10 апреля 2013, 07:30

Что выбирают англичане: чай или кофе?

Фото Вадим Грановский
Фото Вадим Грановский

В 1668 году в Лондоне открылся кофейный дом Эдуарда Ллойда, который посещали торговцы и морские страховые агенты

Текущая поездка в Лондон стала для меня открытием. Британская столица  удивила далеко не весенней погодой,  в качестве  компенсации предложив  огромный выбор кофеен на улицах города. Не сетевых клонов, а независимых кофейных заведений, абсолютно не похожих друг на друга. В которых пахнет настоящим, крепким  кофе. Морозный воздух мегаполиса  просто  наполнен  ароматом свежесмолотых кофейных зерен. Страна, где чайная культура казалось  непоколебимой  -  на протяжении почти ста лет британцы традиционно отдавали предпочтение  чаю, стремительно  переключается на кофе. Многовековой поединок между чаем и кофе за симпатии жителей Туманного Альбиона получил продолжение. 

Как  непосредственному участнику происходящего,   меня очень заинтересовали  кофейни нового поколения. Равно как и люди, совершающие эту своеобразную кофейную революцию. Планирую побывать в  лучших заведениях,  познакомиться с их владельцами, попробовать  кофе.  Заглянуть за кулисы «кофейных баррикад». Обещаю поделиться результатами «полевых исследований» на страницах этого блога. Только предварительно я бы хотел заглянуть в историю взаимотношений этих экзотических напитков.

Чай является неотъемлимой частью британской культуры на протяжении нескольких столетий. «Любимый напиток нации» - как  часто называют  чай,  популярен у  жителей Великобритании с еще с середины XVII века.   Сложно представить Туманный Альбион без аристократичных чайных комнат  старинных британских отелей  и  церемонии послеобеденного чаепития.   Льюис Кэрролл весьма метко заметил в  бесподобно правдивой  «Алисе в Стране Чудес»: «— Здесь всегда пора пить чай.  Мы не успеваем даже посуду вымыть!»  

«Великая слабость Британской империи», «напиток высшего общества» - британцы не скупились на щедрые комплименты  в адрес чая. И мало кто  знает, что именно первые лондонские кофейни  познакомили британцев с ароматным напитком из листьев чайного куста. Считается, что впервые чай появился в Англии в 1657 году. Торговец Томас Гарравей расхваливал напиток за его лечебные свойства, что немедленно заинтересовало высший свет английского общества.  Затем чай стали продавать и в кофейных домах  Великобритании. Безусловно, есть некая справедливость в том, что именно кофейни сегодня активно совершают   революцию в мире напитков, что позволяет  кофе успешно теснить чай в споре за звание «любимого напитка нации».

Первые кофейни Англии


Впервые зерна кофе были  ввезены  в Англию в 1610 году. Первые кофейни  были открыты в Оксфорде в 1650 году, затем  получили распространение и в Лондоне. Крепкий и ароматный напиток стремительно приобрел  популярность среди всех сословий, став отличной альтернативой алкоголю. В 1668 году в Лондоне открылся кофейный дом Эдуарда Ллойда, который посещали торговцы и морские страховые агенты. Позже это предприятие преобразовалось в известную страховую компанию «Lloyd's of London».  Другой кофейный дом - «Jonathan's»,  положил начало первой английской фондовой бирже.  Эти примеры не случайны  - кофе становится «напитком просвещения». 

Кофейные  заведения были образцами воздержанности и трезвого образа жизни. Здесь говорили о литературе, политике, искусстве. В кофейный дом приходили для того, чтобы почитать свежие газеты, узнать последние новости и пообщаться с друзьями. За чашкой кофе вели  дискуссии, заключали сделки, обсуждали новости. Число кофеен стремительно растет, они становятся исключительно популярными в среде ученых, артистов  и деловых людей. Это рождает название "университы пенни" (пенни берут и за вход, и за чашку кофе) – регулярное посещение кофеен становится отличным способом получить неплохое образование.  

Чашечка кофе располагает к неформальному общению, что всегда преследовалось в религиозных государствах прошлого. Кофейные дома и сам напиток стали атрибутом демократии и свободы – он вдохновлял романтиков и распалял бунтарей. Кофейни соперничали с храмами, религиозные догматики проклинали «чертово зелье» и пытались закрыть кофейные дома. Спасителем кофеманов стал Папа Римский Климент VIII,  столь полюбивший новый напиток, что он объявил его даром Бога. Благодаря этому в Европе начинается кофейный бум.

