17 ноября 2017, 05:00
Новая техника ВС РФ

Гонка "стратегов": как Россия и США создавали морской ядерный щит

Подлодка "Владимир Мономах", проект 955. Лев Федосеев/ ТАСС
Подлодка "Владимир Мономах", проект 955

ТАСС рассказывает о драматичной и захватывающей истории атомного противостояния в океане, которое началось с создания стратегических субмарин, вооруженных баллистическими ракетами

17 ноября на северодвинском предприятии "Севмаш" на воду будет спущен "Князь Владимир" — первый корабль модернизированной версии проекта 955 и четвертый в серии атомных подводных крейсеров семейства "Борей" четвертого поколения.

История создания атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, по обе стороны океана была драматичной и захватывающей. Во многом прогресс в подводном кораблестроении определила гонка вооружений между Советским Союзом и Америкой в годы холодной войны. ТАСС рассказывает о том, какой путь развития прошли отечественные и зарубежные подводные "стратеги".

Концепция подводных лодок, вооруженных ракетами, родилась на основе изобретения, сделанного в Германии в период Второй мировой войны: на палубе корабля предусматривалась установка минометных труб. Предполагалось, что стрельба по береговым целям будет осуществляться, когда часть труб будет находиться под водой. ВМС США начали экспериментировать с баллистическими ракетами сразу после войны, используя трофейные германские ракеты V-2.

Создание баллистических ракет для субмарин было начато в США в конце 1940-х годов и значительно ускорилось в середине 50-х. Примечательно, что ставку на ядерное оружие администрация президента США Дуайта Эйзенхауэра сделала в 1954 году, чтобы сдержать рост оборонных расходов: на новую передовую технологию предполагалось затратить меньше средств, чем на закупку целого ряда "обычных вооружений".

В СССР поисковые работы по созданию облика атомной подлодки (АПЛ) начались в 1949 году, когда исследовательский ядерный реактор работал уже четыре года. В 1950-м об этом в конфиденциальном порядке были оповещены некоторые командующие флотами, в первую очередь — Северным.

"Отцом" атомных энергетических установок, научным руководителем всех работ по созданию первой отечественной АПЛ был академик Анатолий Александров (впоследствии президент Академии наук СССР). Внедрением баллистических ракет на лодки первоначально занимались создатель советской ракетно-космической техники Сергей Королев и конструктор надводных и подводных кораблей многих типов Николай Исанин. 16 сентября 1955 года состоялся первый в мире старт баллистической ракеты с дизель-электрической подлодки проекта В611. 

И все же "гонка" подводных вооружений США и СССР началась с разных стартовых условий. Американцы приступили к созданию своей первой атомной лодки Nautilus в 1947 году, ее ходовые испытания начались в 1954-м.

Постановление Совета министров СССР о начале работ над первой отечественной АПЛ вышло только 9 сентября 1952 года. Главным конструктором стал Владимир Перегудов, будущий начальник конструкторского бюро "Малахит". Знаменитый К-3 "Ленинский комсомол" заложили в 1954 году, а четыре года спустя корабль вышел на испытания.

По ракетным технологиям преимущество также было у американцев, хотя и не столь существенное. Практически одновременно в 1960 году США и СССР провели пуски баллистических ракет с кораблей в подводном положении.

Постановление о создании первого советского подводного атомохода с баллистическими ракетами (проект 658) вышло 26 августа 1956 года. Проектирование корабля поручили ЦКБ "Рубин". Руководил процессом будущий генеральный конструктор Сергей Ковалев, его заместителем стал Игорь Спасский, который впоследствии возглавил "Рубин".

Корабль строился на "Севмаше" в Северодвинске. Чтобы ускорить строительство и снизить риски, проект разрабатывался на базе "Ленинского комсомола", хотя, конечно, конструкция корабля была существенно изменена. Лодка имела на вооружении три жидкостные ракеты Р-13 комплекса Д-2. Старт их производился из надводного положения, они поднимались на срез шахты при помощи подъемного стола и лебедки. Заправка горючим производилась перед стартом из специальных цистерн, расположенных в ограждении рубки.

