21 декабря 2012, 12:41

Усыновление. Дети как стратегическое сырье

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС

Из 650 тысяч сирот в 2011 году по данным Минобрнауки усыновлено всего 10816 человек

Череда трагедий с усыновленными детьми в последние годы потрясает российское общество. Ужасает жестокость приемных родителей, равнодушие надзорных органов, загадочность судейских решений в отношении родителей-убийц.

Раздражает факт, что в стране, для которой решение демографической проблемы – путь к выживанию, тысячи детей отдаются за рубеж. Только за 2011 год иностранные граждане усыновили 3400 человек. Возможно, у многих судьба сложится счастливее общеизвестных примеров, но от трагических исключений (а исключений ли?) ни один малыш не застрахован.

Предлагается множество решений... А давайте запретим злым американцам усыновлять наших детей! Отлично! Давайте! А куда их тогда? И снова находятся гениальные демографы: А давайте их... на Кавказ! Да-да, пусть сироты с северных регионов и с Дальнего Востока воспитываются в кавказских семьях! Оно конечно, принято считать, что кавказцы безмерно гостеприимны, но распространится ли их гостеприимность на детей-христиан?

А давайте еще что-нибудь придумаем, денег, что ли, дадим...

Господа! А почему все как загипнотизированные повторяют, что детей надо усыновлять? Что любая, даже самая плохая семья лучше? Что в детских учреждениях детям обязательно невыносимо?

Детские дома, даже в их теперешнем, далеко не благополучном состоянии, нередко выпускают порядочных людей, настоящих граждан своей страны, прекрасных родителей. Значит, дело в людях, в педагогических кадрах?

А как же глыбы советской педагогики – Макаренко, Шацкий, Сухомлинский? Как им удавалось сделать так, что в их детские заведения просились из вполне благополучных, полных семей?

Историки педагогики приводят каверзный аргумент: «А знаете ли вы, что 80% воспитанников Макаренко попало в тюрьму? Не работает метод...» А знаете ли Вы, уважаемые ученые-педагоги, сколько в те времена садилось невинных и честных людей, в 30-е-то годы?

«Что делать, - возражают чиновники от педагогики, - перевелись Макаренки на Руси... Исчезли... Надо усыновлять... Ведь ласка и любовь...» Постойте! А как же современные педагоги-новаторы Щетинин, Католиков, Лабор? Они и в наше время достигают, казалось бы, невозможного. И к ним пытаются устроить своих детей вполне благополучные родители.

Государство в свою очередь немало тратит на финансирование детских учреждений. Так на содержание одного ребенка в детдоме положено 31-55 тысяч в месяц, т.е. не менее 1 тысячи рублей в день. Если учесть, что в стране на начало года было 650 тысяч сирот, то деньги выходят солидные.

Вообще из 650 тысяч сирот в 2011 году по данным Минобрнауки усыновлено всего 10816 человек. Значит, усыновление не решает проблему во всей полноте, это только один из выходов, причем далеко не самый эффективный. Будущих усыновителей завлекают пособиями, выплатами, доплатами. Создается ощущение, что современная система усыновления – по сути, прием на работу на должность родителя. Так почему искать педагогов-любителей, а не профессионалов, годами работающих с детьми?

Может быть, надо развивать опыт передовых детских учреждений? Может, предоставить дело педагогам, а не чиновникам? Дать карты в руки тем же ученикам Щетинина и Католикова, поручив расширить до масштабов страны работающую педагогическую систему?

Попросту надо признать, что в сфере усыновления, особенно усыновления иностранными гражданами, в нашей стране существует мощное лобби, рассматривающее сирот как стратегическое сырье, товар на продажу. Оно изолирует специалистов в данной теме от людей, принимающих по теме решения. Гораздо интереснее отдать ребенка иностранцу, ведь иностранцы имеют чарующее свойство расплачиваться за услуги валютой. По некоторым данным усыновление ребенка в России через агентство обходится иностранному гражданину в 40-60 тысяч долларов. А что взять от хорошего, образцового детского дома? Одна головная боль. А ее, как известно, принято перекладывать подалее от себя... скажем, в те же Штаты...