Между тем до середины XIX века чайная история Англии была не очень бурной, хотя и интересной. Чай рекламируют, его продажи неуклонно растут. Постепенно формируется рынок чая.  Полулярным местом для чаепития становятся  «чайные комнаты», которые расположились в больших продуктовых магазинах. Растущая  любовь к чаю привела к тому, что в течение XIX века потребление этого напитка в Англии выросло в несколько  раз. Чаепитие перемещается  из домов и кофеен в сады, получившие название «чайные сады». К концу XIX столетия английское чаепитие обросло различными правилами: был создан целый ритуал, разработаны специальные наряды для чаепития, строго определено количество посуды в сервизах и набор угощений.

Между тем к началу XVIII века атмосфера в кафейных домах  начинает менятся. В  погоне за прибылью владельцы начинают  продавать спиртные напитки, тем самым привлекая разношерстную публику. Как следствие, интеллектуалы предпочитают  объединяться в литературные клубы, в  то время как джентльмены удаляются  под покров элегантных клубов Pall Mall и St. James's. Еще одним фактором, способствовавшим  переменам, было появление  библиотек, предлагающих посетителям самую разнообразную литературу. В течение недолгого времени кофе еще пользуется популярностью среди буржуазных слоев, однако стремительно вытесняется чаем. К концу XVIII века культура кофе приходит в упадок и не  возрождается  до начала XX века.

Бум растворимого кофе

В 1906 году историяю кофе ждет, на мой взгляд,  весьма трагический поворот.   Английский химик Джордж Констант Вашингтон, живший в Гватемале, разрабатывает первый растворимый кофе, пригодный к массовому выпуску.  Не пройдет и нескольких десятилетий, как вываренная и высушенная кофейная пыль, полученная из низкосортных отбракованных зерен и обогащённая ароматизаторами, стабилизаторами, вкусовыми добавками, а также  искусственным кофеином, с помощью огромных денег на рекламу выиграет войну за потребителя с натуральным кофе.

Я не стану утомлять вас рассказом о плохом кофе. Замечу лишь, что совсем недавно  доля растворимого кофе в общем объеме потребления в Великобритании составляла примерно 80%. Только несколько лет назад  сегмент натурального кофе  стал стремительно расти. В британском обществе изменилась культура потребления кофе -  стал заметно увеличиваться спрос на кофе в зернах и на молотый кофе.  Совсем недавно, буквально за последние пять лет, в Великобритании появились кофейные дома  нового поколения.  Независимые кофейни, зачастую самостоятельно обжаривающие  зерна и делающие ставку на свежесть и  высокое качество напитка, стали пионерами возрождения  кофейных традиций Великобритании.

Мне кажется происходит трансформация представлений о кофе в сторону напитка, образующего стиль жизни. Кофе становится не просто утренним напитком бодрости – теперь его употребляют на протяжении дня. Кофе снова вдохновляет артистов, распаляет воображение художников и музыкантов, дает бодрость бизнесменам. Не случайно большая часть кофеен сконцентрирована в деловых районах лондонского Сити и творческих кварталах  восточного Лондона. Не стоит забывать, что именно обеспеченные слои населения и представители творческих профессий  зачастую «диктуют моду», способствуя популяризации различных новшеств.

Безусловно,  первому шагу к возвращению традиций натурального кофе в Великобритании способствовали появившиеся в Лондоне в середине прошлого века итальянские рестораны. Можно по-разному оценивать деятельность  компании «Старбакс», но несомненно то, что они установили достаточно высокий стандарт предлагаемого натурального кофе и разбудили у потребителя  интерес. Эстафету подхватили выходцы из Новой Зеландии и Австралии, где культура кофе традиционно сильна. Именно они  открыли первые независимые кофейни в Лондоне более десяти лет назад. 

Но именно сегодня кофейную революция совершают сами британцы -  большая часть лучших кофеен Лондона принадлежит местным кофеманам.  Заметно выросло  качество предлагаемого продукта –  ставку делают на свежесть обжарки зерен, самое современное оборудование и практически научный подход к приготовлению кофе. За последние пять лет представители Великобритании дважды получали звание лучшего бариста мира, побеждая  в конкурсах  World Barista Championships.  Не удивительно, что население страны продолжает демонстрировать растущую любовь к этому напитку. Возвращая себе звание «нация любителей кофе».  

Известная английская фраза «Два пистолета и один кофе»  уходит корнями в европейскую традицию дуэлей. Суть в том, что проигравшему кофе не понадобится.  Между тем,  поединок за симпатии нации продолжается.

Фото Вадим Грановский

 

 - владелец кофейного бизнеса на острове Бали, публицист. Выращивает кофе Арабика в горах Кинтамани. Разрабатывает собственные методы обжарки кофейных зерен, создавая концепт "живого" кофе.