Во времена СССР Грузия считалась одной из самых коррумпированных республик, поэтому тогда часто полушутя-полусерьезно говорили о том, что в Грузии нет Советской власти. Но и в постсоветский период - до 2003 года - Грузия по всем показателям занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества и бюрократизма в органах власти. Особенно сильно взяточничество распространилось в дорожной полиции, системе высшего образования, в сфере таможни, энергетики и судопроизводства.
В 90-е годы и в период до "революции роз" (ноябрь 2003 года) в период правления Эдуарда Шеварднадзе были кампании против коррупции, но они носили эпизодический и порой показной характер. Расцвет коррупции и тяжелые экономические условия в период экономических трудностей 90-х годов стали факторами, приведшими к массовому отъезду из республики сотен тысяч жителей в РФ, Украину, Грецию, Израиль, Германию, США и другие страны.
После "революции роз" и президентских выборов января 2004 года новые власти во главе с президентом Михаилом Саакашвили объявили политику "нулевой толерантности" к коррупции и преступности. За год-два были проведены реформы – сокращено число министерств и госслужащих, обновлены и "омоложены" профессиональные кадры. Вместе с тем, в 10-15 раз были повышены зарплаты госслужащим. Этот процесс, осуществленный методом "шоковой терапии", вызвал недовольство той части госслужащих, которые попали под сокращение, но это не привело к каким-либо масштабным акциям протеста. Более того, у немалой части населения подобные меры властей вызвали одобрение.
В рамках борьбы с коррупцией в 2004-2005 годы был принят ряд законодательных актов, которые упрощали процедуру задержания чиновников, подозреваемых в коррупционных действиях, и предусматривали конфискацию их собственности, если они не могли доказать законность ее приобретения. Были произведены аресты ряда бывших и действующих высокопоставленных госчиновников. После заключения процессуальной сделки многие из них были освобождены из-под стражи, выплатив определенные средства в бюджет. Часть арестованных была осуждена. Правда, часть оппозиции заявляла о том, что эти действия носили выборочный характер.
Реформы проводились в течение последних 5-7 лет, в частности, в системе МВД, службах государственного и гражданского реестра, и особенно в системе образования. Реформа одной из самых коррумпированных систем в Грузии – дорожной милиции - была осуществлена мгновенно и радикально – летом 2004 года в один день из рядов тогдашней дорожной полиции (бывшее ГАИ) было уволено более 15 тысяч работников и создана совершенно новая структура – патрульная полиция. Отбор сотрудников в эту структуру проводился очень тщательно. Полиция получила самую современную технику, ее сотрудники были обеспечены хорошей по местным меркам зарплатой - в 5-6 раз больше, чем прежде. В МВД была создана генеральная инспекция, занимающаяся внутренним служебным расследованием фактов взяточничества.
Была развернута борьба с организованной преступностью за искоренение института "воров в законе": в советское время и до 2003 года почти половина от общего количества "воров в законе" в бывшем СССР составляли уроженцы Грузии. Десятки криминальных авторитетов были арестованы, часть "воров в законе" перебралась в страны СНГ или в Западную Европу. Были приняты законы, в соответствии с которыми "воров в законе" можно привлекать к ответственности не только за конкретные преступления, но и за то, что они публично признают себя "ворами в законе". Эти меры оказали положительное влияние на молодежь, способствуя искоренению у части молодежи моды на т.н. "воровские понятия" и тяги к "воровской жизни".
Реформы позволили создать профессиональную полицию, ориентированную на оказание услуг гражданам, что существенно повысило доверие населения к стражам порядка. Опросы и исследования, проведенные в Грузии некоторыми международными организациями, показали, что полиции доверяет 87% населения страны, и что Грузия является одной из самых безопасных стран в Европе. Согласно этим исследованиям, по уровню доверия населения к полиции Грузия заняла первое место среди стран Восточной Европы, а среди всех европейских стран – третье. Оказалось также, что 87% населения Грузии довольны работой правоохранительных органов и выражают им доверие, 96,4% жителей чувствуют себя защищенными от преступлений, а 60% готовы сотрудничать с правоохранительными органами, если окажутся свидетелями преступления.
