Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Ким Дэ Чжун, президент Республики Корея

10 апреля 2001, 23:30 UTC+3
Материал из 1 страницы

[ литературная версия ]

КИМ ДЭ ЧЖУН:

«История показывает, побеждает человек, который живет по справедливости и правильно...»

 

Родился 3 декабря 1925 г. в небольшой приморской деревушке.
В 1943 г. окончил высшую коммерческую школу.
В 1964 г. окончил Корейский университет по программе управления бизнесом.
В 1967 г. окончил Университет Кенхи по специальности «промышленный менеджмент».
В 1970 г. получил степень магистра экономики.
С 1971 г. по 1987 г. находился в оппозиции.
В 1983 г. окончил Гарвардский университет.
В 1987 и 1992 гг. участвовал в президентских выборах, но проиграл.
В 1992 г. получил степень доктора политических наук в Дипломатической академии при МИД Российской Федерации.
В 1997 г. избран Президентом Республики Корея

 

У каждого народа есть свои сказания о былинных героях, о тех, «кто в огне не горит и в воде не тонет». Вы можете сказать: это бывает только в сказках... и ошибетесь.
Сегодня мы представляем вам такого человека. Знакомьтесь, Президент Республики Корея Ким Дэ Чжун.

Ким Дэ Чжун – человек, который никогда не сдавался. Но если сила былинного героя в железных мускулах, то о Киме этого не скажешь, он хрупкий, даже изящный, человек, его сила – в твердости духа. За «моральную силу, проявленную в борьбе за демократию и права человека, за попытку преодолеть 50-летнюю враждебность на Корейском полуострове» (мы цитируем формулировку Нобелевского комитета) Ким в 2000 году получил Нобелевскую премию мира. Какова же была цена этой премии?

 

 

Михаил ГУСМАН: Господин президент, став на путь борьбы за демократию, вы обрекли себя на трудности и тяжелые испытания. Десятки раз вам угрожали физической расправой. Я слышал почти детективную историю о том, как ваши политические противники пытались похитить вас прямо среди бела дня. Расскажите об этой, ставшей уже легендарной, истории.

Ким Дэ ЧЖУН: Думаю, тот инцидент можно было бы назвать детективным романом. В октябре 1972 года я находился в Японии, а когда Пак Чжон Хи объявил о реформах, вводивших пожизненное президентство, я сразу же принял решение об эмиграции. Я ездил в США и в Японию и вел борьбу против диктаторского режима. В июле 1973 года я приехал из США в Токио, чтобы прочитать верстку подготовленной к печати моей книги. После этого я отправился на встречу с лидером второй оппозиционной партий Республики Корея в гостиницу Гранд Палас Отель, в которой он жил. Мы вместе пообедали. Когда я вышел из номера отеля, за мной побежали четверо или пятеро молодых людей крепкого телосложения, схватили меня и затащили в соседний номер.

Они бросили меня на кровать и приложили к носу платок, смоченный каким-то наркотическим веществом. Когда вскоре я очнулся, то болела вся голова. Впоследствии я слышал, как они говорили, что это было несильное вещество. Они планировали завести меня в ванную комнату, убить, расчленить тело, чтобы вынести его из отеля в принесенном рюкзаке, и для этого ими были приготовлены и бумага и веревки. Но в ванной комнате, я начал громко кричать. Похитители, испугавшись, отказались от плана убить меня в отеле, и поволокли меня к лифту. Когда меня тащили, я почти терял сознание. Мы ехали в лифте, когда я увидел, что двое молодых людей садятся в него, и закричал: – «Они убийцы! Спасите меня». Но молодые люди остановили лифт и вышли из него.

Как я узнал впоследствии, это были гомосексуалисты, они не заявили о случившемся в отеле и скрылись. То есть мне не было никакого смысла кричать и взывать о помощи.

Меня затащили в подземный гараж, откуда на машине повезли в Кобе. Здесь меня привезли в дом, который являлся их тайной квартирой, сняли с меня одежду и переодели в какое-то старье, после чего заклеили все лицо черной лентой и, вновь посадив в машину, привезли на берег моря и посадили на скамейку.

