29 июля 2006, 19:30

Бранко Црвенковский, президент Республики Македония

[ литературная версия ]

БРАНКО ЦРВЕНКОВСКИЙ:

«Мы выбрали путь примирения, путь укрепления межнационального доверия. Мы достигли на этом пути огромного прогресса, и не случайно сегодня многие используют положительный опыт Македонии…»

 

Родился 12 октября 1962 года.
Окончил университет им. Кирилла и Мефодия.
С 1991 года председатель Социал-демократического союза Македонии.
C 1992 по 1998 год возглавлял правительство Македонии.
С 12 мая 2004 года по 12 мая 2009 года президент Республики Македония.

 

Есть такая древняя балканская легенда: когда-то Бог, пролетая над Балканами, рассыпал из мешка все свои драгоценности. И появилось на этом месте нагромождение камней, разобрать которые завещано грядущим поколениям. Вот и растаскивают глыбы народы, исстари населяющие Балканы. Каждый в свою сторону…

Уже много столетий сотни тысяч людей распутывают с оружием в руках тугой балканский узел. В новейшей истории Балкан особенно кровопролитным и жестоким был процесс распада Югославии.

Лишь немногим народам удалось избежать трагедии войны. Среди них — македонцы. Но понять судьбу этой страны невозможно вне контекста трагической истории Балкан — истории, в которой потерь больше, чем обретений…


Мы в Скопье. Наш собеседник — президент Республики Македония Бранко Црвенковский.

 

 

Михаил ГУСМАН: В Македонии практически не было войны, и ваша страна в этом плане оказалась более счастливой сестрой по отношению к ее соседям, к другим бывшим югославским республикам. Что, на ваш взгляд, послужило причиной того, что кровопролития удалось избежать?

Бранко ЦРВЕНКОВСКИЙ: Я бы хотел выделить одну, самую важную, на мой взгляд, причину — это политика, которую мы в тот период решили проводить. Я убежден, не существует такой сильной армии, которая могла бы исправить ошибки неправильной политики. В период распада Югославии мы, как государство, не имели ни достаточной военной мощи, чтобы заставить другие государства принять нашу позицию, ни, что гораздо важнее, политического решения крайне запутанных проблем на Балканах.

 

Уже в начале XIX века Македония отличалась исключительной этнической пестротой. Национальное самосознание формировалось трудно: ведь, по существу, македонцы находились в зависимости не столько от турок, сколько от своих «братьев по вере» — греков и «братьев по языку» — болгар. Попытки деятелей национального просвещения создать македонский литературный язык, народную школу, македонское книгопечатание, ввести богослужение на македонском языке наталкивались на искреннее непонимание: какой македонский язык? Ведь есть же болгарский! Какое богослужение на македонском языке? Ведь наши предки со времен Византии молились по-гречески! Македонских учителей избивали и бросали в застенки, национальные школы закрывали. И все же, в середине XIX века македонский язык уже стал языком поэзии... Автор этих строк Константин Миладинов, выдающийся деятель македонского просвещения, погиб в турецкой тюрьме.

Были бы крылья орла — ими взмахнуть бы

Чтобы полётом к родимой стране переметнуться.

До наших мест мне рукой здесь подать вкруг,

Чтоб Истанбул да с Курушем мне повидать вдруг.

Свидеть, а греет ли солнце, как встарь, там,

Светит ли мрачно оно точно так, как здесь в дар нам.

 

Б.Ц.: Македония — это государство с богатым культурно-историческим прошлым, которым мы все гордимся по праву. И не только гордимся, но и бережем, сохраняя его ревностно не только для себя. Мы хотим демонстрировать наше культурное богатство всему миру, всем гостям, которые приезжают в Македонию.

 

«Если в Европе начнется война, — сказал как-то Бисмарк, — то она начнется из-за какой-нибудь проклятой глупости на Балканах».