Важным шагом в борьбе с коррупцией стало введение практически во всех структурах принципа "одного окна", что уменьшило до минимума бюрократические барьеры и проволочки. Этот принцип действует, в частности, в Агентстве обслуживания МВД Грузии, которое выполняет множество различных функций, таких как прием жалоб от населения, выдача водительских удостоверений и различных справок, а также постановка на учет автомобилей. Получить права, переоформить автомобиль теперь можно за считанные минуты. В 2008 году начала действовать программа электронного документооборота, что дало возможность гражданам страны в максимально сжатые сроки получать все необходимые документы - от свидетельства о рождении и удостоверения личности до сертификата о регистрации предприятия.
Реформы были проведены и в таможенном ведомстве, где до 2004 года был очень высок уровень коррупции. В 2004-2005 гг. в этой системе были произведены многочисленные кадровые перестановки, аресты сотрудников, причастных к правонарушениям, что широко освещалось в СМИ. Были случаи, когда в ряде пунктов таможенного контроля были уволены практически все сотрудники, значительную часть их арестовали и предали суду.
Подверглась реформе также система образования - взяточничество там было искоренено. Вместе с тем, положение дел в образовании устраивает далеко не всех. Значительная часть общественности, признавая успехи в борьбе с коррупцией, вместе с тем, считает, что цены на обучение в вузах непомерно высоки и недоступны для значительной части семей. Приходится либо брать кредиты и влезать в долги, либо бросать учебу.
То же самое касается и отношения общественности к реформам в энергетике и газоснабжении: признаются эффективные действия властей в борьбе с коррупцией и одновременно звучит критика в их адрес в связи с очень высокими расценками на электроэнергию и газ для населения. По мнению многих в Грузии, успехи в борьбе с коррупцией отнюдь не следует считать свидетельством того, что жизнь большинства населения улучшилась.
29 февраля представители оппозиционных фракций парламента обвинили президента Михаила Саакашвили и членов его политической команды в коррупции. Депутат-оппозиционер Георгий Цагареишвили с трибуны парламента передал Саакашвили фотографии роскошных домов, которые, по его словам, "принадлежат разбогатевшим министрам нынешнего правительства". Цагареишвили заявил, что в 2001 году, будучи министром юстиции, Саакашвили на заседании правительства передал тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе фотографии фешенебельных домов министров правительства. "А теперь я показываю вам дома разбогатевших членов вашей команды", - сказал Цагареишвили и передал президенту фотографии, на которых по его словам, запечатлены дома нескольких нынешних высокопоставленных лиц.
Оппозиционный депутат Джонди Багатурия на сессии представил декларацию об имуществе и доходах Михаила Саакашвили, заполненную им в феврале 2004 года – через месяц после первого избрания на пост президента. Багатурия сказал, что "тогда у Саакашвили была очень скромная собственность". "Сейчас Саакашвили и члены его семьи являются очень богатыми людьми, которые контролируют нефтяной бизнес, золотодобычу, владеют рядом СМИ, несколькими бальнеологическими курортами и вузами, все это происходит на фоне роста нищеты в стране", - утверждал Багатурия.
В ответ на это прямо в ходе сессии Саакашвили заявил, что "эти обвинения носят лживый характер и являются попыткой любой ценой дискредитировать нынешние власти". Он сказал, что "никто из министров нынешнего правительства не построил для себя дома, как это делали члены правительства Шеварднадзе".
"Члены нынешнего правительства Грузии богаты тем, что под их руководством и в результате их работы строятся новые объекты для страны, благоустраиваются города и курорты Грузии", - отметил он. Несмотря на это, представители оппозиции продолжают утверждать, что в стране имеют место многочисленные факты элитной коррупции и обогащения высокопоставленных должностных лиц. Оппозиция считает, что реформы антикоррупционного характера реально не привели к улучшению жизни населения.
Политические баталии на эту тему будут особенно острыми во время предвыборной кампании (выборы в парламент Грузии намечены на октябрь). Оппозиция обещает в случае смены власти исправить положение. Однако правящая партия "Единое национальное движение" также тщательно готовится к выборам, заявляя о своей уверенности в победе.