Я решил, что здесь они бросят меня в воду, и поскольку я католик, то начал креститься и молиться. Но там они меня не убили, а затащили на большое судно, где начали сильно избивать. Я сказал им: «Не бейте меня. Я все понимаю, нет необходимости избивать меня». Тогда они прекратили избиение, затащили меня в трюм судна, где связали, заклеили рот, завязали глаза и привязали тяжелые предметы к рукам и ногам. После этого они намеревались сбросить меня в море.

Голова была переполнена разными мыслями, и вдруг сбоку от меня появился Иисус. Я дотронулся до рукава облачения Иисуса и обратился к Нему с такими словами: «Пожалуйста, Господи, сохрани мне жизнь. Мне еще много надо сделать для моего народа».

В это время раздался звук выстрелов, и я увидел свет. Звуки выстрелов продолжались, а находившиеся на судне люди с криками «самолет» пытались скрыться. На протяжении 30 минут, как мне казалось, судно пыталось ускользнуть от погони, после чего какой-тo молодой человек подбежал ко мне и спросил: «Вы господин Ким Дэ Чжун?» Его речь выдавала выходца из провинции Кенсандо. Я утвердительно кивнул головой. Он сказал: «В Пусане я голосовал за вас», и, наклонившись к моему уху, добавил: «Теперь вы, похоже, выживете». Так оно и получилось.

Как много позднее мне стало известно, правительственные органы США вели наблюдение за тем, как меня похитили и посадили на судно, но поскольку инцидент произошел на территории Японии, сами американцы действовать активно не могли, это было бы вмешательством в суверенитет чужого государства. Но они информировали японское правительство о происшедшем. Японские власти отправили вдогонку за похитителями самолет. В результате я был спасен, а через два дня меня привезли в Республику Корея и возили по разным инстанциям.

Меня похитили 8 августа, а 13 августа меня освободили, причем сделали это в Сеуле прямо перед моим домом в районе Тонгедон, и я вошел в дом. Действительно это было суровое испытание, когда я находился на грани смерти.

М.Г.: Что вас поддерживало в этой борьбе? Что придавало вам силы, оказывало моральную поддержку?

К.Д.Ч.: За свою жизнь я пять раз подвергался смертельной угрозе, шесть лет был вынужден провести в тюрьме и более 30 лет жил под домашним арестом, в эмиграции и под наблюдением.

Если говорить о духовной опоре, которая помогла мне перенести эти трудности, то я выделил бы три фактора. Во-первых, моя вера в Бога – вера в то, что Бог всегда со мной, он меня ведет по правильному пути. Bo-вторых, сознание ответственности за мою жизнь перед семьей и гражданами моей страны и других государств, которые поддерживали меня. Я понимал и понимаю, что моя ответственность заключается в том, чтобы жить правильно и не разочаровать семью, дать ей возможность гордиться мной как мужем и отцом, как достойным политиком. В-третьих, и это самое важное, убежденность в справедливости истории.

История показывает – и прежде и теперь, и на Востоке и на Западе, что непременно побеждает человек, который живет по справедливости и правильно. Те же люди, которые живут иначе, даже если они в свое время добиваются победы, по прошествии времени в историческом плане терпят поражение.

В этом смысле нельзя думать, что путь, по которому я иду, – это дорога победителя, дорога истории. Поэтому я считаю, что главный смысл жизни заключается не в том, чтобы добиться или не добиться победы. Это второй вопрос. Достижение победы важно в историческом процессе. Можно сказать, что я жил с таким убеждением.

 

Первые двадцать лет жизни Кима, время становления, время юношеской бескомпромиссности – это годы, когда Корея была колонией Японии. Детей называли японскими именами. Корейцы на своей родной земле считались людьми второго сорта.

В школьном сочинении Ким написал все, что думал о японских колонизаторах, и его отстранили от должности старосты класса.
С тех самых пор он никогда не молчал, когда видел несправедливость, в этом смысле он навсегда остался максималистом...

