СМИ: российские чиновники готовят ответ на санкции ЕС против авиакомпании "Добролет"

ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин

Рассматривается возможность ограничения или полного запрета транзитных полетов европейских авиаперевозчиков через Сибирь

МОСКВА, 5 августа. /ИТАР-ТАСС/. Российские чиновники рассматривают возможность ограничить или вовсе запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России. Об этом пишет во вторник газета "Ведомости" со ссылкой на несколько источников. 

По словам одного из собеседников издания, разговоры о возможном ограничении транзита для европейских перевозчиков начались вскоре после первых санкций против России со стороны ЕС. Но последние события - остановка "Добролета" и штрафы, которые наложила Украина на российские авиакомпании за полеты в Крым, - требуют ответа, сказал он.

Решение должно принять правительство, сейчас идут консультации на уровне Минтранса и МИДа, говорит собеседник "Ведомостей". Представители обоих министерств от официальных комментариев пока отказались.

Решение еще не принято, подчеркнул высокопоставленный федеральный чиновник. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова сказала, что в аппарат правительства "подобных предложений от ведомств не поступало". Но человек, близкий к МИДу, заверил, что "любые недружественные меры ЕС, в том числе в области воздушных перевозок, будут изучаться и без ответа не останутся".

Транссибирский маршрут 

 Для полетов из Европы в Азию авиакомпании используют самый короткий маршрут - транссибирский - и платят за это деньги "Аэрофлоту". В начале 1970-х годов иностранные авиакомпании на многое готовы были пойти, лишь бы СССР открыл им коридор, рассказывал журналу SmartMoney руководитель Росавиации Александр Нерадько: таким образом они смогли бы сократить маршрут на 4 тыс. км и экономить до $30 тыс. на каждом рейсе.

При этом иностранные перевозчики сами предложили дать им возможность пользоваться транссибирским маршрутом за деньги. Бенефициаром сделки стало тогда единственное авиапредприятие страны - "Аэрофлот". После распада СССР система транссибирских платежей сохранилась, и деньги по-прежнему получал "Аэрофлот". Сборы могли достигать $500 млн. Но большую часть средств "Аэрофлот", как правило, направлял на нужды авиации. В настоящий момент, по словам человека, близкого к совету директоров "Аэрофлота", авиакомпания получает от иностранных перевозчиков не более $300 млн в год.

Крупнейшие плательщики - Lufthansa, British Airways, Air France. Lufthansa в курсе проблемы и обеспокоена возможными убытками, которые оцениваются более чем в €1 млрд за три месяца санкций, утверждает человек, близкий к контрагенту крупных европейских авиакомпаний. 

Санкции в отношении "Добролета"  

Авиакомпания "Добролет" с 4 августа приостановила свои полеты, пояснив решение введением ЕС экономических санкций и последующим отказом со стороны ряда европейских контрагентов выполнять свои обязательства перед авиаперевозчиком: аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации.

Санкции в отношении "Добролета" ЕС объяснил тем, что компания выполняет полеты в Крым.

Авиакомпании, выполняющие рейсы в Крым. Досье