В начале ХХ века, точнее, 28 июня 1914 года в Сараево сербский студент Гаврило Принцип застрелил престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу. Убить одного из Габсбургов, развязать национально-освободительную войну за независимость родины, входившей в те годы в состав Австро-Венгрии — такую задачу ставили перед собой сторонники Гаврилы Принципа. А в результате Австрия объявила войну Сербии. Сербов поддержала Россия. Австрийцев — Германия. Началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 миллионов солдат. Пророчеством обернулись слова Бисмарка: «Балканы — пороховой погреб Европы».

В конце ХХ века — на Балканах вновь война. Льется кровь в Косово. Стреляют в Боснии. Минируют дороги в Хорватии. Взрывают мосты в Сербии. Балканский «пороховой погреб» вновь держит Европу в напряжении.

 

Б.Ц.: Тогда было бурное время, время больших перемен, не только в Македонии, но и шире — в Европе: осуществлялся переход от одной системы к другой, впервые вводилась многопартийная демократическая система, необходимо было перестроить ранее налаженные связи и отношения. Что касается республик бывшей Югославии, теперь независимых государств, то тут была своя специфика. К сожалению, процесс распада бывшей Югославской Федерации начал развиваться по наихудшему сценарию.

 

Лидеры новых независимых балканских государств рассказывали «Формуле власти» об истоках балканского конфликта. Теперь уже бывший президент Словении Милан Кучан 12 лет возглавлял свою страну. Это в годы его президентства удалось избежать кровопролития. Словения в 1991 году первой объявила о выходе из состава Югославии.

Милан Кучан: «Югославия была прекрасной страной. Очень много красивых мест в бывшей Югославии. И в этой Югославии жили прекрасные люди; если все это учесть — наверное, что-то не так было с политикой, именно эта политика привела к тому, что Югославия фактически перестала существовать намного раньше, чем начался ее формальный распад в результате плебисцита в Словении, обретения ею самостоятельности и, к сожалению, войны. Войны, которая в Словении, правда, продолжалась всего лишь десять дней. Но это была настоящая война».

Еще в 1974 году в Югославии была принята новая Конституция, на основании которой каждая республика имела право на самостоятельность. Именно эта Конституция 1974 года, четко закрепляющая границы федеративных республик Югославии, и стала «яблоком раздора» в конце 80-х годов прошлого века, когда у некоторых югославских руководителей появилось желание сделать республиканские границы государственными.

В 1991 году федерацию покинула и Хорватия. Началось политическое противостояние. И Милошевич в Сербии, и Туджман в Хорватии планировали расширить границы своих стран за счет Боснии и Герцеговины. О причинах и начале конфликта рассказывал нам президент Хорватии Стипе Месич, бывший в те времена оппозиционером.

Стипе Месич: «Югославия могла существовать как государство при трех интеграционных факторах. Это Тито, который имел харизму, с одной стороны, с другой — это коммунистическая партия в качестве многонационального фактора, и с третьей стороны — это югославская армия. Но Тито умер, республики ориентировались на национальный фактор. А что касается армии, она перешла на сербскую сторону. Милошевич хотел воспользоваться исчезновением Югославии, или, правильнее сказать, переходом Югославии на ступень конфедеративного устройства. Милошевича не интересовала ни конфедерация, ни федерация. Он стремился к образованию Великой Сербии, и армия в этом смысле оказала ему поддержку». Война была жестокой и кровопролитной. За годы противостояния пострадали свыше одного миллиона человек, более 200 тысяч убито. Было разрушено 80 процентов промышленных предприятий.

Так, в самом начале 90-х годов, Македония оказалась в непосредственной близости от очага нового военного конфликта, потрясшего Европу. И все же, к счастью для македонцев, немного в стороне… В составе прежней Югославии Македония считалась одной из самых бедных аграрных областей, и к независимости не стремилась. Лишь когда распад югославской федерации стал необратим, власти республики, вслед за Словенией и Хорватией, объявили о выходе из Социалистической Федеративной Республики Югославии. Стимулом к отделению отчасти был страх перед притязаниями Сербии, которые уже не сдерживались ее давней соперницей — Хорватией. В сентябре 1991 года в Македонии провели референдум. 75 процентов голосов были отданы за суверенитет страны. Лишь албанское меньшинство бойкотировало референдум. Итог — Македония стала независимым государством.