Первый советский ракетоносец создавался практически одновременно с американским головным подводным ракетоносцем George Washington, носителем ракет Polaris. Он тоже разрабатывался на основе уже существующего проекта — торпедного атомохода Skipjack, более того, при постройке первой серии были использованы уже готовые корпусные конструкции.

George Washington был заложен 1 ноября 1957 года и передан ВМС США 30 декабря 1959 года. Его советский соперник — 17 октября 1958 года и введен в строй 12 ноября 1960 года.

В 1960–1962 годах "Севмаш" построил восемь ракетоносцев по проекту 658 с 24 баллистическими ракетами против 80 американских ракет на пяти кораблях типа George Washington. Однако первый советский атомоход превосходил американского собрата в скорости подводного и надводного хода, глубине погружения и боевой живучести.

И все же малое число ракет, небольшая дальность стрельбы и надводный способ старта сильно ограничивали боевую эффективность первых советских ракетоносцев. Поэтому еще до ввода в строй первой субмарины проекта 658 начали разрабатывать его модернизированную версию: лодки переоснащались ракетами с подводным стартом с глубины 40–50 м.

В 1958 году на Северном флоте было создано первое соединение ракетных подлодок — 140-я отдельная бригада в Оленьей Губе (Мурманская область). Эта дата считается днем создания морских стратегических ядерных сил страны.

Подводные ракетоносцы проекта 658М с ракетой, стартующей из подводного положения на дальность 1400 км, представляли по тому времени реальную боевую силу. Часть лодок получила шумопоглощающее покрытие наружной обшивки из специальной резины, которое затрудняло гидроакустическое слежение противника за кораблем. Подобные покрытия были внедрены на советском флоте впервые в мире.

АПЛ первого поколения служили более 30 лет (помимо проектов 627А и 658 к нему относятся проекты 659 и 675 — лодки, вооруженные крылатыми ракетами — прим. ТАСС). На долю первых атомных подводных лодок выпало немало событий со словом "впервые". Поход к Северному полюсу под водой и всплытием там, трансарктический подводный переход, подводная кругосветка группы атомоходов, дальние походы и заслуженные звания Героев Советского Союза для моряков-подводников.

Служба пяти кораблей проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до 1988–1991 годов. Последней в 1991 году спустила военно-морской флаг головная лодка К-19.

В 1960 году Госдепартамент США изучал возможность создать в рамках блока НАТО Многосторонние ядерные силы (Multi-Lateral Nuclear Forces, MLF). Их основу должны были составлять подводные лодки, вооруженные ракетами Polaris. Корабли строились бы на европейских верфях и находились бы в коллективной собственности стран — участниц MLF. Правда, так как США не хотели передавать европейским странам технологии ядерных энергетических установок, подлодки MLF должны были быть дизель-электрическими.

Предполагалось, что 75–80% затрат на создание сил MLF возьмут на себя США и ФРГ, остальными участниками стали бы Великобритания, Греция, Турция, Бельгия и Нидерланды. Однако из-за разницы взглядов на концепцию MLF проект не состоялся. Пока шло обсуждение, позиция Госдепа США изменилась, и американцы стали предлагать под ядерные ракеты не субмарины, а надводные корабли, хотя британские военные указывали на их уязвимость. Так что Великобритания приступила к постройке собственных ракетоносцев системы Polaris. 

В 1964 году американские министерство обороны и флот выдвинули довод, что лучший способ ограничить ущерб от возможного конфликта — перенести большую часть стратегического арсенала США в море. Таким образом, в случае советского удара по носителям стратегического оружия американские города не пострадали бы. Форсированное строительство подводных атомоходов шло по плану развития стратегических наступательных вооружений.

