11 марта 2013, 10:34

К Прощеному воскресенью путь не только через Масленицу

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС

Нынешнюю агрессивность в обществе чаще всего вызывают алкоголь, наркотики и даже шоппинг

Несмотря на январские морозы, сегодня началась неделя Масленицы - праздник проводов зимы.

Хоть церковь и осуждает сжигание чучел как языческий обряд, бойкие торговцы уже выставили на подмосковных шоссе ряды красочно разодетых кукол. Такие чучела Зимы народ будет под музыку сжигать на площадях, греться у костров и предвкушать приход весны. А вкушать, конечно же, блины. Круглые и румяные, они со времен древней Руси олицетворяли языческого бога солнца Ярило, которого наши предки призывали прогнать злую зиму. В течение недели в городах и весях России будут проходить народные гулянья, ярмарки, катания на лошадях. Завершится Масленица Прощеным воскресеньем - это уже праздник церковный.

Многовековая церковная традиция просить друг у друга прощения возникла в те времена, когда в Египте и Палестине монахи на время Великого поста в одиночестве уходили молиться в пустыню, прощались с собратьями по вере, примирялись друг с другом, чтобы вступить в Великий пост с миром в душе.

Пустынь в России нет, живем в основном скученно, но в Прощеное воскресенье кто искренне, кто иронично просит у родственников и друзей прощения за возможные обиды. А потом жизнь несется своим чередом, все спешат решить свои проблемы, толкаются локтями, и некогда остановиться, задуматься – а не задел ли ты кого на высокой скорости, не причинил ли делом, словом, жестом боль доброму знакомому или постороннему человеку.

Вот, к сожалению, и получается: погулял на Масленицу - извинился в Прощеное воскресенье, формальности, значит, соблюл, и - еще год копи обиды.

"Нынешнюю агрессивность в обществе чаще всего вызывают алкоголь, наркотики и даже шоппинг", - сказал ИТАР-ТАСС председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин. По его словам, делая дорогие покупки, многие люди кичатся перед окружающими своими возможностями, демонстрируют собственную исключительность. Гордость материальным достатком оправдывает неправые поступки.

Почему-то внешняя успешность побуждает некоторых людей вести себя вызывающе высокомерно, ставить собственные прихоти выше норм морали и интересов окружающих. Не отсюда ли участившиеся случаи дебошей в самолетах, когда подвыпившие купчики устраивают драки с угрозой для жизни сотен авиапассажиров? Видимо, психологически они настраивают себя примерно так: "Вот я лечу на курорт. Я крутой, я богатый, пью "Мартель", а мне тут кто-то будет замечания делает?"

Или хамство на дорогах, особенно заметное со стороны шикарных иномарок. Скромные на их фоне "лады" и "форды" отечественной сборки, впрочем, стараются соответствовать. Результат плачевен: в праздничные дни или перед выходными на сотне километрах Киевского шоссе, например, можно увидеть две-три драматических аварии. Спешили к теще на блины?

Или недавний случай, когда на парковке в Нижегородской области не разъехались два внедорожника, водители поспорили. Итог ссоры: 24-летний бизнесмен застрелил из травматического пистолета 51-летнего детского кардиохирурга, спасшего сотни человеческих жизней.

Откуда такая агрессивность? Ведь дорогой автомобиль – это атрибут благополучия, а благополучные люди в расхожем представлении должны вроде бы быть уравновешенными, сдержанными, уступчивыми.

Нельзя сбросить со счетов и то обстоятельство, что в условиях рыночных отношений сотни тысяч людей работают на "дядю" - хоть на хозяина торговой палатки, хоть на руководителя крупной фирмы. На работе они зачастую испытывают прессинг со стороны начальства, заходят в общественный транспорт или возвращаются домой в состоянии стресса. И вот тут-то начинается выброс негативной энергии. Страдают посторонние люди, бытовому насилию подвергаются близкие, даже дети. А хмурые лица на улицах – не признак ли это скрытой агрессивности?

Возвращаясь из путешествий по странам Запада, российские туристы наряду с культурой материальной часто впечатлены гражданской культурой европейцев. Они улыбаются, встречаясь взглядами, уступают дорогу и благодарят друг друга за это.

В советские времена в магазинах был какой-то особенный день высокой культуры обслуживания. Наверное, работники торговли "переписали" тогда на свой лад смысл Прощеного воскресенья. А в остальные 364 дня года было как-то не до покупателей.

Не уподобляемся ли и мы нерадивым продавцам, когда лишь раз в году просим у ближних прощения за нанесенные обиды? Что нам мешает делать это чаще и круглый год?

Каждый человек от этого способен стать лучше, добрее.

Протоиерей Всеволод Чаплин подчеркивает: "Агрессия – это выплеск внутренней черноты. Снять ее можно только взаимным прощением".

Простите, если что не так.