31 июля 2012, 17:47

Серебряная подкова принцессы

Старшая внучка Елизаветы II Зара Филипс стала первым в истории членом британской королевской семьи - обладателем олимпийской медали

ЛОНДОН, 31 июля. /Спец. корр. ИТАР-ТАСС Павел Михалев, Максим Рыжков/. Мы - гости олимпийского Лондона. А потому о хозяевах Игр-2012, как об усопших - или хорошо или ничего...

Но память и ассоциации о другом месте, в другом году и веке не отпускают. Когда знаменитый "краснокожий" британский даблдекер с пишущей и снимающей журналистской братией на борту причалил к пропускному пункту главного пресс-центра Игр, в него пружинисто влетели солдаты в малиновых беретах. Пока их цепкие взгляды скользили по физиономиям представителей "четвертой власти", другие их однополчане изучали с помощью гигантского зеркала днище баса.

Ба, да это же все как на блок-постах в начале 1970-х, при въезде в аэропорт Белфаста, куда одному из нас не раз доводилось наезжать в пределы Северной Ирландии.

И эти румянощекие здоровяки в беретах - внуки тех, что патрулировали улицы Лондондерри и других городов мятежного Ольстера. Недаром говорят в народе: "Под каждой крышей свои мыши...".

Но хватит о грустном. Ведь мы, похоже, условились - только хорошее. Как говорится, кто старое помянет... Тем паче, что выясняется: к помощи армии организаторам Олимпиады пришлось прибегнуть после того, как одна частная фирма, отвечавшая за обеспечение безопасности Игр, не предоставила оговоренного контрактом числа охранников.

С испокон веков все самодержавные правители верили только в одного союзника - "армию и флот". Надо отдать должное сегодняшней Великобритании - она, смеясь, расстается со своим имперским прошлым.

Это нашло отражение даже в церемонии открытия ХХХ Олимпийских Игр. Апофеозом тенденции "расставания с империей" стал аттракцион "летящая королева". Во время шоу, напомним, поставленного знаменитым режиссером Дэнни Бойлом, был показан короткий видеоролик, в котором Елизавета II сыграла саму себя в дуэте с актером Дэниелом Крейгом в образе Джеймса Бонда. В этом ролике монарх и агент 007 отправляются по воздуху из Букингемского дворца на Олимпийский стадион. И когда вертолет завис над чашей арены, на церемонию с небес отправляется парашютный десант в лице... Елизаветы и Бонда, причем по сценарию королева прыгает первой. Затем видеолента сменилась весьма гротескными реалиями, когда из уже реального, а не киношного вертолета выпрыгнула "парочка", полет которой, признаться, проходил не в самых элегантных позах. Роль "парящей главы короны" при этом исполнял парашютист с очень "бондовской" фамилией Коннери, одетый в королевское платье. Но прожекторы тем временем сменили акценты и через несколько секунд высветили на трибуне для почетных гостей саму 86-летнюю королеву, только уже не бутафорскую, а самую что ни на есть реальную, и притом в том же самом платье персикового цвета, но только уже в сопровождении не агента 007, а своего 91-летнего супруга герцога Эдинбургского. "Прабабушке и старушке, которой уже далеко за 80, возможно, не по годам быть девушкой Бонда", - шутила по этому поводу газета "Дейли мейл", замечая, что сей постановочный аттракцион превратил Ее Величество в "телекомедийную звезду глобального масштаба".

Мэр же Лондона Борис Джонсон пошел в дни Олимпиады еще дальше в высмеивании имперского прошлого своей страны и украсил монументальные изваяния великих британских политиков и флотоводцев шутовскими головными уборами. В результате и прославленные адмиралы Нельсон и Непир, и даже сам Уинстон Черчилль, лишенные благодаря своим забавным шляпам привычного пафосного величия, смущенно поглядывают на бродящих по городским улицам гостей главного спортивного форума четырехлетия.

