25 апреля 2013, 19:48

Уроки Сколково: без "бедных родственников"

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС

После ряда скандалов некоторые люди стали сомневаться в полезности этого инновационного центра

Нужно ли нам Сколково? После ряда скандалов, непонятно почему засекреченных результатов расследования Счётной палаты, интригующей истории с беспримерно щедрой оплатой лекций ученого оппозиционного депутата, – после всего этого некоторые стали сомневаться в полезности этого инновационного центра.

Тем более что его разработками полки магазинов как-то ещё не забиты. Да и в собственных пресс-релизах фонд "Сколково" извещает порой, например, о том, как один из его партнёров "представил международному авиационному сообществу… универсальный интерфейс для регистрации авиапассажиров".

Вот, оказывается, для чего на инновационный центр пошли миллиарды – чтобы результатом оказалась несложная компьютерная программа, позволяющая "проводить регистрацию пассажиров на рейсы различных авиакомпаний на любой стойке"!

Отсюда - понятна природа вопросов, касающихся работы иннограда. В том числе и такого, мягко говоря, лобового, адресованного Путину во время "Прямой линии": "Когда разворуют деньги, выделенные на Сколково?"

Президент, над отдать должное, на вызывающий тон вопроса не прореагировал. Заверив, что "разворовывания никто не допустит", он вычленил самую суть – предназначение этого и подобных ему инновационных центров. Это, заявил он, некая попытка создать "элемент инфраструктуры" по продвижению научных разработок. Иначе говоря, выстроить конвейер, в движении которого именно научная идея обрастает прикладными изобретениями, инженерными приложениями, техническими разработками.

А движется этот конвейер на "смазке" из денежных знаков. Для чего и нужен таким инногородам особый финансово-налоговый статус.

Но в проекте "Сколково" же отразилась и главная системная проблема подобных внедренческих центров. Они оказались оторваны от… самой науки! А именно: учёный с открытием, которое нужно ещё понять, оценить, просчитать рыночные перспективы оказывается здесь в одной очереди к инвестициями, что и разработчики интерфейсов!

Вопрос, что инвестору покажется более привлекательным в смысле быстрого возврата вложений, - риторический.

Так для чего создавать особые инновационные зоны, технопарки, иннограды, если там, по правде говоря, как раз учёных-то никто и не ждёт? Не логичнее ли было с самого начала пристроить этот конвейер туда, где рождается основа инноваций, - к научным центрам? Ведь есть академгородки, остались ещё от прежней советской науки. Черноголовка, Протвино, Фрязино, Пущино. Пристрой к этим признанным научным центрам технологический сегмент и бизнес-центр – и работай спокойно!

К сожалению, сделать это зачастую уже невозможно. Та же Черноголовка с научной стороны – важный исследовательский кластер в системе РАН, но со стороны административной – хоть и самостоятельный, но обычный муниципальный центр. А скажем, легендарного Новосибирского академгородка – просто не существует. По факту. Ибо это теперь – просто часть территории Советского района. У которого, естественно, интересы далеко не совпадают с обслуживанием нужд Сибирского отделения Российской академии наук.

В итоге в подобных муниципальных образованиях  царит двоевластие, переходящее в безвластие. Ибо научные учреждения в собственности федеральной, а зато их инфраструктура – в муниципальной. Вместо системы "быт для науки" оказалась наука без быта. А если добавить к этому, что с ликвидацией особого статуса академгородков их земли стали заманчивым объектом собственности. И нужна ли после этого такая наука, которая хоронит лучшие планы девелоперов и риэлторов? Потерять в этих условиях прежние научные центры достаточно легко. И поэтому многие учёные с надеждой встретили вторую часть ответа Путина по поводу Сколково: другие наукограды "не должны оказаться на положении "бедных родственников". 

Но без изменения законодательства этого будет нелегко добиться. Вот и внесли ряд  депутатов не так давно в Государственную думу проект закона "О статусе Академгородков в Российской Федерации". Он предусматривает их выведение из юрисдикции городов, в которых они находятся, с последующим формированием собственных органов власти. Иными словами, из-под муниципальных образований должны быть выделены территории, где сконцентрированы научные и образовательные учреждения и наукоёмкое производство, которые и станут отдельной территорией. В федеральном подчинении.

По сути, речь идёт об объединении наукоградов и академгородков. Науки, инжиниринга, производства. И обслуживающей их жилищной и коммунальной инфраструктуры.

Когда все ученые родственники делают одно дело, деление на бедных и богатых обычно прекращается.