23 июня 2022, 21:21
Арктика

Минпромторг предложил новые механизмы для поддержки судостроения в Арктике

В рамках пилотного проекта планируется поддержка посредством нулевой ставки НДС для предприятий отрасли на определенных условиях

МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Минпромторг России предложил поддерживать судостроение не только с помощью госпрограмм, но и с помощью других механизмов, в том числе нулевой ставки НДС для предприятий отрасли на определенных условиях. Об этому журналистам сообщили в пресс-службе аппарата полпреда в ДФО по итогам Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, которую провел вице-премьер - полпред Юрий Трутнев.

"Минпромторг России представил предложения по содействию предприятиям судостроения. Так, министерством прорабатываются меры господдержки судостроения и судоремонта не только с помощью госпрограмм, но и на основе других механизмов. Например, по линии Фонда развития промышленности выдается льготный заем на реализацию инвестиционных проектов, целью которых является, в том числе, и развитие производственных мощностей предприятий", - говорится в сообщении.

Минпромторгом России внесено предложение по разработке пилотного проекта по установлению нулевой ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики. Одно из условий "пилота": предприятия судоремонта в этих регионах должны выполнить встречные обязательства по сохранению численности работников и модернизации своих мощностей.

Как доложил статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, планом развития инфраструктуры Северного морского пути предусмотрено строительство 37 судов (8 ледоколов, 16 аварийно-спасательных и 13 гидрографических судов), включая ледоколы проекта 22220 и проекта "Лидер". Два из них, ледокол "Арктика" и "Сибирь", уже построены и работают на трассе Севморпути. В ноябре планируется сдача серийного универсального атомного ледокола "Урал".

По информации госкорпорации "Росатом", для обеспечения устойчивой эксплуатации Северного морского пути (СМП) необходимо предусмотреть строительство дополнительно шести ледоколов, а также 16 аварийно-спасательных судов и судна атомного технологического обслуживания. Кроме того, для реализации арктических инвестиционных проектов запланирована постройка еще 32 транспортных судов ледового класса.

Губернатор Петербурга Александр Беглов, который также принял участие в заседании госкомиссии, отметил, что город обладает необходимыми мощностями для приема судов, которые обеспечивают северный завоз и транспортировку грузов по Севморпути. В мае был организован сбор информации от потенциальных отправителей грузов по СМП на июнь-сентябрь 2022 года, так, к отправке готовятся строительные материалы и строительная спецтехника, энергетическое и навигационное оборудование. Среди регионов-грузополучателей - Красноярский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область и Сахалин.

Планы по грузопотоку

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути в прошлом году составил около 34,9 млн тонн. Это, как подчеркнули в полпредстве, почти на 2 млн тонн больше, чем в 2020 году, когда было перевезено 32,9 млн тонн. Из них нефть - 7,9 млн тонн, СПГ и газовый конденсат - 20,6 млн тонн, уголь - 0,1 млн тонн, металлы - 0,9 млн тонн, транзит - 2 млн тонн и грузы обеспечения - 2,9 млн тонн. Всего перевезены грузы общей стоимостью 1,6 трлн рублей, из которых металлы и руды составили 856 млрд рублей.

"Таким образом, превышен целевой показатель федерального проекта "Развитие Северного морского пути", в соответствии с которым к 2021 году необходимо было достигнуть 32 млн тонн грузопотока. При этом положительная динамика сохраняется: по предварительным оценкам, объем грузопотока по Северному морскому пути за первое полугодие 2022 года может вырасти на 5-7% по отношению к первому полугодие 2021 года", - сказано в сообщении.

К 2024 году планируется создать инфраструктуру для увеличения грузопотока до 80 млн тонн и повышения суммарной мощности портов на Северном морском пути - до 83 млн тонн в 2024 году.