10 июня 2022, 08:17

Эксперты: Россия сможет восполнить дефицит импортного вина в течение 5 лет

По словам президента Союза управляющих ресторанами России Сергея Миронова, проблемы с поставками вин наблюдаются по всем направлениям импорта, но винные компании находят обходные пути

МОСКВА, 10 июня. /ТАСС/. Российские рестораторы испытывают проблемы с импортными винами и предлагают гостям отечественные бренды. При этом расширение их ассортимента возможно только в перспективе пяти лет, сообщили опрошенные ТАСС эксперты и представители отрасли.

"В высоком и среднем сегменте замещение не происходит. <...> Мы не можем заменить все направления и провинции в винной карте на российское [вино]. Российское вино есть хорошее, но не в том ассортименте, который нам необходим. За месяц не вырастут новые виноградники. Расширение возможно, но в перспективе пяти лет", - сказал ТАСС президент Союза управляющих ресторанами России, общественный омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов.

По его словам, проблемы с поставками вин наблюдаются по всем направлениям импорта, например из США и Новой Зеландии. В то же время винные компании находят обходные пути, отметил он.

Основатель ресторанного холдинга "Тигрус" (рестораны "Швили", Osteria Mario, BQ Cafe, Zest Coffee & Wine) Хенрик Винтер отметил, что гости с пониманием относятся к тому, что в наличии может не быть какого-то импортного алкоголя. Главное - предложить альтернативу, чтобы потребитель остался доволен, подчеркнул он. "Мы заменили наши базовые вина по бокалам с итальянских на российские, не потеряв в качестве и оставив почти такую же цену для наших гостей. Клиенты положительно относятся к появлению в картах вин российских производителей. Проанализировав рынок, можно с уверенностью сказать, что в России есть прекрасные вина, которые в этом году будут трендом", - убежден Винтер.

Дефицит российских вин

Производители прогнозируют дефицит российских вин из-за повышенного спроса, который наблюдается уже сегодня. Так, президент группы компаний "Абрау-Дюрсо" Павел Титов ожидает нехватки российских вин, в том числе игристых, в новогодний сезон. "Если величина спроса будет сохраняться и далее, это приведет к определенному дефициту вина в новогоднем сезоне, так как наши рассчитанные на этот год объемы достаточно быстро распродаются. Вино же из урожая этого года потребитель сможет попробовать только в следующем году, что объясняется технологическими особенностями производства вина", - сказал он.

Шеф-сомелье ресторанной группы Bazar Family ("Винный Базар", "Танцы. food&people", "Игристый", Crosta pizza bar, "Кочевники") Матвей Селиванов согласен, что нужно уже сейчас готовиться к дефициту вин в конце года. "Для того чтобы сработать на опережение и избежать дефицита иностранных вин, мы активно разрабатываем стратегию по замещению российскими аналогами. Мы проводим множество дегустаций и фестивалей, которые нацелены на приобщение наших гостей к альтернативам, которые существуют у российских производителей. За последние годы в России вырос уровень качества и количества алкоголя, который производится. Не крепкого алкоголя, а именно вина. Виноделие переживает самый большой расцвет за последнее столетие", - рассказал эксперт.

Он отметил, что можно найти неплохие игристые вина, сделанные по похожей с просекко технологии, например, в Дагестане. "Это новый качественный терруар, на который стоит обратить внимание. Климат похож на средиземноморский, благодаря чему вина получаются яркими, ароматными и сочными, но при этом не лишенными своей изюминки. Также в Краснодарском крае, например, производитель "Лефкадия" делает великолепные образцы по классической технологии, их консультирует французский энолог", - добавил Селиванов.

Напитки покрепче

Наблюдаются проблемы и в поставках крепкого алкоголя в рестораны. Так, заморозили деятельность в стране Remy Cointreau, Brown-Forman и другие компании, а их дистрибьюторам AST и Luding запрещено продавать их товары на территории РФ. Рестораторы стараются выкупить товары со складов с максимальной скоростью. Как считает Миронов, до осени склады будут "вымыты" по всем этим направлениям.

Часть глобальных компаний ушли с рынка официально, распустив свои команды, такие как "Перно-Рикар" (Jameson, Chivas Regal и др.), "Диаджио" (Red и Black Label, Captain Morgan и др.), "Браун-Форман" (Jack Daniels), и продают остатки. Поэтому ресторанный бизнес сейчас ощущает проблемы с поставками алкоголя и ищет альтернативы, отметил основатель холдинга "Тигрус" Хенрик Винтер. "Из крупных игроков на рынке пока еще остаются "Бакарди Рус" и "Кампари Рус", которые имеют большие стоки алкоголя и отгружают ключевых клиентов по контрактам", - пояснил он.

В нынешних условиях, чтобы облегчить маленьким производителям дистиллятов путь в рестораны, создана рабочая группа при Росалкогольрегулировании, рассказал глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

Полки ретейла и маркетплейсов

Российские ретейлеры испытают трудности с закупками виски, текилы, вин из Новой Зеландии и Калифорнии. Возможен также уход из России ряда европейских производителей алкоголя высокого ценового сегмента (выше 300 евро из-за санкций), рассказали в пресс-службе "Азбуки вкуса".

"Мы зафиксировали всплеск спроса на алкогольные напитки в марте и снижение в апреле - мае. Сложности с поставками иностранного алкоголя были, они связаны с отказом ряда производителей от сотрудничества. Ситуация постоянно меняется. Кто-то из поставщиков временно приостанавливает сотрудничество, кто-то уходит, кто-то без сложностей продлевает партнерство. На освобождающиеся категории мы ищем и успешно находим альтернативных иностранных поставщиков на территории тех же стран", - сказали в пресс-службе компании.

Маркетплейс Wildberries отмечает стабильно высокий спрос на алкогольные напитки среди россиян на протяжении всей весны. "Наиболее популярными алкогольными напитками среди наших покупателей являются тихие и игристые вина. Если же говорить о крепком алкоголе, то самым продаваемым напитком является виски, а также джин и различные ликеры. Спрос на виски в мае 2022 года вырос на 620% по сравнению с январем этого года, на вина - на 1 586%", - рассказали в пресс-службе маркетплейса.

Также большим спросом пользуются красные сухие вина, к маю-июню вырос спрос на белые сухие и полусухие вина, а также белые игристые вина, которые являются популярными летними алкогольными напитками. "В рейтинг наиболее востребованных вин входят напитки из винограда сортов каберне совиньон, мерло, мускат, рислинг, глера (для вин Prosecco)", - рассказали в пресс-службе. Там уточнили, что доставка алкоголя через маркетплейс не осуществляется: товар привозят в ближайший алкогольный магазин, который сотрудничает с компанией. 

Теги:
Россия