 

М.Г.: Вы, господин президент, один из самых молодых президентов в Европе, а также вы были самым молодым премьер-министром. Если мне не изменяет память, вам тогда не было и тридцати лет. Что вас подтолкнуло все-таки выбрать политическую стезю, что толкнуло вас в политику?

Б.Ц.: Тогда Македония столкнулась с трудной задачей, с одной стороны, изменить общественно- экономическую систему, ввести либеральную экономику, свободный рынок, провести приватизацию. С другой стороны, начать и успешно продолжить процессы международного признания самостоятельности страны до полной независимости. В обществе существовала уверенность, что такую ношу легче вынести на своих плечах именно молодым людям, не отягощенным грузом прошлого, у которых много энергии и энтузиазма. Поэтому в тот период не только я, а большая группа молодежи, попробовала себя в политике.

 

Рассказывает бывший президент Сербии и Черногории Светозар Марович: «Каждый здесь, на балканской земле, хочет быть победителем, а компромисс предполагает, что победа достанется всем. Смешение народов на этой территории — это история. За эту территорию сражались могучие силы, великие империи. Вам просто необходимо было быть победителем для того, чтобы защитить себя, свою веру, культуру, так что для компромисса в нашей истории было немного места. Мы только сейчас учимся идти на компромисс, и я один из последователей идеи, что достижение взаимоприемлемого решения и есть самая большая победа».

Балканы — лоскутное одеяло наций и народностей. То, что этот полуостров станет ареной противоборства культур и цивилизаций, было определено исторически. Именно в этой части Европы соприкоснулись региональные системы Ближнего Востока, Евразии и Европы, здесь столкнулись христианство и ислам, православие и католицизм. Проблема нетерпимости остро обозначилась в начале 90-х. Подобно выстрелу Гаврилы Принципа в Сараево, вновь чиркнула спичка — произошло событие, развязавшее новую войну. Этот знаковый сюжет в новейшей истории Балкан называется «Свадебная бойня»: во время свадебной процессии возник конфликт сербов и мусульман. Отец жениха, несший сербское национальное знамя, был убит. В ответ сербская община возводит в Сараево баррикады. Появляются первые жертвы.

В результате этой войны 600 тысяч сербов, 800 тысяч мусульман, 300 тысяч хорватов стали вынужденными переселенцами! 50 процентов населения страны получило статус беженцев или перемещенных лиц.

 

Б.Ц.: Македонцы — единственные, кто ни с одной из республик бывшей Югославии, ставших теперь независимыми государствами, не имел каких-либо нерешенных серьезных вопросов или конфликтных ситуаций. Основной причиной такого благоприятного для страны развития событий явилась сбалансированная внешняя политика Македонии, даже в те тяжелые времена мы последовательно и принципиально проводили внешнеполитический курс на взаимное уважение, а не навязывание своих решений, тем более силой.

М.Г.: Когда вы, господин президент, рассуждали о том, как Македонии удалось избежать военных, межнациональных конфликтов, вы говорили, прежде всего, о политике, но мне подумалось, что, может быть, что-то определяет и характер самих македонцев. Какие черты характера являются сегодня чертами типичного македонца?

Б.Ц.: Не могу сказать, что македонскому народу присущи какие-то исключительно ему свойственные черты. Но я бы отметил следующее: для нас характерны осторожность, трудолюбие и терпение. Эти качества доминируют в формировании нашего коллективного сознания, они позволяют македонцам не впадать в эйфорию, не спешить с принятием спонтанных решений, с виду привлекательных, но которые в последствии могут оказаться контрпродуктивными, ведь за такие ошибки придется дорого заплатить. Думаю, что осторожность и терпение — это те характерные черты, которые в целом помогают македонцам выживать как общности.