В 1945 году Корея обрела независимость, Ким ликовал вместе совсеми. Он занялся бизнесом – возглавил судоходную компанию, издавал газету, на все имел свой взгляд.
Правда, ликование длилось недолго – через три года Корейский полуостров был разрезан по 38-й параллели на два государства. Борьба идеологий привела еще к одной национальная трагедии: на Севере образовалось государство Корейская Народно)Демократическая республика, на юге государство Республика Корея. Это было начало 50-летнего противостояния Севера и Юга.

В 1950 году северные войска оккупировали часть Республики Корея, началась жестокая, разрушительная война, когда корейцы убивали корейцев, брат шел на брата, отец на сына.

Ким тоже воевал, попал в коммунистический плен, где его ждал расстрел. Впервые смерть была совсем рядом. Но он был не из тех, кто впадает в отчаяние, он сумел бежать!
Тогда Ким дал себе слово, что сделает все для того, чтобы на Корейском полуострове воцарил мир.

Став в 1997 году Президентом, Ким Дэ Чжун уже в своей инаугурационной речи сформулировал принципы мирного сосуществования с Севером. Он назвал эту политику «политикой солнечного тепла».
Только на Востоке бывают такие поэтичные и емкие определения.

 

К.Д.Ч.: Эта политика строится на двух основных принципах. Первый заключается в том, чтобы покончить с «холодной войной» на Корейском полуострове и мирно жить вместе. Другой нацелен на то, чтобы в политике, экономике, общественной жизни, культуре, спорте и всех других сферах расширять взаимообмен и через него восстанавливать взаимное доверие и однородность нации.

Сейчас мы находимся не на той стадии, когда надо добиваться объединения. Основа нашей политики заключается в том, что сегодня мы еще какое$то время будем стремиться к мирному сосуществованию и мирным обменам. Мы будем идти таким путем десять или двадцать лет, до тех пор, пока обе стороны не обретут спокойствие и не придут к мысли о том, что они могут объединиться и уже настало время объединиться. Эти моменты я изложил председателю Ким Чен Иру, и председатель Ким Чен Ир выразил понимание и согласие.

Mы и в дальнейшем будем неуклонно следовать в этом направлении. После Межкорейского саммита активизировался процесс разрядки напряженности, расширились межгосударственные обмены и сотрудничество в разных областях.

 

На Межкорейском саммите главы государств договорились о том, что на открытии Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, спортсмены Севера и Юга пройдут единой командой. Весь мир, затаив дыхание, с волнением следил за этим совместным маршем.

 

М.Г.: На церемонии открытия Олимпийских игр в Сиднее спортсмены Северной и Южной Кореи шли под одним флагом. Что лично вы испытали в те минуты?

К.Д.Ч.: Прежде всего, я испытал чувство гордости. Мне хотелось бы выразить искреннюю благодарность десяткам тысяч зрителей, которые присутствовали на церемонии открытия Олимпийских игр и стоя аплодисментами приветствовали нашу команду, а также передать благодарность миллиардам людей по всему миру, которые поздравили нас с этой акцией.

Во время шествия у меня на глаза наворачивались слезы. Глядя на общую команду, я чувствовал: «Да, мы одна нация. Хотя мы были расколоты более 50 лет, из-за этого не может измениться суть единой нации, которая существовала так долго. На протяжении 1300 лет мы жили единым государством, и это значит, что разделены не навечно». И я обрел также уверенность в том, что правильным является путь, ведущий через примирение Южной и Северной Кореи к объединению.

Я горжусь тем, что мы показали миру такое лицо. Думаю, что было бы хорошо, если бы и в других конфликтных регионам мира, также как и мы, народы чаще демонстрировали акции взаимного примирения.

 

Сотни разделенных семей получили возможность увидеться, узнать друг о друге... Ведь до того было 50 лет полного неведения. И это, пожалуй, главное...