В конце июля 1964 года в состав ВМС США была принята новая ракета Polaris A-3, а в декабре того же года подлодка Daniel Boone, вооруженная этими ракетами, вышла на первое боевое патрулирование в Тихом океане. С дальностью стрельбы на 2500 миль, позволяющей наносить ракетные удары по всем целям, расположенным в Евразии, ракетная система Polaris A-3 впервые стала настоящим глобальным средством устрашения.

Для противодействия в СССР развернули работу по снижению шумности подлодок и увеличению дальности полета ракет до межконтинентальной. Проект 667А изначально предполагался под крупносерийное строительство. Это должен был быть корабль для боевого патрулирования в любом районе Мирового океана, включая Арктический бассейн.

НАТО обозначило проект 667А как Yankee, а количество ракет совпало с тем, что несли субмарины George Washington, отсюда многие решили, что советские проектанты скопировали американский корабль. На самом деле условия эксплуатации продиктовали конструкторам по обе стороны океана два разных подхода.

Одновальные и однореакторные американские ракетоносцы базируются и эксплуатируются в основном в условиях теплого климата и во время патрулирования могут пользоваться базами других стран. Российские ракетоносцы базируются и эксплуатируются в суровых климатических условиях, ориентируются на патрулирование во льдах Арктики, не имея никаких других баз, кроме собственной. Поэтому они двухреакторные и двухвальные. Запас плавучести у наших лодок в два раза больше, чем у ракетоносцев США, что обеспечивает возможность всплытия в тяжелых ледовых условиях и применение ракетного оружия из Арктики, чего ракетоносцы США сделать не могут
Сергей Ковалев
генеральный конструктор ЦКБ "Рубин"

Серия 667А была самой многочисленной среди советских АПЛ. Каждая новая модификация предполагала более совершенный ракетный комплекс и более современное радиоэлектронное вооружение. Уровень шумности от первой (667А) до последней модификации проекта (667БДРМ проект "Дельфин") был снижен в 30 раз!

Причем базовый проект 667А был сконструирован с самого начала таким образом, что не требовал традиционного перерыва для подготовки производства к его новой версии. Поэтому с 1967 до 1990 года было построено 77 ракетоносцев второго поколения по пяти проектам (667А, 667Б, 677БД, 667БДР и 667БДРМ), то есть в среднем больше трех кораблей в год. Ракетное вооружение совершенствовалось от моноблочной ракеты с ограниченной дальностью полета до ракеты с межконтинентальной дальностью полета и с несколькими разводимыми по целям боевыми блоками. 

В начале 1970-х Америка приступила к крупномасштабной программе Trident ("Трезубец"). Создавалась новая твердотопливная ракета с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью и корабль с повышенной скрытностью, способный нести 24 такие ракеты.

Первоначально (в 1966 году) в США решили перевооружить 31 подлодку новой ракетной системой Poseidon. Но уже в 1973 году с первыми серийными ракетами Poseidon возникли проблемы. Некоторые из ядерных боеголовок вообще не могли взрываться.
С кораблей, вооруженных Poseidon, по возвращении на базу ракеты выгружались, разработчики пытались их модифицировать. Начиная с 1979 года эти ракеты стали постепенно заменяться ракетами Trident I. 

С 1976 по 1997 год США построили серию кораблей нового поколения типа Ohio. Первые четыре из них несли по 24 ракеты Trident I. Затем в серию пошел улучшенный проект c 24 более мощными ракетами Trident II. В строй вступило 14 таких подлодок, они и по сей день составляют основу морской компоненты ядерной триады США.

Советский ответ на программу Trident состоял из двух частей.

  • Во-первых, очередное улучшение проекта 667: варианты БДР и БДРМ, которые уже относили к поколению "2+" и даже третьему.
  • Во-вторых, создание системы "Тайфун": крейсер третьего поколения проекта 941 и ракетный комплекс Д-19 с твердотопливными ракетами Р-39. 

