МОСКВА, 28 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Авиакомпания "Трансаэро" может увеличить количество бюджетных рейсов на направлениях, генерирующих выручку в валюте, реагируя на курсовые колебания, фиксируемые с начала 2014 года, сообщил руководитель департамента финансов перевозчика Евгений Темяков, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС в рамках раскрытия отчетности компании за 2013 год по стандартам МСФО.
Коррекция маршрутной сетки и парка
"Будет ли меньше поток (валютный денежный. - ИТАР-ТАСС)? Может быть, и будет меньше с точки зрения валютной компоненты, - не исключает он. - Но мы на это будем реагировать. Первое - мы, безусловно, не будем летать себе в убыток. То есть это будет плюс по тарифам. Второе - более широкое предложение по бюджетным направлениям с валютной компонентой".
По словам Темякова, благодаря существенной доле продаж блоков мест туроператорам и прямым продажам за рубежом валютные поступления в выручке "Трансаэро" составляют около 65%. Прямые расходы, включая топливо, - не более 50%. "То есть по текущему денежному потоку мы в консервативном выражении сбалансированы, а фактически - больше долларов", - добавил он.
Топ-менеджер "Трансаэро" отметил, что компания готова реагировать на изменения спроса за счет разветвленной маршрутной сетки. "Например, наш дисконт-класс - ответ на ситуацию на рынке, - сказал он. - Сейчас из Домодедова по более чем 30 направлениям летает дисконт-класс".
Вместе с тем, авиакомпания "Трансаэро" в рамках стратегии развития до 2018 года скорректирует структуру воздушного парка, увеличив количество узкофюзеляжных самолетов и сократив количество широкофюзеляжных. В целом количество самолетов в воздушном парке вырастет незначительно: со 100, по данным на 1 января 2014 года, до 109 в 2017 году. "Компания закончила наращивание летных мощностей, и дальнейшее развитие будет проводиться в рамках обновления и повышения эффективности парка", - поясняется в материалах перевозчика.
За четыре года из парка "Трансаэро" будут выведены в общей сложности 30 самолетов (из них 16 узкофюзеляжных Boeing 737, а также 11 широкофюзеляжных Boeing 767 и три Boeing 747). На смену этим машинам до 2018 года придут 15 новых Boeing 737, шесть А321, один А-320, шесть региональных Sukhoi SuperJet 100, четыре Boeing 767, четыре Boeing 747 и три А380.
Таким образом, в воздушном парке "Трансаэро" в 2017 году будет 60 узкофюзеляжных самолетов (на конец 2013 года - 48), 47 - широкофюзеляжных самолетов (сейчас 50), а также по-прежнему останется два грузовых Ту-204.
Заемный капитал вместо стратегического инвестора
По словам Темякова, авиакомпания" пока не планирует привлечение стратегического инвестора, делая ставку на капитал с долгового рынка. "Привлекая капитал (заемный. - ИТАР-ТАСС), вы четко знаете, сколько он стоит - особенно если это рубли, если это облигационный заем. Привлекая же акционерный капитал, вы всегда платите дороже", - пояснил топ-менеджер. "Мы не собираемся делать дополнительную эмиссию акций", - сказал он, уточнив, однако, что этот вопрос находится в компетенции акционеров компании.
По словам Темякова, компания способна и далее привлекать заемный капитал. В октябре и декабре 2013 года были выпущены два облигационных займа - на 3 млрд и 2,5 млрд руб., напомнил он. Сейчас в обращении находится три рублевых выпуска биржевых облигаций общим объемом 8 млрд руб.
Осенью 2013 года совет директоров "Трансаэро" одобрил выпуск облигационных займов на общую сумму 9 млрд рублей: было одобрено размещение облигационных займов третьей серии - на 3 млрд руб., четвертой - на 4 млрд руб. и пятой - на 2 млрд руб.
"Один из них как раз размещен, другие - "лежат на полке", - пояснил Темяков.
Топ-менеджер сообщил, что структура финансовых обязательств компании изменилась: если в 2012 году пропорция "короткий - долгий кредит" была 30 на 70%, то в 2013 году - 50 на 50%. Значительная доля обязательств компании - это обязательства в долларах США (61% в 2013 году против 66% годом ранее). Доля рублевых обязательств в общей структуре финансовых обязательств увеличилась с 34 до 37% и преимущественно сформирована из банковских кредитов и облигационных займов.
Долгосрочные обязательства компании в 2013 году составили 59,837 млрд руб., показав рост почти на 20%. Краткосрочные обязательства "Трансаэро" выросли на 22,95%, до 56 млрд руб. Капитал и обязательства перевозчика составили почти 121,65 млрд руб., что почти на 23% выше итога 2012 года. Чистый долг вырос на 17,9%, до 90,5 млрд руб.
Основная статья расходов - топливо для воздушных судов
Чистая прибыль авиакомпания в 2013 году составила более 788 млн руб. против убытка почти 228 млн руб. годом ранее, следует из отчетности компании по стандартам МСФО. Выручка от авиаперевозок и других услуг "Трансаэро" выросла на 15,3%, до 105,9 млрд руб. Операционные расходы авиакомпании росли более низкими темпами: рост составил 13,78% (95,3 млрд руб.). Основная статья расходов - на топливо для воздушных судов - выросла на 17,14%, до 39,3 млрд руб. (это выше темпов роста 2012 года, по итогам которого расходы на авиатопливо выросли на 12%).
Темяков, представляя отчетность, объяснил это более интенсивным использованием узкофюзеляжных самолетов, ростом цен на керосин и колебаниями курса доллара. Доля затрат на авиатопливо в общей структуре затрат в 2013 году составила 41,9 % (40,7% годом ранее).
В итоге операционная прибыль компании в 2013 году выросла на 31,21%, почти до 10,567 млрд руб. Прибыль после налогообложения составила 788,38 млн руб. (в 2012 году фиксировался убыток почти в 228 млн руб., в 2011 году - прибыль в 2,192 млрд руб.).
Авиакомпания "Трансаэро" - вторая по пассажиропотоку в РФ (после "Аэрофлота"). За 2013 год перевезла почти 12,5 млн человек. Доля "Трансаэро" на рынке гражданской авиации России по пассажирообороту по итогам 2013 года составила в целом 21%, на международных линиях - 25%, на внутренних - 13%.
Основную выручку по авиаперевозкам дали азиатские направления (в том числе Турция) - рост на 13%, до 25,8 млрд руб., внутрироссийские маршруты принесли более 25,6 млрд руб. (плюс 22,2%), а самый значительный рост показали европейские направления - более чем на 50%, до почти 21,29 млрд руб.
Гендиректор компании Ольга Плешакова владеет 18,39% акций "Трансаэро", еще 18,23% - у председателя совета директоров Александра Плешакова, 11,06% за "Трансаэро Финанс", 3,35% - у Росгосстрахбанка, 3% акций - у Татьяны Анодиной, 2,83% - у Jeimbo Cyprus Limited. В депозитарии Московской биржи, по словам Темякова, находится около 30% капитала компании.