Когда-то Ким Дэ Чжун сказал, что его заветная мечта – реализовать свои идеи и принципы. Но для этого ему пришлось пройти тяжелейший путь.
После войны Ким всерьез занялся политикой, одно время был депутатом Национального собрания и всегда критиковал растущий авторитаризм власти в Корее.

В 1971 году диктатор Пак Чжон Хи, пришедший к власти путем военного переворота, решил провести президентские выборы. Он был уверен в своей победе, ведь в условиях военной диктатуры результаты всегда можно было сфальсифицировать.
Ким Дэ Чжун – в это время уже признанный лидер демократической оппозиции. Он очень популярен в народе. Митинги с его участием собирают тысячи людей. Ким всегда умеет найти такие слова, что люди слушают, затаив дыхание.
Новая демократическая партия решает выдвинуть Кима кандидатом в президенты на этих выборах. Результат превосходит все ожидания: 46% голосов избирателей отдано Ким Дэ Чжуну.

Диктатор выиграл с трудом и навсегда возненавидел Кима. Понял, что этот человек – серьезная опасность для его диктаторского режима.
Выборы состоялись в апреле, а в мае Ким попал в страшную автокатастрофу, подстроенную спецслужбами. Второй раз смерть была рядом. Он чудом уцелел, но сильно повредил ногу и до сих пор прихрамывает.

С этого времени начался тридцатилетний период невзгод и испытаний для Кима, власти пытались уничтожить его как личность и как политическую фигуру.
Через два года случилось то самое покушение, о котором президент рассказал в начале, затем последовали годы тюремного заключения, вынужденной эмиграции.
Но что бы с ним не происходило, когда он возвращался домой, на пороге его всегда встречала жена – Ли Хи Хо. Его верный друг и единомышленник.

 

К.Д.Ч.: Моя первая жена умерла от болезни, у нас с ней было два сына. Я женился во второй раз, а моя жена в первый раз выходила замуж. У нас родился сын, и сыновей стало трое. И моя супруга относится к детям, к снохам так хорошо, как если бы они были ее дети. И с внуками у нее сложились очень хорошие отношения. Веря в свою жену, я был спокоен даже тогда, когда меня вели в тюрьму. С этой верой мне было легче переносить страдания, тяготы эмиграции. Я живу и думаю о том, что я бесконечно благодарен моей жене.

 

Ли Хи Хо всегда была рядом. Это она поднимала общественность, чтобы вытащить его, тяжелобольного, из тюрьмы. Она добивалась изменения меры пресечения на пожизненное заключение, а потом на высылку из страны после суда, на котором Ким услышал свой смертный приговор – в 1980 году он в четвертый раз был на волосок от смерти.
Ли Хи Хо позже в своих воспоминаниях так напишет об этом времени: «Одни жизненные обстоятельства требовали чрезвычайного напряжения физических сил. Другие же испытания заставляли страдать душевно и морально настолько сильно, что иногда мне было трудно дышать».
А для Кима в тюрьме главной мукой было осознавать, что он причиняет близким страдания.

Изредка ему выдавали клочок бумаги, на котором позволялось написать письмо домой. Совсем небольшую открытку, а так много надо было сказать. И на каждом квадратном сантиметре листка Киму удавалось располагать по 22 буквы. Помогало увлечение каллиграфией.

«...Это письмо отправляется домой вместо меня, проходит через ворота, шагает по ступенькам, поднимается на веранду и, наконец, оказывается в гостиной вместе со всей семьей».
«...Не могу передать как ты дорога мне и как я люблю наших детей... Это был кошмарный год, нереальный год. Как можно выразить наше потрясение, скорбь, муку? Ты и вся семья прошли через такие страдания... Какие кошмары вам должно было рисовать ваше воображение! Когда я думаю об этом, я чувствую, что глаза наполняют слезы...»
(Из писем Ким Дэ Чжуна.)

 

М.Г.: Госпожа Ли Хи Хо была лидером женского движения Кореи, когда вы познакомились с ней. Ее знали как женщину с очень независимым, гордым характером. Собственно, и у вас натура сильная, дай Бог каждому! Как люди с такими непростыми характерами столько лет живут вместе и, более того, счастливы? Если в семье возникают ссоры, как они улаживаются?

