29 мая 2013, 16:13
Кризис в Сирии

Совет ООН по правам человека принял десятую за два года резолюцию по Сирии

Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

За резолюцию проголосовали 36 делегаций, против - одна, воздержались восемь

ЖЕНЕВА, 29 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Дмитрячев/. Совет ООН по правам человека /СПЧ/ принял десятую по счету резолюцию по Сирии с того момента, как в ближневосточном государстве в марте 2011 года начался вооруженный конфликт. Таким образом сегодня завершились так называемые срочные дебаты, организованные в Женеве по инициативе Катара, Турции и США в рамках сессии СПЧ.

Из 47 членов Совета за резолюцию проголосовали 36 делегаций, одна - против /Венесуэла/, восемь - воздержались, а две не воспользовались правом голоса. Россия, как и Китай, в этом году не являются членами Совета и поэтому не принимали участия в голосовании. В одобренном документе "решительно осуждаются все нарушения норм международного гуманитарного права и широко распространенные и систематические грубые нарушения прав человека и основных свобод со стороны сирийских властей и проправительственных вооруженных формирований", в том числе в городе Эль-Кусейр.

Члены главного правозащитного органа ООН также осудили "использование иностранных наемников, сражающихся на стороне сирийского режиме в Эль-Кусейре". При этом Совет поручил Комиссии по расследованию возможных нарушений прав человека в САР провести "полное, независимое и непредвзятое расследование" событий в этом городе на западе страны, где правительственные силы проводят военную операцию против главного оплота мятежников на границе с Ливаном. Как сообщила сегодня представитель США в СПЧ Эйлин Чемберлен- Донахью, всего во время операции в Эль-Кусейре были убиты 183 гражданских лица.

В то же время, в резолюции никоим образом не упоминаются преступления, совершаемые в Сирии вооруженными мятежниками, что вызвало протест ряда стран. О том, что документ не сбалансирован, заявили, среди прочих, делегации России, Китая, Венесуэлы, Пакистана, Ирана.

Так, постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин высказал мнение о том, что "по своему содержанию проект резолюции явно работает на одну из сторон в сирийском конфликте, а именно - на радикальную оппозицию, сделавшую ставку на продолжение вооруженного конфликта".

Подверг он критике и требование поручить Комиссии провести расследование. "Возникает вопрос - о каком "независимом" расследовании событий в Эль-Кусейре, которое поручается провести комиссии СПЧ, может идти речь, если в самом проекте резолюции вина за эти преступления заведомо и огульно возлагается на Дамаск", - отметил постпред.

Во время нынешнего обсуждения не раз возникала тема мирной конференции по Сирии, которую планируется организовать в Женеве в июне. "К сожалению, невозможно избавиться от впечатления, что вся эта затея направлена на подрыв усилий по созыву международной конференции по Сирии", - признал Бородавкин.

Такое же мнение высказал и первый секретарь постоянного представительства Сирии Тамим Мадани, по мнению которого единственная цель срочных дебатов - "затормозить работу по подготовке этой конференции", так как она "может положить конец конфликту, что не в интересах соавторов резолюции". "Мы являемся свидетелями шизофрении того, кто является соучредителем конференции и в то же время соавтором резолюции", - сказал он.

Тем временем, Верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй, открывая заседание, заострила внимание на том, что урегулирование кризиса может лежать лишь в политической области, приветствовав "усилия по организации давно ожидающейся международной конференции в Женеве по поиску политического разрешения конфликта". "Послание от всех нас должно быть одинаковым: мы не поддержим этот конфликт оружием, боеприпасами, политикой или религией", - заявила Пиллэй.

Теперь тема Сирии станет предметом рассмотрения СПЧ 3 июня, когда созданная в 2011 году Комиссия по расследованию отчитается перед членами Совета об итогах своей работы за последние месяцы. Почти за два года существования Комиссия не получила от Дамаска разрешения на въезд в страну, и в результате расследование велось путем опроса очевидцев событий по телефону, посредством интернет-сервиса "Скайп" или лично за пределами Сирии.