 

Македонцы — граждане независимой Республики Македония. Сегодня их чуть более двух миллионов, и вот уже почти 15 лет они борются за право своей страны называться Македонией. Сразу после признания независимости возникли осложнения с соседней Грецией, ведь одна из греческих провинций тоже носит название Македония. Афины протестовали против того, чтобы славянская страна носила эллинское название, и требовали, чтобы название было дополнено словами «славянская» или «вардарская», по главной реке Вардар, что пересекает всю Македонию.

 

Б.Ц.: Наша позиция, как исходная, так и нынешняя, и будущая такова: Республика Македония и наш народ имеют неприкосновенное суверенное право выбирать себе название, такое же право, какое имеет любая другая страна в мире. Мы не претендуем на понятие «Македония» в историческом и географическом смысле, и не считаем, что только у нас есть эксклюзивное право пользоваться этим названием. Им могут пользоваться и другие, в том числе и Греция в том объеме, в каком она считает нужным. Но заметьте, несмотря на этот спор, мы никогда не замораживали отношений и сотрудничества с Грецией. Более того, оно развивается во всех сегментах, во всех сферах.

М.Г.: Я думаю, что если бы Александр Македонский тогда знал, какие проблемы возникнут с наследованием его имени, он бы тогда заранее дал соответствующее указание, как следует этим именем распорядиться.

Б.Ц.: Да, возможно. Раз вы вспомнили Александра Македонского, или период античной Македонии, могу сказать, что это — историко-культурное наследие, которое принадлежит всему человечеству. Ни один народ, ни одно государство сегодня не могут утверждать, что эта часть истории принадлежит только ему, и, что никто другой на земном шаре не может им пользоваться. Это богатство всего человечества, и все мы должны им гордиться, а не присваивать его себе или претендовать на эксклюзивное право.

М.Г.: Именно на территории Македонии находится древний город Охрид с православными святынями. Там вершили свое великое дело Кирилл и Мефодий. Какова роль этих священных мест в жизни современных македонцев?

Б.Ц.: Мы испытываем большой пиетет к Охриду, ведь этот город так много значил в истории. В Охриде большое число церковных святынь. Там находился первый славянский университет. Источник славянской письменности находится в этих краях. Это то, чем мы дорожим и чем мы хотим поделиться со всеми остальными народами мира.

 

Именно здесь, на берегу Охридского озера — жемчужины Балкан — выдающийся славянский просветитель Святой Климент основал Охридский монастырь, который стал одним из крупнейших центров славянской письменности и просвещения. После принятия христианства монахи Климент и Наум, ученики Кирилла и Мефодия, перевели христианскую Библию на диалект македонских славян. Македонское архиепископство в Охриде стало религиозным центром, из которого письменность на кириллице и православная вера распространялись по всей Сербии, Болгарии и Киевской Руси.

 

Б.Ц.: Нас, македонский и русский народы, связывает глубокая историческая дружба. И сегодня речь не идет о том, чтобы заново налаживать сотрудничество между нашими странами. Существует надежная база, мы на нее опираемся в наших отношениях. Могу сказать, что Российскую Федерацию в Македонии воспринимают как большого друга, как страну, с которой сами граждане, а не только политики, искренно хотят развивать добрые отношения.

 

29-30 августа 2003 года в древнем городе Охрид в Македонии проходил региональный форум стран Юго-Восточной Европы «Диалог цивилизаций», на котором было принято Охридское Послание. В этом Послании записано: «Оставить в прошлом войны, разрушения и этнические чистки и вступить в новую эпоху диалога, взаимопонимания и примирения».

Уже пять лет Македония живет по новой конституции. Раньше это была страна одной титульной нации, теперь в законодательстве закреплено понятие «македонский народ». Все исповедуемые религии, в том числе, ислам, уравниваются в правах с православием.

 

Б.Ц.: Мы выбрали путь примирения, путь укрепления межнационального доверия. Я должен сказать, что за минувшее время, вплоть до сегодняшнего дня, мы достигли на этом пути огромного прогресса, и не случайно сегодня многие используют положительный опыт Македонии, как пример для подражания.

