2 октября 2013, 09:00

Справедливость для миноритариев

Фото ИТАР-ТАСС/ADI WEDA
Фото ИТАР-ТАСС/ADI WEDA

Миноритарии считают, что Роснефть экономит на них, так как цена выкупа рассчитана как средневзвешенная стоимость ценных бумаг по результатам организованных торгов за 18 месяцев

Российский рынок все меньше отражает реалии отечественной экономики. То что им движут в основном новости из-за рубежа, стало давно привычным. Для внутрироссийских новостей, влияющих на рынок ценных бумаг, становится все более очевидной тенденция формирования инвестиционных идей, основанных но политической подоплеке и практически всегда с участием государства.

За примерами далеко ходить не надо. Тут и ВТБ с обратным выкупом акций после IPO и Уралкалий, за падением акций  которого явно стоит политика со стороны Белоруссии и России. Последним примером стало решение Совета директоров "Роснефти", который одобрил выкуп обыкновенных и привилегированных акций у миноритариев "РН Холдинга" (ранее ОАО "ТНК-ВР Холдинг") «путем осуществления добровольного предложения о приобретении акций в порядке, предусмотренном законодательством об акционерных обществах».

 Вероятно, сделано это было после замечания Премьер министра. Эта инициатива госкомпании сулит владельцам обыкновенных  акций предложение продать их по 67 рублей за штуку, а  обладателям привилегированных - по 55 рублей, что в целом на 20-30% выше текущего рынка. Однако с предложенной ценой согласны далеко не все.

Многие миноритарии считают, что  Роснефть на самом деле экономит на них, так как цена выкупа рассчитана как средневзвешенная стоимость ценных бумаг по результатам организованных торгов за 18 месяцев и на основании заключения независимого оценщика. В то время как справедливая цена должна бы соответствовать рыночной цене выкупа 95% акций "ТНК-BP холдинга" у мажоритариев, что составляло порядка 110-115 рублей за акцию. В итоге могут быть затронуты интересы миноритариев, среди которых порядка 14 тысяч акционеров-физлиц, немалую часть которых составляют пенсионеры - бывшие сотрудники нефтяной компании Нижневартовска, получившие акции еще во время приватизации, но и простые рядовые инвесторы, которые в очередной раз получили урок «не играть в фондовой рынок».  При этом Минфин прикладывает немалые усилия для совершенствования законодательства, в целях стимулирования граждан покупать ценные бумаги «в длинную».

Действительно, согласно международной практики, справедливая цена для миноритариев может быть ниже чем для мажоритариев, учитывая, что миноритарии ни до сделки, ни после не оказывали существенного влияния на политику и стратегию ТНК-ВР в силу своей малочисленности. Однако, она вряд ли может быть больше  25% от  справедливой цены "ТНК-ВР Холдинга" в момент объявления сделки год назад, что в абсолютных цифрах означает нижнюю границу в 82,5 рубля. Как мы видим, разница по сравнению с ценой, предложенной компанией невелика, но это может стать «яблоком раздора», который может негативно повлиять на имидж эмитента.

При этом сама ситуация с выкупом акций Роснефти у миноритариев очень напоминает весьма успешную компанию, которую провел Банк ВТБ.

Оба процесса начались с громких политических заявлений. В случае с ВТБ это была инициатива премьер-министра в ходе выступления на форуме «Тройки Диалог». ВТБ был готов потратить 16 млрд рублей ($540 млн),  и честно сделал это,  выкупив акции по «справедливой цене»  - 13,6 копеек за акцию.  Это положительно сказалось на имидже банка, что впоследствии подтвердило успешное SPO.

В случае с Роснефтью напоминание прозвучало на Сочинском инвестиционном форуме, на котором была поднята тема выкупа акций "Роснефтью" и прозвучало пожелание "показать пример правильного поведения". Нефтяной гигант поддержал инициативу, высказав готовность потратить на это 1,5 миллиарда долларов, что само по себе очень хорошо, вот только предложенный им вариант вызвал негативную реакцию ряда миноритариев, ссылающихся на статью 84.7 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которой  выкупив 95% акций нефтяной компании "ТНК-ВР Холдинг", Роснефть должна была предложить остальным миноритариям публичную оферту по справедливой цене на  их акции. Безусловно, каждый имеет право отстаивать свое понимание «справедливой цены». И можно предположить, что ряд миноритариев не согласится на предложение нефтяной компании и будет отстаивать свои права в суде. Подобное развитие ситуации может лишний раз заставить миноритарных инвесторов (среди которых есть и российские и зарубежные институциональные инвесторы, например фонды VTB Asset, Templeton, East Capital, BNP Paribas и Prosperity Capital Management) задумаются о перспективах инвестиций в российские акции.  А учитывая, что в эпоху финансового кризиса политическая стабильность и воля по защите инвесторов ценится не меньше, чем экономический потенциал, может есть смысл ориентироваться на положительный опыт и не «экономить» на инвестиционной привлекательности российского фондового рынка?

 

Петров Валерий - заместитель председателя Правления Института Развития Финансовых рынков