уже подумала и решила, что теперь хочет стать водителем-наставником. Если, конечно, идею одобрит руководство.

"Я понимаю, что это большая ответственность. За собой бы уследить, а тут еще и другой человек. Но я считаю, что это будет достаточно интересно", — рассуждает она.

Степень ответственности Екатерина отлично осознает. Раньше, говорит, когда была молодым водителем, иногда отвлекалась и приветствовала проезжающих коллег. "А сейчас больше смотришь на дорогу, сейчас там более напряженная ситуация, больше внимания нужно. А здороваемся утром или после смены, на обеде, потому что внимание нужно направлять туда, где это будет нужнее".

Кате нравятся низкопольные модели, на которых она сейчас работает: они оснащены аппарелью (пандусом), которая позволяет маломобильным гражданам подняться в транспорт. Его раскладывают водители, так как кондукторы напрямую работают с людьми и не могут прикасаться к грязному полу.

А вообще девушка мечтает, чтобы троллейбус развивался в сторону удобства как пассажиров, так и персонала. Сейчас она работает на новых типах низкопольных троллейбусов — 6281 "Адмирал", ВМЗ-5298, Тролза-5265 "Мегаполис", которые своей плавностью хода напоминают космические корабли. 

"Был случай, когда ребенок, впервые оказавшийся в троллейбусе такой модели, не сдержал эмоций и закричал: "Мама, мы как на самолете, мы летим!" Это низкий пол троллейбуса в сочетании с гармоничной конструкцией, плавностью хода, возможностями тягового электродвигателя дают такой эффект, как будто ты летишь", — делится Екатерина.

Троллейбус будущего Екатерина видит так: "Хотелось бы, чтобы троллейбусы были с увеличенным автономным ходом: отцепился от сети, поставил штанги, зацепил их за лиры (крюки для штанг на крыше — прим. ТАСС) и поехал красиво, быстро, не ориентируясь на контактную сеть, которая притормаживает. Цвет представляется такой же, как у трамваев в парке "Горэлектротранса", — бело-синий, так как это транспортное средство повышенной опасности, его должно быть видно. Форма представляется, как у трамвая 71-931 "Витязь", — что-то футуристичное, обтекаемое, плавное".

Как и все водители, Екатерина любит интересные и витиеватые маршруты, поэтому ей бы хотелось, чтобы новые прокладывали не внутри города, а в сторону области.

Завершив беседу, Екатерина припарковала свой троллейбус, положила в сумку маршрутоуказатели и пошла сдавать инвентарь в "ручечную" — кладовую для инструментов и экипировки. А после — на троллейбусную остановку в сторону дома. 

Наталия Юсупзянова