 

Сегодня лидеры молодых балканских государств открыто демонстрируют своим народам необходимость межнациональной терпимости, ведь Балканы продолжают оставаться взрывоопасным регионом. Говорил об этом президент Хорватии Стипе Месич: «Мы хотели бы, чтобы наши граждане сербской национальности, которые бежали в Сербию во время войны, как можно скорее вернулись в Хорватию, тем самым Хорватия подтвердит зрелость своей демократии, докажет, что она является правовым государством. И по сути дела мы подтвердим мнение тех, кто всегда говорил, что эта война была совершенно бессмысленной».

Бывший президент Сербии и Черногории Светозар Марович: «Вместе с другими политиками из Сербии и Черногории я настаивал на том, чтобы сделать попытку примириться с прошлым. Путем взаимного извинения мы с господином Месичем открыли новую страницу в отношениях Сербии и Черногории с Хорватией». С 2006 года не существует государства Сербия и Черногория. Светозар Марович войдет в историю как последний его президент. Разделением Сербии и Черногории в целом фактически завершился многолетний период мучительного распада Югославии.

 

М.Г: Я хотел бы коснуться еще одной темы, связанной с конфессиональным миром. Как строятся отношения с албанской общиной и как в целом выстраиваются отношения между православными и мусульманами в вашей стране?

Б.Ц.: В Македонии вы можете увидеть на религиозном празднике, неважно мусульманском или православном, глав этих церквей рядом, они часто обращаются с совместными посланиями к гражданам. Это большая ценность, которую мы должны беречь. Я уверен, что ключ к стабильности нашего государства, перспективам нашего общества в том, чтобы все граждане любили и уважали наше государство и воспринимали его, как свое.

М.Г.: В конце нашего разговора, господин президент, мы всегда задаем нашим собеседникам один и тот же вопрос. И позвольте также вам его задать. Какова на вкус вот эта странная штука под названием «власть»?

Б.Ц.: Власть очень привлекательна. Но как любая привлекательная субстанция, она очень опасна, потому что может стать заразной, и самое плохое, с чем может столкнуться человек, который находится на высоком государственном посту, то есть у власти, это когда он не видит разницы между властью, как средством осуществления какой-то идеи, программы и властью, которая становится самоцелью. Нет граждан первого или второго сорта, ни у кого нет преимущественного права решать судьбу, будущее Македонии. Это наш общий дом, он принадлежит всем нам. Мы серьезно работаем над этим. У нас, конечно, возникают проблемы, сложности, но те результаты, которых мы уже достигли, свидетельствуют о том, что мы выбрали правильный путь.

 

Сегодня молодые, независимые балканские государства строят свое будущее в сердце Европы. Каким оно будет? Что ждет македонцев и их соседей в XXI веке? Они разделены государственными границами, но всех их объединяет прекрасная цветущая земля, на которой они живут. Балканский полуостров фантастически красив! Здесь природа умудрилась сохранить свое первозданное величие. Краски чисты. Формы естественны. И над всем этим — умиротворение и покой. В этом краю самой природой задуман Мир, в котором нет, не должно и не может быть войны. Хочется верить, что новое, совсем юное поколение сербов, хорватов, македонцев, албанцев, словенцев, босняков, родившееся после войны, будет воспринимать Балканы, как свой общий дом, который так нуждается в любви и заботе.

 

2006 г.

 

 

©  ИТАР-ТАСС
©  М. Гусман

Все права защищены

Любое копирование и воспроизведение текста, в том числе частичное и в любых формах, без письменного разрешения правообладателей запрещено.
Любое использование видео и аудио материалов, в том числе частичное, без письменного разрешения правообладателей запрещено.
Цитирование разрешено со ссылкой на программу "Формула власти".

тел. +7 (499) 791 0307, 791 0308, 791 0310; факс: +7 (499) 791 0303
rusmarket@itar-tass.com