6 августа 2012, 14:13
Дело Pussy Riot

Участницы Pussy Riot не знали, что выступают в неположенном для этого месте

Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Как рассказала подсудимая, идея спеть в Храме пришла после того, как они услышали, что патриарх агитирует верующих голосовать за Путина

МОСКВА, 6 августа. /ИТАР-ТАСС/. Хамовнический суд Москвы приступил к допросу самих участниц панк-группы "Pussy Riot", обвиняемых в хулиганстве за проведение так называемого панк-молебна в Храме Христа Спасителя.

Первой показания дала Екатерина Самуцевич, которая повторила, что признает свое участие в группе и в акции в храме. Однако она не признала вину в хулиганстве по мотивам религиозной нанависти.

Также она рассказала, что группа была создана в знак протеста после того, как Владимир Путин объявил о намерении баллотироваться на пост главы государства на мартовских выборах. Их выступления проходили на Лобном месте Красной площади, крышах троллейбуса и следственного изолятора, где находились задержанные участники оппозиционных мероприятий. Акции "Pussy Riot" отличались внезапностью и необычностью.

"Идея спеть в Храме Христа Спасителя пришла после того, как мы услышали, что патриарх агитирует всех верующих голосовать за Путина", - сказала Самуцевич. При этом она отметила, что время было специально выбрано так, чтобы в храме не проходили службы и другие церковные обряды.

Она подчеркнула, что ни сама, ни ее подруги не хотели осквернить храм, находясь на солее и амвоне, и вообще не знали, что выступают в запрещенного месте.

"Нам нужна была площадка, мы нашли ее в центре храма возле ступенек, но, естественно, не собирались заходить в алтарь", - сказала Самуцевич.

При этом она добавила, что так как участницам группы никто не сделал замечания ни по внешнему виду, ни за их действия, они подумали, что никто и не против их выступления.

При этом подсудимая пояснила, что яркие балаклавы на их головах были надеты не для того, чтобы спрятать лица, они символизировали образ героя-антифашиста.

Между тем, как заявила другая подсудимая Мария Алехина, "панк-молебен" был направлен на критику органов власти и церкви, а не оскорбление чувств верующих.

"Мы критикуем органы власти и руководство церкви, а также руководство спецслужб", - сказала она, давая показания.

Алехина объяснила значение некоторых строчек песни "Богородица, Путина прогони", общий смысл которой, по ее словам, сводился к мирному протесту против современной политической обстановке в стране. "Все наши акции было совершены по единым политическим мотивам, - сказала подсудимая. - Наши помыслы есть и были чисты, у нас ненависти нет и не было". 

Еще одна подсудимая, Надежда Толоконникова, подтвердила в суде, что на "панк-молебне" были еще две девушки. По ее словам, она не знает их имен, так как друг-друга они называли только прозвищами. 

В храме с нами были еще две некие девушки. Как зовут их я не знаю, а их клички - "Серафима" и "Балаклава", - сказала Толоконникова, отвечая на вопрос адвоката потерпевших Елены Павловой.

"Вы всегда обращаетесь друг к другу только по кличкам?", - удивилась адвокат.

"Да, это позволяет сохранить принципы анонимности", - ответила Толоконникова, отметив, что не знает, где сейчас эти девушки.

Участница "Pussy Riot" заявила суду, что акцией в Храме Христа Спасителя активистки "высказались о расстраиваемом нас союзе патриарха с земной властью".

Толоконникова указала, что придерживается идеологии феминизма и поэтому не считает проведенные "панк-молебен" оскорблением по отношении к Богородице, которую в песни они также призывали стать феминисткой.

Она, как и две другие обвиняемые, назвала абсурдом попытку обвинения убедить суд в религиозной составляющей скандальной акции. "Никаких оскорблений в адрес Бога, Богородицы и всех верующих мы не произносили, в наших действиях не было агрессии", - считает Толоконникова.

"Филипп Киркоров тоже пел на амвоне и многим верующим это не понравилось, но заслуживает ли он уголовного преследования?", - заметила она.

Между тем, ранее в ходе предварительного расследования Толоконникова отказывались давать показания. 

21 февраля пять девушек в масках появились в Храме Христа Спасителя, вбежали на солею и амвон, подошли к алтарю и с помощью принесенной звукоусиливающей аппаратуры в течение нескольких минут исполняли нецензурную песню, выкрикивали оскорбительные слова в адрес священнослужителей и верующих.

Ответственность за произошедшее взяла на себя панк- группа "Pussy Riot", которая ранее уже проводила неоднозначные акции, в том числе на Лобном месте на Красной площади и в Биологическом музее. Трое предполагаемых участниц выступления - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич – были задержаны.

Этот процесс вызвал широкий общественный резонанс, породив дискуссию о том, должны ли подсудимые нести ответственность согласно Уголовному кодексу или достаточно наказать их административно. Его прокомментировал и президент России. Владимир Путин заявил, что не видит в поступке участниц "Pussу Riot" ничего хорошего, однако считает, что "так уж строго" судить их не стоит, и рассчитывает на обоснованное решение.