СТОКГОЛЬМ, 14 декабря. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Одиннадцать российских компаний вошли в список 100 ведущих мировых производителей вооружений за 2014 год. Доклад о ситуации в области производства и продажи оружия в мире опубликовал Стокгольмский институт исследований проблем мира (СИПРИ).
РФ увеличивает продажи вооружений
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, отмечается в докладе, Россия в 2014 году продолжала наращивать объемы продаж вооружений. Количество российских компаний, входящих в первую сотню, выросло с 9 до 11, а их общая доля в совокупном объеме продаж за 2014 год составила 10,2%.
В списке "новичков" НПО "Высокоточные комплексы", занявшее 39 место в рейтинге, и концерн "РТИ Системы", разместившийся на 91 строчке. Созданная недавно "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК) сменила на 24 месте концерн "Созвездие", который вместе с другими компаниями вошел в ОПК.
Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" оказался на 11-й позиции, увеличив объем продаж на 23%. Самый большой рост в этой области продемонстрировал "Уралвагонзавод" - 72,5%.
"Объединенная авиастроительная корпорация" заняла в рейтинге 14 место, "Объединенная судостроительная корпорация" - 15, компания "Вертолеты России" - 23, корпорация "Тактическое ракетное вооружение" и "Объединенная двигателестроительная корпорация" - 38, АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" - 45, "Уралвагонзавод" - на 61-й позиции.
"Российские компании оказались на самом гребне волны повышения национальных военных расходов и экспорта вооружений. В первую сотню входит сейчас 11 российских компаний, а совокупный рост их доходов в 2013-2014 годах составил 48,4%", - отметил старший научный сотрудник СИПРИ Симон Веземан.
Объем торговли в целом снижается
Вместе с тем в СИПРИ отмечают, что уже четвертый год подряд объем реализации военной техники первой сотней ведущих мировых производителей снижается. В 2014 году он составил $401 миллиард, что на 1,5% меньше, чем в 2013 году. В основном это произошло из-за снижения объема продаж североамериканских и западноевропейских компаний, в то время как производители из других регионов, входящие в первую сотню, показали рост.
США по-прежнему в лидерах
Американские компании продолжают лидировать по объему продаж вооружений - на их долю приходится 54,4% рынка. Вместе с тем в 2013-2014 гг. объем их продаж упал на 4,1%, что является зеркальным отражением ситуации в 2012-2013 гг.
Среди производителей, выбивающихся из этой тенденции, Lockheed Martin, увеличившая свои продажи до $37,5 миллиардов. По итогам 2014 года она заняла первое место в списке, опередив компанию Boeing, продавшую вооружений на $28,3 миллиарда, что на 4,4 миллиарда больше, чем в 2013 году.
Германия и Швейцария в плюсе
Объемы продаж западноевропейских компаний в целом сократились в 2014 году на 7,4%. Рост показали только Германия (9,4 %) и Швейцария (11,2 %). В ФРГ, в частности, на 29,5% возрос объем продаж подразделения ThyssenKrupp, производящего морские суда.
Украина в аутсайдерах
Авторы доклада констатировали серьезный спад объема продаж вооружений Украиной. Лидер украинской оборонной промышленности - концерн "Укроборонпром" - с 58 места, которое он занимал годом раньше, опустился на 90. Объемы его продаж рухнули на 50,2%. Вторая украинская компания, входившая в список 100 ведущих производителей, - "Мотор Сич" - на этот раз вообще не попала в него.
"Заметный спад продаж украинских компаний был в значительной степени вызван дезинтеграцией из-за конфликта на востоке Украины, потерей российского рынка и падением курса местной валюты", - пояснил Веземан.
Новые производители
В 2013 году эксперты СИПРИ ввели для производителей вооружений новую категорию, чтобы отслеживать развитие компаний в странах, ориентирующих свою экономику в том числе на производство вооружений. В докладе за минувший год в нее попали Бразилия, Индия, Южная Корея и Турция. На их долю в совокупности пришлось 3,7% продаж.
Турция представлена в рейтинге двумя компаниями - Aselsan и Turkish Aerospace Industry. Продажи первой выросли на 5,6%, при этом она опустилась с 66 места на 73 в списке. Вторая вошла в сотню лучших, заняв 89 строчку и увеличив продажи на 15,1%. По словам Веземана, Турция стремится к самообеспечению вооружением и в сочетании с "агрессивной экспортной" политикой это способствует резкому росту продаж ее двух ведущих производителей вооружений.