Ничего необычного в этих экспериментах нет, ведь британцам очень свойственны сарказм и самоирония, так же как, впрочем, редкое упорство и самозабвенная целеустремленность. Все эти качества и продемонстрировала в дни Игр-2012 королевская семья, с одной стороны, не погнушавшаяся шутливо-разоблачительным полетом Ее Величества, но с другой - бросившая внучку главы короны Зару Филипс в пучину олимпийских состязаний. Именно вокруг ее участия и развернулась главная интрига в конном троеборье. Филипс трижды становилась чемпионкой Европы, а в 2006 году праздновала победу на чемпионате мира по конному спорту в немецком Ахене и была признана Би-би-си "спортивной персоной года". Здесь она пошла по стопам матери - королевской принцессы Анны, которая, будучи известной наездницей и чемпионкой Европы, удостоилась от вещательной корпорации такой же чести 35 годами ранее. Но главная персона в конноспортивной родословной Зары - это ее отец Марк Филипс, золотой медалист Олимпиады в Мюнхене 1972 года и серебряный - в Сеуле-1988.

Так что иного пути, как стать всадницей и притом хорошей, у Зары просто не было. Сегодня ей уже 31 год, она обременена обязанностями члена королевской семьи Виндзоров и уже год как замужем за регбистом Майклом Тиндаллом. Так что объективно пик ее спортивной карьеры позади. Однако она не оставила амбиций и смогла отобраться на домашнюю Олимпиаду. Несмотря на то, что принцесса Анна, вот уже почти 30 лет возглавляет Национальный олимпийский комитет Великобритании, ее дочь не получила никаких привилегий во время отборочных состязаний и попала на Игры исключительно благодаря таланту и завидному упорству.

Дело в том, что раньше ей фатально не везло: Зара отбиралась на Олимпиады 2004 и 2008 годов в Афинах и Пекине, но оба раза не принимала участия в соревнованиях из- за травм ее любимого коня по имени Тойтаун. Теперь же у нее новый скакун - Хай Кингдом, имя которого, благодаря известной многозначности английского языка, можно перевести на русский и как "верховная власть" и как, скажем, "высокий круп".

Этот мерин стал героем второго дня командных соревнований, когда, даже потеряв две подковы, "не смазал" своего выступления в кроссе. Хотя, по поверью, терять подкову - это к несчастью, и вольно-невольно Хай Кингдом обрек сборную Великобритании вместе с Зарой лишь на командное серебро. В третьем виде соревнований - конкуре - Зара и ее подопечный проявили завидную выдержку при преодолении извилистой дистанции из 15 препятствий. Перед вторым из них Хай Кингдом слишком поздно оттолкнулся от земли и потому сбил коленом верхнюю планку...

Зрители, среди которых была добрая половина венценосной семьи Виндзоров, включая мать Зары - принцессу Анну, герцогиню Корнуольскую Камиллу, герцога Кембриджского принца Уильяма, его супругу Кэтрин и брата Гарри, тут же издали скорбный возглас разочарования. И только сама Зара проявила поистине королевское спокойствие. Она с любовью похлопала оплошавшего скакуна по спине и, тем самым, дала ему понять: "Не волнуйся, дружок, все в порядке. Я сама виновата, что поздно дала тебе команду, так что ты здесь не при чем. Знай, дальше все у нас получится".

Это скупое прикосновение так здорово подействовало на Хай Кингдома, что в дальнейшем они с принцессой были словно одно целое и прошли оставшуюся часть дистанции без единой помарки, в том числе взяв в один присест три препятствия - с двенадцатого по четырнадцатое, которые расположены на одной прямой и к тому же на минимальном расстоянии друг от друга.

В ту секунду, когда Зара завершила выступление, трибуны разразились бурной овацией в ее адрес. Наездница заслужила эти аплодисменты, доказав всем, что она отнюдь не "принцесса на горошине", а достойная представительница олимпийской семьи Великобритании.