Ранее советские конструкторы сосредотачивали усилия на ракетных системах на жидком топливе: оно позволяло достичь лучшего соотношения между стартовой массой снаряда и "забрасываемым весом" (размером и числом боеголовок). Опыт с твердотопливной ракетой был достаточно новым, поэтому новая ракета, не уступая по боевым параметрам американской Trident II, превосходила ее по размерам и массе. Отсюда родилась принципиально новая архитектура корабля по типу "катамаран": два раздельных прочных корпуса были расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. 

Такая конструкция подводных гигантов-"тайфунов" давал им несколько преимуществ. Например, любая авария ракеты не приводила к повреждению корпуса и не угрожала личному составу. Кроме того, авария энергоустановки не отражалась на работе другой в "соседнем" корпусе. Корпуса были соединены в носу, корме и в средней части лодки, давая возможность морякам в случае пожара или затопления одного из отсеков быстро перейти в другой.

Эти корабли вошли в историю как самые крупные подлодки, когда-либо созданные человечеством, обладая надводным водоизмещением 23,2 тыс. т и подводным — 48 тыс. т. Однако экономические трудности в конце 80-х и последовавший за ними развал СССР ограничили число построенных "тайфунов" шестью лодками, последняя из которых вошла в строй в 1989 году.

В конце 80-х — начале 90-х годов Россия и США договорились о масштабном разоружении. Россия приступила к сокращению армии и флота. США также урезали атомные программы. Они построили только 14 из 20 ранее намеченных лодок системы Trident II. Также американцы вывели всю первую серию из четырех кораблей с Trident I из состава ядерных сил, переоснастив их крылатыми ракетами Tomahawk с обычными боеголовками.

Из-за экономических трудностей в 90-е годы оборонно-промышленный комплекс существовал на голодном пайке. Но кораблестроители продолжали работать по атомной теме, понимая, что силы сдерживания пригодятся и в новой геополитической реальности. 

Подводные стратегические силы могут быть оружием как упреждающего, так и ответного удара. Вероятность их сохранения для нанесения ответного удара несравненно выше, чем у других видов стратегических сил. Поэтому страна, делающая ставку не на морские стратегические силы, может рассматриваться как исповедующая доктрину упреждающего удара с вытекающими из этого последствиями
Сергей Ковалев
генеральный конструктор ЦКБ "Рубин"

Кроме того, затраты на содержание морских стратегических сил значительно меньше, чем на содержание стратегических сил наземного базирования. Каждый ракетоносец вооружен большим числом боевых блоков (до 200), но экипаж относительно невелик (около 150 человек), а для его обеспечения в значительной степени используются силы и средства, создаваемые на флоте для кораблей всех классов, пояснял Ковалев. 

Постепенно пришло понимание, что ВМФ России требуется серия новых, более совершенных атомных подводных стратегов. Проектирование "Бореев" началось еще в 80-х годах, но в 90-х проект был существенно переработан под новую ракету Морского института теплотехники.

Первый "Борей" — "Юрий Долгорукий" — был заложен на "Севмаше" в 1996 году, но де-факто строительство по доработанному проекту началось только в январе 2000 года. 12 февраля 2008 года "Долгорукий" был спущен на воду, а 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания.

Испытания корабля заняли пять лет, с 2008 года по 2012 год, вместо одного-двух лет, необходимых кораблю, поскольку летные испытания ракеты проходили на "Дмитрии Донском" и "Долгоруком" вместо плавстенда в Балаклаве. 

29 декабря 2012 года был подписан акт о приемке корабля, 10 января 2013 года на лодке был поднят флаг ВМФ, и она была зачислена в состав Северного флота. В 2013 и 2014 годах в боевой состав флота вошли "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вслед за ними в строй вступят пять крейсеров, созданных по улучшенному проекту "Борей-А".

Подготовила Анна Юдина