К.Д.Ч.: Вы много знаете о нас. Мы с супругой приверженцы одной христианской религии, но я католик, а моя супруга – протестантка, прихожанка методистской церкви, в которой она является пресвитером. Обычно, когда религиозные воззрения пары расходятся на протестантские и католические, люди стараются не жениться, не создавать семью, потому что трения неизбежны. Но у нас с супругой до сих пор не возникало проблем, касающихся религии.

Вы спросили, не бывает ли между нами ссор. Не могу сказать, что совсем не бывает словесных споров, но они очень короткие и не перерастают в ожесточение. Даже если я сержусь по какому-то поводу, моя жена перестает обсуждать эту тему, и на этом все заканчивается. Она не реагирует на мои вспышки, ведет себя тихо и спокойно, и ссора не возникает. Поэтому в нашей семье серьезных скандалов не было.

А если вспоминать еще, то могу сказать: мы всегда жили, решая все вопросы вместе, во всем помогая друг другу, и у нас не было повода воевать между собой. Мы единомышленники, наши позиции полностью совпадают и по политическим вопросам, таким как развитие демократии, построение справедливого общества, воссоединение нации путем примирения Юга и Севера.

 

Им еще пришлось пережить два поражения Ким Дэ Чжуна на президентских выборах: в 1987 и 1992 годах. После второго фиаско он объявил, что уходит из политики. Но Ким Дэ Чжун не был бы Ким Дэ Чжуном, если бы через два года не вернулся на политическую арену и не одержал-таки победу. Впервые за всю историю Республики Корея кандидат от оппозиции был избран президентом.
Но вот парадокс – его личный триумф пришелся на тяжелейшее время для страны. Конец 1997 года прошел под знаком жестокого финансового кризиса, люди в один день лишились своих сбережений, потеряли работу.

Кима избрали президентом в декабре 1997 года. Легко управлять во времена расцвета, значительно тяжелее получать в наследство полуразрушенную экономику.
В своей инаугурационной речи президент был предельно честен с людьми, он благодарил их за мужество. И они, потерявшие все, откликнулись на призыв правительства – тысячи семей несли свои золотые украшения в переплавку, чтобы поддержать экономику страны.
Они были готовы работать шесть дней в неделю, иметь четыре дня отпуска в году. Они были готовы на лишения.
А новый президент и его правительство взялись за реформы. Пришлось брать в долг у МВФ немалый кредит, но уже через два года этот долг был возвращен, а экономика Республики Корея поднялась на докризисный уровень. Не зря Ким Дэ Чжун так долго учился в своей жизни, стремясь к самосовершенствованию! Все это было востребовано в трудный для нации момент.

Многие эксперты на Западе считали, что только Ким Дэ Чжуну было под силу такое. Он ввел Корею в XXI век, он и сам – человек XXI века. Ким уверен, что человечество входит в эру всеобщей глобализации, мир становится единым целым, заменяющим национальное государство.

 

К.Д.Ч.: XXI век коренным образом отличается от ХХ века, от индустриального прошлого общества. Он вводит нас в совершенно новую эпоху другого общества, основанного на знаниях, информационной индустрии, биоиндустрии, молекулярной промышленности, экологической индустрии. Поэтому необходимо подготовить душу, помочь ей приспособиться к самым резким переменам в истории человечества. Думаю, необходимо хорошо владеть компьютерными и информационными технологиями, которые будут управлять основанной на знаниях экономикой.

М.Г.: Вы бывали в нашей стране, вас хорошо знают и уважают в России. А какова Россия в вашем восприятии?

К.Д.Ч.: Когда говорят о России, я сразу же вспоминаю русскую литературу. За годы, которые я вынужден был провести в тюрьме, я прочел почти все произведения великих русских писателей. Читая произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева и многих-многих других писателей я думал: «Российский народ, который открыл такой великий духовный мир, создавший такую литературу и искусство, – это действительно великий народ». Россия имеет поистине выдающиеся достижения и в музыке, и в балете, и во всех жанрах искусства. Только прочитав роман Толстого «Война и мир», я узнал о том, как самоотверженно русский народ оказывал сопротивление Наполеону. Литература помогла мне понять, насколько велика сила россиян, одолевших Гитлера во время Второй мировой войны.

Поэтому всякий раз, когда слышу о том, что Россия в последнее время переживает экономические трудности, я с уверенностью думаю о том, что великая мощь и терпение русского народа, стремление объединить усилия и преодолеть трудности – все это непременно приведет Россию на путь великого развития, какими бы трудности ни были.

Кроме того, я считаю, что было бы хорошо построить такие отношения между нашими странами, при которых Республика Корея будет сотрудничать с Россией, учиться у нее многому и вместе с ней развиваться.

 

Помните о «политике солнечного тепла»? Дело в том, что «солнечное тепло» – суть личности президента, его «божественный дар».

Когда Ким Дэ Чжун пришел к власти, когда он вошел в Голубой дом, из которого раньше посылались приказы убить его, выслать, уничтожить, он простил всех своих врагов, он никого не преследовал.
Конечно, такое решение не дается просто. В одном из интервью, Ким говорил, что после похищения в Токио мечтал отомстить своим преследователям. Но чем больше он страдал, чем больше задумывался о смысле жизни, тем отчетливее Ким Дэ Чжун понимал, что ненависть и месть разрушают душу.

В 1980 году он написал сыну из камеры смертников: «Только истинно великодушные и сильные умеют прощать и любить. Давайте же будем стойки, беспрестанно молясь, чтобы Бог помог нам обрести силы любить и прощать врагов наших. Давайте вместе станем любящими победителями».

На вершине власти Ким Дэ Чжун подтвердил эти слова делом – он выступил за прощение взамен наказания, он призвал людей сделать шаг к национальному примирению.
Вот таков он, Президент Республики Корея – Ким Дэ Чжун, человек с планеты Земля.

 

М.Г.: Я хотел вам задать вопрос, который задавал вашим коллегам, президентам других стран. Существуют такие понятия – вершина карьеры, вершина власти, вершина успеха. Вы в вашей жизни смогли достичь всех трех вершин. Что бы вы могли пожелать молодым людям, которые, вступая в жизнь, стоят у подножия этих вершин?

К.Д.Ч.: До сих пор, говоря с молодежью, я всегда подчеркивал, что успех жизни – это не то, кто ты есть, а то, как ты живешь, правильно ли живешь. Мы все не можем стать теми, кем хотим быть. Но все можем жить правильно. И лишь тот, кто правильно живет, испытывает чувство гордости за свою жизнь, испытывает счастье.

Жить правильно – это означает жить, трудясь и служа во благо соседа, общества людей, которые нуждаются в твоей помощи. В политическом плане это борьба за демократизацию общества. В экономическом смысле – вклад в создание сильной экономики. В общественном плане – жизнь, направленная на помощь одиноким людям. В международном плане – деятельность во имя мира во всем мире.

Если жить таким образом, не будешь поддаваться соблазнам, совершать плохих поступков и, как я уже говорил, обретешь уверенность в том, что «история признает твою победу». Кроме того, я думаю, что мысли о том, что ты правильно поступаешь, всегда наполняют душу добрыми радостными чувствами, а это ведет к счастью.

 

2001 г.

 

 

©  ИТАР-ТАСС
©  М. Гусман

Все права защищены
Любое копирование и воспроизведение текста, в том числе частичное и в любых формах, без письменного разрешения правообладателей запрещено.
Любое использование видео и аудио материалов, в том числе частичное, без письменного разрешения правообладателей запрещено.
Цитирование разрешено со ссылкой на программу "Формула власти".

тел. +7 (499) 791 0307, 791 0308, 791 0310; факс: +7 (499) 791 0303
rusmarket@itar-tass.com

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама